Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:13, контрольная работа
Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала .
Цель контрольной работы - рассмотреть психологию эмоциональных отношений как основу семейной жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………
I часть. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
§1. Понятие «любовь». Виды и модели любви…………..……..………..
§2. Любовь как высшее проявление эмоций человека…………..……...
§3. Развитие любви как чувства………………………….…....………….
§4. Теории любви………………………………………………..…………
4.1. Любовь как признак неадекватности…………………………..
4.2. Теория любви А. Афанасьева…………………………………..
4.3. Теория любви В.И. Мустейна…………………………………..
4.4. Теория любви Роберта Дж. Стернберга……………………….
4.5. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции…………………………………………….
§5. Любовь и брак………………………………………………………….
II часть. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………..……………….…….....………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……..……………………….
II
часть. ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Рассмотрим изучение механизмов эмоциональной идентификации в семье, которая преследует две цели:
во-первых, установить, в какой мере эти механизмы действуют;
во-вторых (и это особенно важно), каковы «резервы» взаимной идентификации, т. е. возможности усиления действия данных механизмов.
О таких «резервах» взаимной идентификации Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий говорят в первую очередь в случаях, когда тот или иной член семьи способен (склонен) испытывать потребность в отношениях симпатии, однако отношения в семье, особенности личного облика других членов семьи «блокируют» проявление этого чувства и, соответственно, формирование взаимоотношений, основанных на симпатии.
Перед психологом или врачом, работающим с семьей, стоит нелегкая задача — в отношении каждого члена семьи выявить «образ человека» и «тип взаимоотношений с ним», которые активизируют у данного члена семьи чувство симпатии.
При
решении этой задачи может оказаться
полезной разработанная Э.Г. Эйдемиллером
и В.В. Юстицким методика «Предпочитаемый
тип симпатии» (ПТС).
Методическая
процедура «Симпатия»
или ПТС «Предпочитаемый
тип симпатии»
П – психотерапевт.
К – клиент.
1. Вступительная часть. Ранжирование портретов. П (раскладывает портреты в порядке нумерации).
П: «Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этих людей! Они разные по полу и возрасту, но у каждого свой собственный неповторимый характер, не похожий на другие. Представьте себе характеры этих людей!»
К (рассматривает портреты).
П: «А теперь выберите среди них человека, который Вам больше всего нравится!»
К (выбирает).
П: «Спасибо!» (вынимает этот портрет).— «Положите его, пожалуйста, вот сюда! А теперь найдите из оставшихся, кто Вам больше всех нравится, и положите его рядом, и так до тех пор, пока всех не разложите — от самого Вам симпатичного до самого антипатичного!»
К (раскладывает).
П (когда ранжирование заканчивается, переписывает номера карточек, затем вновь раскладывает в порядке нумерации).
2. Выявление ведущего стимула симпатии.
П:
«Ответьте, пожалуйста, на несколько
вопросов, касающихся людей, портреты
которых Вы только что раскладывали
(стандартные вопросы
Вопросы:
9. У кого во внешнем облике больше всего черт, которые Вам вообще нравятся в людях?
10. Кого охотнее всего Вы взяли бы на совместное увеселение?
3. П (устанавливает, носитель какого качества оказывается ближе всего к началу ряда. Например, какие качества приписывает К тому, кто ему «больше всего нравится»),
П (предлагает К проранжировать все портреты по упомянутому качеству. Например, если наиболее нравящийся К тот, кто более других способен ощутить чувство благодарности за добро, что ему сделали, то П предлагает всех проранжировать от наиболее способного до наименее способного ощутить чувство благодарности).
К (выполняет ранжирование).
4. П (вручает пустые карточки).
П: «Представьте, что на этих пустых карточках обозначены портреты членов Вашей семьи! Обозначьте, как Вам удобно, каждого!»
К (обозначает).
П: «А теперь вставьте в эти карточки ряд портретов! На какое место Вы бы положили каждого?»
К (раскладывает).
Если изучается несколько ведущих стимулов симпатии, то все повторяется со следующим качеством, начиная от пункта 3.
Оценка:
каждому члену семьи, «пустые
карточки» которых
5. Интервью по конкретизации ведущего стимула.
П (кладет перед К портрет человека, наиболее привлекательного по ведущему стимулу).
П: «Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее об этом человеке все. Что приходит в голову! Что он сейчас делает? О чем думает? Что чувствует? Что его заботит и что радует? В каком настроении? Что ему нравится и что не нравится? Кем бы этот человек мог быть для Вас (сыном, мужем, хорошим знакомым)? Как бы он с Вами разговаривал, как бы обращался? Как бы Вы вели себя по отношению к нему?»
Аналогичным
образом конкретизируются и другие
стимулы [8, с.173-175]
Рисунки
Обратимся к примерам проявления данного механизма семейной интеграции в семьях, оказывающих психотравмирующее воздействие на своих членов.
Серафима 3., 36 лет. Замужем. Муж — Сергей 3., 33 лет. Живут в браке 14 лет. Имеют дочь 13 лет.
Серафима 3. обратилась к врачу в связи с нарушениями в поведении ребенка. Однако оказалось, что действительная причина обращения — конфликт с мужем, продолжающийся, по ее словам, уже несколько лет. С конфликтом она связывает имеющиеся у нее соматические заболевания: хронический гастрит и транзиторную гипертонию. Эти заболевания связаны, по ее словам, с эгоизмом мужа. Она выполняет самостоятельно, без малейшей помощи с его стороны, все весьма многочисленные работы по домашнему хозяйству. «Я прихожу с работы, не отдохнув ни минуты, отправляюсь на кухню и нахожусь там уже до позднего вечера». О поведении мужа в семье Серафима 3. рассказывает с неподдельным возмущением: «Он приходит домой и сразу на диван. У меня, видите, все руки в мозолях. У него руки нежные, как у женщины. У него имеется масса всяких средств для ухода за руками: напильничков, щипчиков и т. п.». Несмотря на отнюдь не благополучное в материальном отношении положение семьи, он одни за другими приобретал несколько пар домашних туфель, пока не купил такие, какие его устраивают. С особенным возмущением она рассказывала о его «развратной» привычке залезть в ванну с сигарой и рюмкой коньяка и не выходить по нескольку часов. Характерным для семейных взаимоотношений был эпизод приобретения семьей ковра. Началось с того, что она несколько раз говорила мужу о необходимости вместе с ней отправиться за покупкой ковра. В конце концов, ничего не добившись, она сама пошла в магазин и, несмотря на все болезни, самостоятельно принесла ковер домой. Не удалось добиться помощи и в размещении ковра. Когда она, наконец, сама, сдвинув тяжелую мебель, разложила ковер, муж, вернувшись с работы, только сделал мелкие замечания по поводу небольших изменений в расстановке мебели. Основное, чего Серафима 3. ожидала от психотерапии,— это помощи «в преодолении эгоизма мужа». Вопреки ожиданиям, муж охотно согласился встретиться с психотерапевтом.
Психологическое обследование показало, что истинная проблема намного глубже, чем это непосредственно вытекало из рассказа Серафимы 3. У нее была обнаружена психологическая проблема, связанная с борьбой за признание и чувство благодарности со стороны окружающих. Проблема эта в значительной мере была связана со взаимоотношением Серафимы 3. в детском и подростковом возрасте с ее матерью. Последняя обращала внимание на дочь лишь в случае каких-то больших достижений или, напротив, достаточно серьезной болезни. Установку борьбы за признание «чрезвычайными мерами» Серафима 3. перенесла и в нынешнюю семью.-
Игнорирование мужем ее усилий было связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, личная установка. По словам мужа, ему «всегда было трудно и неприятно вслух выражать благодарность, даже если в душе ее чувствовал». Во-вторых, он был уверен, что в случае, если он будет выражать ей благодарность и признательность за все, что она делает для семьи, «претензиям не будет конца». «Она почувствует власть в семье, и получится, что раз она так много делает, и я это признаю, то и мне надо или с утра до вечера выбивать ковры и стирать пылинки, или с утра до вечера ее благодарить». Конфликт накладывал влияние на широкий круг взаимоотношений в семье. В частности, жена старалась преодолеть его «эгоизм и неблагодарность» и пробудить у него чувство вины, критикуя его чрезмерный гедонизм и совершая «подвиги ради семьи» типа приобретения ковра. В ответ на моральное давление с ее стороны он усиливал сопротивление в виде полного игнорирования ее заслуг перед семьей.
Связанные с этим конфликтом нервно-психическое напряжение, неудовлетворенность, отчаяние, ожесточенность действительно играли немалую роль в возникновении и хронификации ее психосоматических по своей природе заболеваний. Определенную роль играло и место этих заболеваний в решении ее главной задачи — оказании морального давления на мужа.
Как
было показано выше, немалую роль в
разрешении семейного конфликта
и его неблагоприятных
Потребности каждого члена семьи в симпатии и возможность их удовлетворения изучались клинически и с помощью описанной выше методики ПТС. В полном соответствии с ожиданиями у Серафимы 3. выявлена ведущая потребность в похвале и признании со стороны авторитетной личности. Люди, с чьей стороны ей необходимо признание, в соответствии с данными исследования, старше ее, благожелательно наблюдают за ее усилиями, советуют «поберечь себя». Весьма любопытно, что в описании взаимоотношений с такими людьми не фигурируют похвалы вслух (которые, как мы помним, создают проблемы для ее мужа). Ей важно, что на нее смотрят и думают о ней одобрительно. Содержание этих мыслей: похвала и признание ее самопожертвования. Неожиданностью при исследовании было содержание второго ведущего стимула. Оказалось, что ей нравятся люди, которые радуются, испытывают удовольствие, причем именно в случае, если она сама может им доставить его. Лица, которым она хотела бы сделать подарок (два человека), оба оказались среди первых шести, наиболее нравящихся. В обоих случаях это были молодые люди: мальчик и юноша. Во многом соответствовали исходным предположениям и результаты обследования Сергея 3. Ему более всего нравятся люди, которые стремятся ему помочь, доставить ему радость, удовольствие.
Оба
супруга поместили «белые карточки»
с воображаемыми портретами друг
друга в конец
Информация о работе Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни