Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала .
Цель контрольной работы - рассмотреть психологию эмоциональных отношений как основу семейной жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………

I часть. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
§1. Понятие «любовь». Виды и модели любви…………..……..………..
§2. Любовь как высшее проявление эмоций человека…………..……...
§3. Развитие любви как чувства………………………….…....………….
§4. Теории любви………………………………………………..…………
4.1. Любовь как признак неадекватности…………………………..
4.2. Теория любви А. Афанасьева…………………………………..
4.3. Теория любви В.И. Мустейна…………………………………..
4.4. Теория любви Роберта Дж. Стернберга……………………….
4.5. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции…………………………………………….
§5. Любовь и брак………………………………………………………….

II часть. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………..……………….…….....………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……..……………………….

Файлы: 1 файл

Психология эмоц-х отн-й как основа сем-й жизни.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

   В исследовании М.Н. Риди и др. [Reedy et al., 1982] предметом изучения стали изменения значимости аффективных и поведенческих компонентов, составляющих, по мнению авторов, отношения любви в период перехода от ранней к средней зрелости, пожилому возрасту и старости. К таким компонентам были отнесены эмоциональная безопасность, уважение, сексуальная интимность, коммуникация, игровое и помогающее поведение (взаимопомощь) и лояльность (терпимость) [3, с.77-78].  
 
 

   §5. Любовь и брак 

   Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любовных переживаний.

   С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

   По  мнению некоторых исследователей, в  большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.

   С.В. Ковалев пишет:

   Во-первых, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем — вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».

   Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции [4, с.76].

   Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда  ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

   Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого [1, с.57].

   Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях [8, с.19-20].

   Отношения симпатии играют многообразную роль в жизнедеятельности семьи. Во-первых, эти отношения удовлетворяют  чрезвычайно важную потребность  членов семьи в эмоциональном  общении, симпатии. Значительная роль данной потребности в развитии человека, в сохранении его психического здоровья хорошо известна (Obuchowski К.). Особенно губительно отсутствие отношений симпатии в раннем возрасте (Langmeier J., Matejcek Z.). Фрустрация данной потребности оказывается немаловажным источником личных и поведенческих расстройств (Bandura A., Walter R.). Во-вторых, эти отношения оказывают многообразное воздействие на различные стороны жизни семьи. Они как раз и играют основную роль в том, что происходит усиление просемейных мотивов и ослабление антисемейных.

   Рассмотрим некоторые проявления такого воздействия отношений симпатии:

  1. Отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Человеку, который симпатичен, а особенно которого любят, многое прощается. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям его личности и характера [8, с.72].

       Эту сторону семейных взаимоотношений  ярко охарактеризовал А.В. Петровский, указывая, что степень эмоциональной  близости — это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что интересно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви» [6, с.196-197].

       Во  многом сходным по психологической  сути является действие симпатии в  супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фрустрации». Это свойство симпатии особенно важно, когда семьи нуждаются в семейной психотерапии, имеют различные нарушения и как следствие их — состояния фрустрации, агрессии, тревоги, напряжения [8, с.72].

  1. Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Чрезвычайно при этом важно, что это — интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь, обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Одно из важных следствий отношений симпатии — это подробно описанный Q. Homans механизм сближения представлений лиц, испытывающих положительные чувства друг к другу. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.
  2. Важную роль в снятии и смягчении межличностных и внутриличностных конфликтов играет и характерная при симпатии склонность относиться к радостям и неудачам другого индивида так и своим собственным («сочувствие и сорадость»). В частности, усиливается стремление к тому, чтобы найти удовлетворяющий обоих выход, повышается готовность уступить [8, с.73].
  3. По верному замечанию А. В. Петровского: «...явление соучаствования выступает как собственно групповой феномен, преобразующий индивидуально-типические черты личности, к примеру, эмоциональную холодность, агрессивность и т. д.». Даже агрессивный, эгоистичный человек под влиянием чувства симпатии во многом изменяется, действует в определенной мере вопреки своему характеру [6, с.197].

   Функционирование  и развитие отношений симпатии зависят  от ряда моментов. Это, с одной стороны, личностные особенности членов семьи. Способность испытывать симпатию имеется  не у каждого человека, и уровень развития ее у разных людей также различен. С другой стороны, немаловажную роль играет и то, как сложились семейные отношения, в какой степени они пробуждают (или, наоборот, подавляют) взаимную симпатию членов семьи.

   Таким образом, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустрационные состояния; снижают взаимную агрессивность членов семьи; создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов.

   Структура отношений симпатии как механизма семейной интеграции. В состав данного механизма входят:

   1. Эмоции симпатии. Способность сочувствовать, реагировать на чужие как отрицательные, так и положительные эмоции — свойство, весьма распространенное, присущее подавляющему большинству людей (Reykowski J.).

   2. Совокупность стимулов (особенностей ситуации, личностные качества других людей), способных вызвать чувство симпатии у членов семьи. Психологические исследования над стимулами, вызывающими чувство симпатии, выявили значительное многообразие обстоятельств, которые могут пробудить данное чувство. Это определенное личностное сходство между индивидом, вызывающим чувство симпатии, и тем, у кого оно возникает; наличие у объекта симпатии различных социально одобряемых качеств; наличие качеств, облегчающих межличностный контакт, и др. (Berkowitz L., Potocka-Hoser A.).

   Симпатия  возникает также как ответное чувство, реакция на соответствующее («альтруистическое») поведение. Совокупность стимулов, вызывающих у каждого отдельного человека чувство симпатии к другому, высоко индивидуальна и значительно различается у разных людей. Особенно это касается не поверхностной, а так называемой «глубокой симпатии», т. е. симпатии между людьми, связанными многосторонней связью (например, между членами семьи). Здесь большую роль играет не наличие отдельных личностных особенностей у объекта симпатии, а весь «личностный облик», т. е. их определенное сочетание, составляющее целостный образ (Sorokin P.). Особенность этого личностного облика зависит от сложной совокупности условий воспитания, психологических характеристик людей, с которыми он был связан (особенно в детстве), характера взаимоотношений с этими людьми.

   3. Соответствие (несоответствие) реальных семейных  отношений, в которые включен индивид, вышеуказанной совокупности стимулов; в какой мере другие члены семьи обладают способностью (в силу их личностных особенностей и характера взаимоотношений с индивидом) пробудить чувство симпатии [8, с.74].

   Как уже говорилось, совокупность стимулов, вызывающих чувство симпатии, у каждого  отдельного человека весьма индивидуальна. Поэтому мы можем столкнуться в семье с ситуацией, когда член семьи в высокой степени способен испытывать чувство симпатии по отношению к другим людям. Однако именно в собственной семье его окружают люди, в силу личностных особенностей и отношении с индивидом не вызывающие такого чувства. Индивид, симпатизирующий людям, которым он может покровительствовать, опекать их, может не испытывать этого чувства, если с членами семьи его связывают совершенно иные отношения, например он сам является опекаемым.

   4. Семейно-интегрирующее  воздействие отношений  симпатии. Речь идет о проявлениях симпатии и ее воздействии на различные стороны жизни семьи, в частности уменьшение состояний фрустрации, агрессии, тревоги; нервно-психического напряжения; создание предпосылок для разрешения межличностных противоречий. Очевидно, что все перечисленные виды семейно-интегрирующего воздействия отношений симпатии по-разному проявляются в разных семьях. Поэтому при анализе конкретной семьи необходимо уточнить характер и степень этого воздействия [8, с.75].

   О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н. Г. Юркевич. Выводы по результатам:

  1. В счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее — по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии — 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение — 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было. У мужчин ответы приблизительно сходные.
  2. 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, — это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.
  3. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь— 32,8%, симпатию — 13,01%. Появился ответ «безразличие» — 4,47%. Не дали ответа 10,16%. В неудачных браках превалировали привычка — 44,85% и безразличие — 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью — 5,22%, симпатией — 1,74%.

   На  основе проведенных исследований автор  делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль (Юркевич Н. Г.). Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хотят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества»» [1, c.58-59]. 
 
 

Информация о работе Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни