Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала .
Цель контрольной работы - рассмотреть психологию эмоциональных отношений как основу семейной жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………

I часть. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
§1. Понятие «любовь». Виды и модели любви…………..……..………..
§2. Любовь как высшее проявление эмоций человека…………..……...
§3. Развитие любви как чувства………………………….…....………….
§4. Теории любви………………………………………………..…………
4.1. Любовь как признак неадекватности…………………………..
4.2. Теория любви А. Афанасьева…………………………………..
4.3. Теория любви В.И. Мустейна…………………………………..
4.4. Теория любви Роберта Дж. Стернберга……………………….
4.5. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции…………………………………………….
§5. Любовь и брак………………………………………………………….

II часть. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………..……………….…….....………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……..……………………….

Файлы: 1 файл

Психология эмоц-х отн-й как основа сем-й жизни.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Коми  государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Педагогика и психология» (заочное отделение) 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  основам психологии семьи 

и семейному консультированию 
 

ТЕМА: 

    ПСИХОЛОГИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ  КАК ОСНОВА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 
 
 
 
 
 

                     Выполнила:

                     студентка 3 курса 1 группы

                     Кайдалова О.А. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Сыктывкар, 2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………
3
 
I часть. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
 
4
    §1.
Понятие «любовь». Виды и модели любви…………..……..……….. 4
    §2.
Любовь  как высшее проявление эмоций человека…………..……... 9
    §3.
Развитие  любви как чувства………………………….…....…………. 10
    §4.
Теории  любви………………………………………………..………… 11
  4.1. Любовь как  признак неадекватности………………………….. 11
  4.2. Теория любви  А. Афанасьева………………………………….. 12
  4.3. Теория любви  В.И. Мустейна………………………………….. 13
  4.4. Теория любви  Роберта Дж. Стернберга………………………. 13
  4.5. Социально-психологический  подход к любви в контексте  проблемы аттракции…………………………………………….  
15
    §5.
    Любовь и  брак………………………………………………………….
16
 
    II часть. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
 
21
 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………..……………….…….....………………
 
31
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………….……..……………………….
 
32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение  

   Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук — психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, факторы, определяющие ее образ жизни, особенности семейного воспитания – это далеко не полный перечень вопросов, которые подлежат изучению.

   Ведущими  исследователями в данной области  являются – А.И. Антонов, Г.М. Андреев, Э.К. Васильева, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.В. Грибенников, В.И. Зацепин, О.А. Карабанова, С.В. Ковалев, И.С. Кон, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.В. Петровский, В. Сатир, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и многие другие.

   Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме [7, С.3].

   Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала [3, с.19].

   Цель контрольной работы - рассмотреть психологию эмоциональных отношений как основу семейной жизни.

   Задачи  контрольной работы включают:

  1. раскрыть понятие «любовь» и рассмотреть виды и модели любви;
  2. изучить некоторые особенности любви как высшего проявления эмоций человека;
  3. изучить развитие любви как чувства;
  4. рассмотреть сущность некоторых теорий любви;
  5. рассмотреть особенности проявление любви в браке;
  6. привести примеры использования методов работы по данной проблеме.
 
 
 

   I часть. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

   §1. Понятие «любовь». Виды и модели любви 

   Семейная  система описывается множеством параметров, главными из которых являются следующие: характер эмоциональных связей в семье, ее ролевая структура, особенности межличностной коммуникации, способы разрешения конфликтов, сплоченность и субъективная удовлетворенность браком (О.А. Карабанова, В. Сатир, А.В. Черников) [5, С.15]. 

   Одним из главных и наиболее адекватных мотивов для вступления в брак является чувство любви, которое служит интегрирующим фактором в дальнейшем функционировании семьи.

   Попытки интерпретации любви как психологической  реальности предпринимались в классическом психоанализе (3. Фрейд), неопсихоанализе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследований в связи с проблемой аттракции.

   В качестве родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и др., — от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти [5, с.15].

   Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологического анализа любви является теория Э. Фромма, который считал любовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром.

   Причиной  того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Э. Фромма, следующие  обстоятельства:

  1. большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить»;
  2. существует представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить;
  3. смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Любовь, по Э. Фромму, — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет активной заинтересованности, там нет любви [1, с.53].

   В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви:

   1) эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

   2) людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

   3) сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

   4) прагма — возникает из смесилюдуса и сторге — рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

   5) мания — вырастает из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь — одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

   6) агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

   Считается, что для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любовных чувств, а молодым мужчинам более свойственны эротические и особенно «людические» компоненты [7, с.369].

   К.Э. Изард, Э. Фромм выделяют различные виды любви:

    • любовь между мужчиной и женщиной (эротическая, романтическая);
    • любовь родителей к своим детям, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдать (материнская, отцовская или родительская);
    • любовь детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя);
    • любовь между братьями и сестрами, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве (сиблинговая любовь);
    • любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;
    • любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления;
    • любовь взаимную;
    • любовь неразделенную [3, с.61-62; 5, с.16].

   Э. Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви:

   Первый  модус — любовь как обладание — характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это...»), становится предметом купли и продажи.

   Происходит  обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщины — красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока — получить больше, отдать меньше.

   Второй  модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви.

   Важнейшими  характеристиками существования бытийной любви, согласно Э. Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности партнеров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытийной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой. Личность, выступая частью целостности «Мы», утверждает также себя индивидуальностью, активным субъектом в построении «Я—Ты» отношений [3, с.64].

   Р. Кенг, И.С. Кон выделяют шесть видов любви:

  • эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером;
  • гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний;
  • любовь-дружбу — спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение;
  • прагматическую любовь — любовь рассудочную, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь». Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий существования, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий);
  • бескорыстную любовь — любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен;
  • любовь-манию — иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается [3, с.76; 4, с.135].

Информация о работе Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни