Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала .
Цель контрольной работы - рассмотреть психологию эмоциональных отношений как основу семейной жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………

I часть. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
§1. Понятие «любовь». Виды и модели любви…………..……..………..
§2. Любовь как высшее проявление эмоций человека…………..……...
§3. Развитие любви как чувства………………………….…....………….
§4. Теории любви………………………………………………..…………
4.1. Любовь как признак неадекватности…………………………..
4.2. Теория любви А. Афанасьева…………………………………..
4.3. Теория любви В.И. Мустейна…………………………………..
4.4. Теория любви Роберта Дж. Стернберга……………………….
4.5. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции…………………………………………….
§5. Любовь и брак………………………………………………………….

II часть. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………..……………….…….....………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……..……………………….

Файлы: 1 файл

Психология эмоц-х отн-й как основа сем-й жизни.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, существующие в данной семье  отношения «блокировали» имеющиеся  потребности в симпатии и весь связанный с ними механизм эмоциональной идентификации. Эти отношения побуждали мужа не признавать ее усилий, не давать нужной ей похвалы, признания. Ее же существующие отношения побуждали, во-первых, критиковать и всячески подавлять нужный ему тип симпатических отношений; во-вторых, отрицательно относиться к личностным особенностям, которые в действительности могли быть ей и симпатичны (речь идет о ее симпатии к людям, которым она может доставить радость и его — к людям, которые ее доставляют). В результате всего этого механизм эмоциональной идентификации в семье фактически не действовал, что не давало ей возможность использовать этот очень важный механизм смягчения фрустраций и снятия конфликтов. Результат обследования показал и направление психотерапевтической работы с семьей. Стало ясно, что нужна не только работа по выявлению и коррекции конфликтного отношения, но и психотерапевтические мероприятия по активизации отношений взаимной симпатии между супругами. Такая работа была проведена и, действительно, дала положительный результат. Некоторые ее аспекты будут освещены ниже — при обсуждении путей коррекции нарушенного отношения симпатии.

   Нарушения механизма эмоциональной  идентификации в  семье и методы его психотерапевтической коррекции:

   1. Характерологические  причины нарушений. Трудности в формировании и поддержании отношений симпатии встречаются при определенных сильно выраженных нарушениях характера, в особенности шизоидном и неустойчивом. И тот, и другой в наименьшей степени предрасположены к установлению «теплых» личностных отношений с другими людьми (Личко А.Е.). Противоречивы данные о представителях эпилептоидной акцентуации характера и психопатии. По данным одних исследователей, эпилептоид способен и склонен к эмоциональным привязанностям, различным про¬явлениям симпатии к другим людям, и его «эпилептоидные взрывы» и крайняя агрессивность в их ходе не характерны для него в другое время (Leonhard К.). Другие же склонны считать эпилептоида человеком с пониженной способностью формировать отношения симпатии: агрессивным и эгоистичным.

   2. Неосознаваемые установки,  ведущие к нарушению отношений симпатии. Установки эти могут быть весьма различны по своей природе; объединяет их лишь то, что их существование противодействует проявлению и развитию симпатии.

   Выделяют  две группы таких установок, чаще других встречающихся при осуществлении семейной психотерапии.

   Первая  группа — это различные реакции  индивида на собственное чувство  симпатии. Ощутив, что другой человек  пробуждает положительные эмоции: восхищение, симпатию, нежность, желание сделать  ему приятное, общаться с ним —  человек так или иначе относится к самому своему чувству. Одних оно радует, других — фрустрирует.

   С точки зрения семейной психотерапии, особенно важны весьма многочисленные и разнообразные случаи, когда  индивид склонен реагировать  страхом на пробуждение у него чувства симпатии. Все эти случаи можно определить как «симпатофобия». Примеры симпатофобических суждений: «Если человека любишь и не скрываешь этого, то он скорее всего начнет злоупотреблять этим»; «Если человек поймет, что ты его любишь, то он начнет командовать тобой»; «Если человек уверен, что я его люблю, то он распустится, перестанет следить за собой»; «Он начнет меньше уважать меня». Различные фобические установки по отношению к собственному чувству симпатии нередко значительно осложняют деятельность по коррекции нарушений отношений симпатии в семье.

   Вторая  группа неосознаваемых установок охватывает не боязнь симпатии, а тенденции  к ее разного рода искажениям. Тенденции  эти нередко представляют собой  «реликты» нарушений во взаимоотношениях в детстве и подростковом возрасте. Эти «реликты» особенно явственно проявляются как раз в родительских чувствах, т. е. в отношениях родителей к собственным детям. Подобные установки будут нами описаны в разделе, посвященном семейной психотерапии подростков.

   Пути  психологической коррекции неосознаваемых установок во многом идентичны тем, которыми осуществляется коррекция других неосознаваемых психических явлений. Важную роль при этом играют методы осознания, вербализации данных явлений, неосознаваемых установок, формирование у индивида способности правильно оценить их, обучение методам их регуляции.

   3. Отсутствие у членов  семьи навыков  выявления у другого  человека качеств,  вызывающих симпатию. Всевозможные пособия по организации семейной жизни настойчиво советуют своим читателям обращать основное внимание на положительные качества других членов семьи (Karnegy D.). Если человек основное внимание уделяет положительным, симпатичным качествам другого, то он начнет симпатизировать ему, человек этот станет для него привлекателен. Между тем выполнить этот совет не так-то легко. Дело в том, что человек обращает внимание на те моменты, на которые привык обращать внимание. Последствия этого факта многочисленны. При исследовании отношений симпатии нередко приходится сталкиваться с парадоксальным фактом, когда у индивида сильно выражены потребности в симпатии определенного типа, однако у себя в семье он не находит, кому посвятить ее. Пример такого положения — учительница, отдающая душу детям, у которой, однако, собственные дети не вызывают столь же теплого отношения.

   В таких случаях перед психотерапевтом  встает задача — помочь индивиду в  формировании мыслительных навыков, необходимых  для проявления присущего ему  типа симпатии в семье. В практике оправдала себя методика — «Навык симпатического отношения». Методика содержит вводную и основные части.

   В вводной части используется то обстоятельство, что лица, участвующие в семейной психотерапии, как правило, весьма заинтересованы в усилении своего влияния на других членов семьи. Психотерапевт с пониманием относится к этому желанию и стремится сформировать у индивида убежденность в том, что для того, чтобы оказывать влияние, необходимо очень хорошо знать человека, научиться на все смотреть его глазами, уметь хорошо представить его мысли и чувства.

   Основная  часть — это  работа члена семьи  над заданиями. Так, Серафима 3. вместе с группой работала над задачей: с сочувственным юмором и участием, почти нежностью описать ощущения человека — больтого неженки по характеру — в различные моменты семейной жизни. Например, он приходит домой, обувает домашние тапочки, бреется, радуется вновь приобретенному крему и пр. Когда работа над заданиями такого рода была успешной, оказался возможным переход и к более сложным, которые на первом этапе вызвали бы значительное сопротивление: Например, с тем же сочувственным юмором описать ощущения такого человека, когда он с коньяком и с сигарой принимает ванну. Ощущения эти требовалось передать как можно подробнее, конкретнее, нагляднее. Посвященное данной задаче групповое занятие оказалось чрезвычайно полезно не только для Серафимы 3., но и для других членов группы, они обучались путям формирования собственного отношения к другим членам семьи. Результатом занятий по данной методике было и изменение отношений между супругами.

   Таким образом, социально-психологические  механизмы семейной интеграции играют значительную роль в жизни семьи, обеспечивая ее психологический  «иммунитет» по отношению к различного рода фрустрирующим обстоятельствам  и нарушениям ее жизнедеятельности. Семейно-психотерапевтические мероприятия по коррекции и совершенствованию этих механизмов должны проводиться параллельно с мерами по выявлению и коррекции психотравмирующих нарушений в семье [8, с.77-81]. 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

   Итак, анализ литературы по теме контрольной  работы «Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни» позволяет сделать следующие выводы:

  1. основой эмоциональных отношений в семье является любовь;
  2. любовь представляет собой социокультурный, исторический феномен, имеющий историю своего развития;
  3. любовь имеет активно-деятельностную творческую природу, формируется в процессе жизни на основе интериоризации опыта детско-родительских отношений и присвоения социокультурного опыта, форм и «модусов» любви в контексте органического и полового созревания;
  4. любовь направлена на самореализацию личности, преодоление отчужденности и обретение единства и целостности; обеспечивает саморазвитие личности в исключительных, близких отношениях со значимым Другим;
  5. важным фактором возникновения нарушений способности любить является искажение детско-родительских отношений и, в первую очередь, отношений с близким взрослым на протяжении ранних стадий онтогенеза. В случае нарушения детско-родительских отношений, согласно Э. Фромму, можно наблюдать следующие виды отклонений в любви: любовь нарциссическую, невротическую, псевдолюбовь в формах сентиментальной (любовь-поклонение) или маниакальной (любовь-преследование) любви.

   Таким образом, на первом плане отношений любви между супругами на всех стадиях жизненного цикла оказывается аффективная составляющая любви — эмоциональная безопасность, сопереживание, симпатия, что в целом соответствует основному тезису семейной психологии и семейной психотерапии о том, что именно функция эмоционального взаимопонимания и сопереживания, психотерапевтическая функция являются системообразующими для современной семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ЛИТЕРАТРУЫ 

  1. Андреева  Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
  2. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  4. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
  5. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии и высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
  6. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. - М., 1983.
  7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.— 768 с.
  8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.— Л.: Медицина, 1989 — 192 с: ил.

Информация о работе Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни