Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:09, контрольная работа
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой.
1)Деятельность человека. Иерархическое строение деятельности человека.
2)Бихевиоризм. Факторы поведения. Гештальт-психология.
3)Мотивация, стимуляция поведения.
4)Уровень притязания и успеха. Самооценка личности.
5)Стресс как повышенная психическая напряженность человека. Снятие стресса.
6) Верно ли утверждение, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности. Ответ обоснуйте, приведите ряд примеров.
Министерство образования и науки Украины
ЯЛТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра менеджмента
Контрольная работа
по: «Основы психологии »
Вариант: 4
Ялта-2009
План
1)Деятельность человека. Иерархическое строение деятельности человека.
2)Бихевиоризм. Факторы поведения. Гештальт-психология.
3)Мотивация, стимуляция поведения.
4)Уровень притязания и успеха. Самооценка личности.
5)Стресс как повышенная психическая напряженность человека. Снятие стресса.
6) Верно ли утверждение, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности. Ответ обоснуйте, приведите ряд примеров.
1)Деятельность человека. Иерархическое строение деятельности человека.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное
взаимодействие с окружающей действительностью,
в ходе которого живое существо выступает
как субъект, целенаправленно воздействующий
на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие
чрезвычайной сложности и непрерывной
изменчивости внешних условий уже на относительно
ранних стадиях филогенеза создается
жизненная необходимость в возникновении
психических форм управления практическим
взаимодействием живого существа с окружающей
средой. Особое значение имеет развитие
ориентировочно-
В процессе эволюции животных
их практическое взаимодействие с окружающей
действительностью, а вместе с тем
их ориентировочно-
Основным видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая Д.
Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает след. основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к Д.; цели — образы результатов, на достижение которых Д. направлена; средства (см. Медиатор), с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.
Как показали исследования рос. психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления.
Вместе с тем проведенные исследования (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (см. Умственные действия).
2)Бихевиоризм. Факторы поведения. Гештальт-психология.
БИХЕВИОРИЗМ -(от англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое возникло в Соединенных Штатах в начале ХХ века. До появления бихевиоризма большинство психологических исследований ориентировалось на «интроспективный метод», при котором от исследуемого требовалось, чтобы он сам докладывал о своем психическом состоянии. Джон Уотсон (1878—1958) был убежден в том, что этому методу изначально присущи недостатки и что таким образом нельзя получить точные сведения о психике исследуемого. Вместо этого Уотсон предложил перенести основное внимание на наблюдение поведения; при этом он надеялся, что в конечном итоге все человеческое поведение можно объяснить схемой «стимул-ответ».
Основываясь на работах Уотсона
и других бихевиористов, Беррес Скиннер
развил свой подход, в котором основная
роль в поведении уделялась
трудную работу, так как она может вдохновить их на то, чтобы работать так же и в будущем.[6. c.8-9]
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (англ. Gestalt psychology) — психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой. В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.
Философской основой Г.-п.
является «критический реализм», основные
положения которого родственны философским
идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля
и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека
существуют 2 отличных друг от друга
«мира»: мир физический, лежащий
«за» переживаниями, и мир наших
переживаний (ощущений), который в
Г.-п. называли в разных контекстах «объективным»
или «субъективным». Последний Г.-п.
рассматривала в 2 отношениях: как
физиологическую реальность (процессы
в мозге как отражения
Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.
Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в 1 гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля — закон прегнантности, т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С т. зр. Г.-п., данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.). В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. зр. «антилокализационизма» (см. Локализация высших психических функций), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.
При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».
В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее «личностное измерение» (см. Временная перспектива, Топологическая и векторная психология).
После прихода к власти нацистов Г.-п. как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики Г.-п. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.
С конца 1970-х гг. в связи
с развитием идей системного подхода
в психологии наблюдается определенное
возрождение интереса к Г.-п., что
нашло свое отражение в образовании
межд. «Общества гештальт-теории и
ее приложений» и выпуске
3)Мотивация, стимуляция поведения.
Мотивация — это важный вопрос в психологии труда; он связан с факторами, которые оказывают влияние на то, как мы ведем себя на рабочем месте. Существует ряд теорий, пытающихся объяснить мотивацию в терминах физиологических потребностей. Основная посылка этих теорий — то, что любое действие человека направлено на удовлетворение той или иной его потребности. Одна из ранних и наиболее известных теорий была предложена Абрахамом Маслоу. Он считал, что существуют пять категорий потребностей человека: биологические потребности, например в пище и воде; потребности в безопасности, например поиск укрытия от влияний среды; общения, например потребность ощущать рядом с собой другого человека; оценки со стороны других, например друзей и коллег; самовыражения, например потребность совершенствовать свои умения и реализовывать возможности. Из теории Маслоу следует, что для повышения мотивации нужно осознать, какие именно из своих потребностей пытаются удовлетворить служащие. Иной подход предлагает теория цели, разработанная Эдом Локком и его коллегами в Соединенных Штатах. Теория цели основана на следующем наблюдении: когда люди принимаются за задание, они продолжают выполнять его до тех пор, пока не закончат. Согласно этой теории, если Робу поставить относительно трудную, но специфическую цель, то он, скорее всего, улучшит показатели своей работы.[6. c.26]
4)Уровень притязания и успеха. Самооценка личности.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ (англ. personal level of aspiration) — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе У. п. л. лежит такая оценка своих возможностей (см. Я-концепция), сохранение которой стало для человека потребностью.
У. п. л., который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (напр., в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.), называется частным. В основе такого У. п. л. лежит самооценка в соответствующей области.
У. п. л. может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого У. п. л. лежит целостная оценка себя как личности.
Понятие У. п. л. было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что У. п. л. в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных (см. Достижения мотив).
Самооценка личности- элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека
с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой
ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.
Самооценка складывается,
во-первых, под влиянием тех оценок,
которые дают человеку другие люди.
Человек склонен оценивать себя
так, как, по его мнению, он оценивается
окружающими. Пренебрежение к такого
рода «внешней» оценке редко бывает
искренним, человек так или иначе
ее учитывает. Во-вторых, самооценка формируется
в результате сопоставления образа
реального «Я» (каким человек
видит сам себя) с образом идеального
«Я» (каким человек желал бы себя
видеть). Высокая степень совпадения
между этими образованиями