Шпаргалка по "Основам психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы психологии".

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

8. Виды деятельности. В жизни человека присутствуют различные виды деятельности. Но на каждом возрастном этапе существует вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Такой вид деятельности называют ведущим видом деятельности. Леонтьев выделяет три основных вида деятельности: игра, учение, труд. На каждом возрастном этапе ведущим будет один из этих три видов, хотя присутствуют все три. Они различаются по конечным результатам, по организации, по мотивации.

  Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Игра – это не только реализация ребенком его активности, но и способ познания окружающего мира, способ усвоения употребления вещей и человеческих форм практического поведения, отражение отношений взрослых, в игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, в играх отлично развивается воображение, мышление, воля и личность ребенка. Виды игр: функциональные (игры-манипуляции с предметами), сюжетные (рядом, но не вместе), сюжетно-ролевые (роли, правила, выигрыш), дидактические, подвижные.

  Учение – ведущий вид деятельности у школьников. Учение – это процесс усвоения социального опыта, процесс усвоения знаний, умений, навыков. Основная цель учения: подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Виды учения: стихийное (ребенок учится говорить), попутное (ребенок читает интересную книгу, которая оказалась и полезной), целенаправленное (стоит цель научиться чему-либо). Организуют же деятельность и поведение школьников взрослые. Этот процесс направления деятельности и поведения ребенка на освоение им общественного опыта человечества называется обучением. Взятый с точки зрения его влияния на развитие личности ребенка, этот процесс называют воспитанием.

       Труд – ведущий вид деятельности у взрослых. Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных и идеальных.  В процессе труда не только рождается тот или иной продукт, но и сам человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Понятие ощущений, свойства и виды ощущений. Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на человека.

  Предметы  и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Информация из внешнего мира попадает в головной мозг при помощи анализатора. Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определенного свойства: глаз реагирует на световые раздражители, ухо – на звуковые.

  Существуют  различные подходы к классификации  ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Это классификация ощущений по основным модальностям, является правильной, хотя и не исчерпывающей. Систематическая классификация ощущений была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения.

  Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Проприоцептивпые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата. Они включают ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение и обеспечивают регуляцию наших движений.

  Самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения.

 Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные  ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями.

  Выделяют группу особых ощущений. Осязательные ощущения: комбинация нескольких ощущений (например, кожных и двигательных при ощупывании предмета). Особенно развиты у слепых.

  • Болевые ощущения. Могут возникать при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Кроме этого существуют «болевые точки». Повреждение органов также дает болевые ощущения.

Свойства  ощущений.

        1.Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.д.

        2.Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

        3.Длительность – определяется временем действия раздражителя и функциональным состоянием органа чувств. Причем, при воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который называется латентным (скрытым) периодом ощущения.

  4. Адаптация или приспособление, — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

  Различают три разновидности этого явления.

  1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом.

  2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается.

  3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  10. Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одного органа чувств под влиянием раздражения другого органа. Также проявляется в понижении или повышении чувствительности (слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией.

  Хорошо  развита у слепых, глухих, появляется с возрастом, при беременности повышается вкусовая чувствительность, при некоторых  профессиях. Тренируется с помощью  упражнений (заниматься музыкой и развить звуковысотный слух).

  Сенсибилизация  органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Выделяют две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

  Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречается зрительно-слуховая синестезия, когда под воздействием звуковых раздражителей возникают зрительные образы.

  Пороги  ощущений. Из всего диапазона возможных раздражителей человек воспринимает лишь те, которые находятся в узкой области, которая называется зоной подлинных ощущений. Нижняя граница зоны подлинных ощущений определяется минимальной величиной раздражителя, уже вызывающего ощущения. Эта граница называется абсолютным нижним порогом чувствительности. Верхняя граница зоны подлинных ощущений – это абсолютный верхний порог чувствительности – величина раздражителя, уже перестающего вызывать ощущения данной модальности (например, человек испытывает боль при сверхярком свете, ультразвуке).

  Пороги  чувствительности могут незначительно  меняться в зависимости от характера  деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения.

  Также выделяют понятие разностного порога ощущений – это та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой обнаруживается разница в качестве раздражителя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  12. Виды восприятия.  Выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

  Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное.

  Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

  Восприятие  пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекватное отражение предметов объективного мира,  в литературе описаны многочисленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

  Восприятие  времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъективно несколько растягивают временные промежутки.

  Восприятие  движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

войства восприятия. Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

  Предметность  восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

  Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета.

  структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам психологии"