Шпаргалка по "Основам психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы психологии".

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

  Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

  В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение. Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

  Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

  Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление  как процесс решения  задач. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается  с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. Задача – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель, условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба). Принцип решения задачи: неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

  Мышление  и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22. Понятие воображения, способы создания образов воображения.

  Воображение – это процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение – необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Т.е. воображение позволяет представить результат труда до его начала, представить не только конечный продукт, но и промежуточные результаты.

  Воображение тесно связано с мышлением. Так  же как и мышление, воображение  возникает в проблемной ситуации, т.е. тогда, когда нужно отыскать новое решение. Но опережающее отражение действительности в процессе воображения происходит в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессе мышления происходит путем оперирования понятиями. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления (например, научная проблема). Если проблемная ситуация отличается неопределенностью и исходные данные с трудом поддаются точному анализу, то в действие приходят преимущественно механизмы воображения (например, работа писателя). Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления, когда отсутствует нужная полнота знаний, и все-таки представить себе конечный результат. Хотя иногда намеченные фантазией пути решения бывают недостаточно точны.

  Воображение тесно связано с восприятием  и памятью, т.к. воображение всегда строится на переработанном материале  прошлых восприятий, которые человек  запомнил. Например, создавая образ  пустыни, человек опирается на прошлый  опыт (он знает, что такое песок, видел на картинке или в зоопарке верблюда).

1. Агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) – соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон – сочетает фортепьяно и баян, троллейбус).

2. Гиперболизация (гипербола – увеличить объект, литола - уменьшить) – увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп).

3. Подчеркивание заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи или злые карикатуры).

4. В том  случае, если представления, из  которых конструируется образ  фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают  на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т.д.).

5.Типизация – используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе.

Виды  воображения. По степени активности в процессе создания новых образов различают два вида воображения: активное и пассивное.

  Активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

  Воссоздающее – это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию.

  Творческое – это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности (открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства). Творчество – это работа и памяти, и мышления.

  Пассивное воображение – это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

  Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач.

  Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

  Особый  вид воображения – мечта - это создание образов желаемого будущего. В отличие от грез мечта выступает побудительной силой деятельности.

  Сензитивным периодом для развития воображения  является дошкольный возраст, т.к. ведущей  деятельностью здесь является игра, а необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто». Богатую пищу воображению дают ролевые игры, которые позволяют не только усваивать общественный опыт, но и углубляют и закрепляют ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Хотя говорить о настоящем творчестве в дошкольном возрасте еще рано, т.к. недостаточно опыта. 
 

26-28.Эмоции и чувства, свойства и виды эмоций.

Когда человек воспринимает предметы и  явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие – нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен.

  Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

  Эмоции - физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний.

    Эмоции  и чувства для человека выступают  показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Человек сопоставляет информацию о  том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее.

  Функции эмоций и чувств:

      1.Отражательная (позволяют определить полезность или вредность события).

      2.Побудительная (эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию).

      3.Подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти).

      4.Переключательная (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность).

      5.Приспособительная (благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям).

      6. Коммуникативная (мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям). Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей.

Структура эмоции

Эмоции (точнее, эмоциональные реакции) имеют трех-компонентную структуру:

1. Пусковой образ (что увидел, услышал или ощутил). Смотри Эмоции и видение

2. Собственно переживание, чувство.

3. Личностную базу, настрой, предрасположенность к данной эмоции. Смотри Эмоции и настрой

Например, когда  говорят об обиде, имеют в виду три разные вещи:

1. Обидное (то, что видится и понимается как рождающее чувство обиды). Пусковым образом могут быть и обидные слова (ты меня обозвал!), и обидные действия (ты меня не подождала!), и обидные жесты (ты меня толкнул!). «Обидное» видится всегда как внешнее, хотя на самом деле все это внутри нас: наши образы, наше понимание, иногда - наши глюки.

2. Чувство обиды  - собственно переживание обиды,  то что чувствуется в обиде  внутри. При этом для окружающих  в чувстве обиды оказывается  то, что самому человеку видно  (или чувствуется) мало: лицо, выражающее обиду, и действия (установка, готовность к действиям), связанным у этого человека с чувством обиды. Врачи обращают внимание на физиологию обиды - сжатие внутренних органов, приводящих к болезням. Психологи изучают все это в совокупности.

3. Обидчивость (предрасположенность к обидам). Не обидчивый человек улыбнется на попытки его обидеть, обидчивый обидится в ответ на улыбку…  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

41-42. Понятие темперамента, свойства и типы темперамента.

  Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам психологии"