Шпаргалка по "Основам психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы психологии".

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

  б) по адекватности – адекватную (т.е. человек правильно оценивает свои достоинства и недостатки) и неадекватную (человек неверно себя оценивает).

  Самооценка  связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой.

  3. Поведенческий или самореализация.

    Человек строит свое поведения, опираясь на знание о  себе и отношение к себе, т.е.  на самооценку.  В зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

45. Понятие общения, его функции и виды.

        Общение - взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информации, взаимопонимания, взаимовлияния, взаимовнимания.

Функции общения

  1. Общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности.
  2. Общение выступает как важнейшее условие формирования и развития личнгости.
  3. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя.
  4. В процессе общения организуются и поддерживаются межличностных отношения
  5. Через общение человек удовлетворяет важную потребность – потребность в познании (получение новой информации).
  6. Благодаря общению удовлетворяется потребность в эстетическом наслаждении, красоте (опосредованно, т.е. через картины, музыку и пр.).

    Общение разнообразно по своим формам и видам.

Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение - естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Опосредованное общение  - неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19.Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

  В структуре общения принято выделять три стороны: коммуникативную (обмен  информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения).

  1.Общение как обмен информацией.

  Общение – это передача информации, которая  может быть вербальной и невербальной. Основным средством вербального общения, обмена информации является язык, речь человека. Язык представляет собой систему словесных знаков. Речь – это процесс общения с помощью языка (вербальная коммуникация).

  Выделяют  следующие этапы речевого общения:

1.Программирование  речи (построение смыслового костяка того, что человек хочет сказать).

2.Построение  синтаксической структуры предложения  (прогнозируется конструкция фразы, грамматическая форма, подбираются нужные слова и звуки).

3.Реальное  звучание речи (коммуникатор кодирует  информацию, подлежащую передаче, а собеседник декодирует полученную информацию, т.е. переводит звуки слышимой речи в значения слов).

  Существуют четыре уровня непонимания:

1. Фонетический (иностранный  язык).

2. Семантический  (речь отличается не по фонетике, а по смыслу, т.к. смысловые поля у разных людей разные).

3. Стилистический (слишком «тяжелый» или слишком  «легкий» для восприятия смысл  стиль).

4. Логический (не принимается логика и аргументы  другого человека).

Невербальные (неречевые) средства. К ним относятся: оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическая система (система вокализации – тембр голоса, диапазон, тональность), экстралингвистическая система (паузы, смех, слезы, покашливание, темп речи), проксемика (пространственная и временная организация общения), визуальное общение («контакт глаз»). Невербальные средства также могут отличаться у разных народов.

  2. Общение как взаимодействие.

  Вступая в общение люди не только обмениваются информацией, но и воздействуют на другого человека (осознанно или неосознанно). Партнер по общению, вступая в контакт, выражает согласие или оказывает сопротивление такому воздействию, т.е. взаимодействует.

  Изучение  позиций в процессе общения осуществляется в транзактном анализе Эрика Берна. Взаимодействие в процессе общения зависит от того, какую позицию человек занимает по отношению к партнеру (свысока, на равных, как подчиненный).

  Согласно  данной концепции, внутри каждого человека живет три состояния «Я». Свое «Я» человек может выражать как:

а) существо зависимое, доверчивое, обидчивое (позиция «ребенка»),

б) существо независимое, берущее ответственность  на себя (позиция «родителя»),

в) существо, умеющее считаться с ситуацией, понимать интересы других, распределять ответственность между собой и другими (позиция «взрослого»).

  Человек в зависимости от ситуации может  занимать различные позиции. Правильный выбор позиции, общение на равных (дополнительное взаимодействие) – условие конструктивного общения.

  3)Общение  как восприятие  и понимание людьми  друг друга. Выделяют следующие  механизмы межличностного восприятия:

  1. Идентификация  - это способ понимания другого человека через уподобление его самому себе, т.е. люди строят предположение о мыслях другого человека, вспоминая себя в таких ситуациях.
  2. Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается собеседником; условие постоянной коррекции собственного поведения.
  3. Эмпатия - способ эмоционального отклика на переживания другого человека, проникновение в чувства другого (я чувствую, понимаю, на своё поведение могу строить по-своему); эмпатия развивается с детства.
  4. Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известным явлениям, т.е. социальным стереотипам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом (разновидность социальной установки).

  Предвзятое  отношение к другому человеку может проявляться в следующих  эффектах.

1.Эффект ореола: общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, или положительная информация о нем, приводит другого человека к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии.

2.Эффект первичности: на мнение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывает информация, услышанная первой. Потом изменить мнение сложно, т.н. «первое впечатление о человеке».

3.Эффект новизны: новая (обычно негативная) информация о давно знакомом человеке способна необъективно изменить мнение о нем.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам психологии"