Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы психологии".
б) по адекватности – адекватную (т.е. человек правильно оценивает свои достоинства и недостатки) и неадекватную (человек неверно себя оценивает).
Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой.
3. Поведенческий или самореализация.
Человек строит
свое поведения, опираясь на знание о
себе и отношение к себе, т.е.
на самооценку. В зависимости от уровня
и адекватности самооценки могут вести
себя по-разному.
45. Понятие общения, его функции и виды.
Общение - взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информации, взаимопонимания, взаимовлияния, взаимовнимания.
Функции общения
Общение разнообразно по своим формам и видам.
Выделяют непосредственное
и опосредованное
общение. Непосредственное общение - естественный
контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных
(речевых) и невербальных средств (жесты,
мимика, пантомимика). Опосредованное
общение - неполный психологический
контакт при помощи письменных или технических
устройств, затрудняющих или отделяющих
во времени получение обратной связи между
участниками общения.
19.Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.
В
структуре общения принято
1.Общение как обмен информацией.
Общение – это передача информации, которая может быть вербальной и невербальной. Основным средством вербального общения, обмена информации является язык, речь человека. Язык представляет собой систему словесных знаков. Речь – это процесс общения с помощью языка (вербальная коммуникация).
Выделяют следующие этапы речевого общения:
1.Программирование речи (построение смыслового костяка того, что человек хочет сказать).
2.Построение
синтаксической структуры
3.Реальное звучание речи (коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче, а собеседник декодирует полученную информацию, т.е. переводит звуки слышимой речи в значения слов).
Существуют четыре уровня непонимания:
1. Фонетический (иностранный язык).
2. Семантический
(речь отличается не по
3. Стилистический
(слишком «тяжелый» или
4. Логический
(не принимается логика и
Невербальные (неречевые) средства. К ним относятся: оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическая система (система вокализации – тембр голоса, диапазон, тональность), экстралингвистическая система (паузы, смех, слезы, покашливание, темп речи), проксемика (пространственная и временная организация общения), визуальное общение («контакт глаз»). Невербальные средства также могут отличаться у разных народов.
2. Общение как взаимодействие.
Вступая в общение люди не только обмениваются информацией, но и воздействуют на другого человека (осознанно или неосознанно). Партнер по общению, вступая в контакт, выражает согласие или оказывает сопротивление такому воздействию, т.е. взаимодействует.
Изучение позиций в процессе общения осуществляется в транзактном анализе Эрика Берна. Взаимодействие в процессе общения зависит от того, какую позицию человек занимает по отношению к партнеру (свысока, на равных, как подчиненный).
Согласно данной концепции, внутри каждого человека живет три состояния «Я». Свое «Я» человек может выражать как:
а) существо зависимое, доверчивое, обидчивое (позиция «ребенка»),
б) существо независимое, берущее ответственность на себя (позиция «родителя»),
в) существо, умеющее считаться с ситуацией, понимать интересы других, распределять ответственность между собой и другими (позиция «взрослого»).
Человек в зависимости от ситуации может занимать различные позиции. Правильный выбор позиции, общение на равных (дополнительное взаимодействие) – условие конструктивного общения.
3)Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Выделяют следующие механизмы межличностного восприятия:
Предвзятое отношение к другому человеку может проявляться в следующих эффектах.
1.Эффект ореола: общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, или положительная информация о нем, приводит другого человека к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии.
2.Эффект первичности: на мнение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывает информация, услышанная первой. Потом изменить мнение сложно, т.н. «первое впечатление о человеке».
3.Эффект новизны: новая (обычно негативная) информация о давно знакомом человеке способна необъективно изменить мнение о нем.