Основы коррекционной педагогики и специальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Тифлопсихология, как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» - слепой и сначала занималась лишь психологией слепых.
В мировой тифлопсихологической литературе существуют две позиции относительно того, насколько близка психология слепого к особенностям психики нормально видящего человека или она своеобразна.

Оглавление

1Основы коррекционной педагогики и специальной психологии……………………3
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
и подростков с нарушением зрения……………………………………………………..4
1.2 Общие и специфические закономерности психологического развития…………..5

Файлы: 1 файл

коррекционная педагогика.docx

— 20.30 Кб (Скачать)

Содержание

1Основы коррекционной  педагогики и специальной   психологии……………………3

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей 

 и подростков  с нарушением зрения……………………………………………………..4

1.2 Общие и специфические закономерности психологического развития…………..5

 

Основная  часть

1 Особенности психического развития слепых детей

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей и подростков  с нарушениями зрения 

Тифлопсихология, как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» - слепой и сначала занималась лишь психологией слепых.

В мировой  тифлопсихологической литературе существуют две позиции относительно того, насколько  близка  психология слепого к  особенностям психики нормально  видящего человека  или она своеобразна. Одна из них принимает за исходное в психическом развитии дефект зрения, его функциональное значение и влияние  на весь ход развития, что с неизбежностью  приводит к недооценке возможностей компенсации дефекта за счет других сенсорных систем. Другая группа ученых, прослеживая динамику психического развития детей младшего возраста, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим  статусом слепых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей с нарушениями зрения.

   Основной проблемой современной  тифлопсихологии является выявление  потенциальных возможностей развивающегося  человека, а также путей преодоления  им отклонений в формировании  психических процессов и черт  личности, которые  возникают   в результате глубокого нарушения  зрения.

Своеобразие компенсаторного развития детей  с глубокими нарушениями зрения выражается в образовании новых  связей в ансамбле психических процессов  и качеств, обеспечивающих компенсацию  слепоты и слабовидения.

Зрительная  система младенца обладает определенными  врожденными навыками, но при этом  ребенка нужно учить видеть - так  же, как необходимо учить его говорить. Первые два года жизни ребенка  являются периодом интенсивного развития зрения у детей. 

Существует  ряд причин, которые могут оказать  неблаготворное влияние на зрение ребенка.

Врожденные  причины могут быть  вызваны  различными вирусными и инфекционными  заболеваниями, нарушениями обмена веществ матери во время беременности, наследственная передача некоторых  дефектов зрения, иногда обусловленные  врожденными доброкачественными мозговыми  опухолям. 
         Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; в связи с повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Слепые  дети – это дети, у которых  полностью  отсутствуют зрительные ощущения  или  сохранилось  светоощущение,  либо  с остротой зрения 0,04%  с  очками. Слепота –  это двусторонняя неизлечимая потеря зрения. Большинство  слепых детей имеют остатки зрения (могут различить контуры и  цвет предмета перед глахзами, сосчитать  пальцы рук у лица, имеют светоощущения). Чем раньше наступил дефект, тем  более заметны отклонения в развитии. Слепые дети подразделяются на слепорожденных и ослепших. У слепорожденных  детей наблюдаются отставание в  развитии образного мышления и затруднения  в движениях. А вот внимание, логическое мышление, речь, память развиваются  нормально. Но с очень большим  трудом формируется правильное соотношение  между отвлеченными знаниями и конкретными  представлениями. Слепые дети  легче  усваивают отвлеченные, нежели конкретные понятия.

У ослепших детей зрение утрачено после рождения – в дошкольном или школьном возрасте. Чем позже ребенок потерял  зрение, тем больше у него объем  зрительных представлений. Их  можно  воссоздать за счет словесных описаний. Если  у таких детей не развивать  зрительную память, то  происходит постепенное  стирание зрительных образов. Нормальная мыслительная деятельность слепых детей  опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации.

1.2. Общие  и специфические закономерности  психического развития

В отечественной  психологии интерес к закономерностям  психического развития при различных  типах недостаточности возник уже  давно. Л.С. Выготский, рассматривая такие  недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, отмечал, что причины  их вызывающие, ведут к возникновению  основного нарушения в сфере  психической деятельности, которое  определяется как первичное нарушение.

 Первичным  нарушением при слепоте является  выключение или резко выраженная  недостаточность зрительного восприятия. Первичное нарушение, если оно  возникло  в раннем детстве,  приводит к своеобразным изменениям  всего психического развития  ребенка и это  проявляется  в формировании вторичных и  последующего порядка нарушений  в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным  нарушением и зависят от его  характера, степени его выраженности  и времени возникновения. Возникновение  вторичных дефектов, которые происходят  в процессе психического развития  ребенка с недостаточностью того  или иного типа было выделено  Л.С. Выготским  еще в начале 1930-х гг. как общая закономерность  аномального развития.  Он указал  еще на одну закономерность, проявляющуюся  в затруднениях взаимодействия  с социальной средой и в  нарушениях связей с окружающим  миром всех детей, которые имеют   недостатки развития. Рассматривая  проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность таким образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Он же  отмечается и то, что у детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме. 

С помощью  зрения человек получает самое большое  количество впечатлений об окружающем мире. Зрение определяет формирование представлений о явлениях и предметах, а именно  с его помощью познаются  существенные признаки объектов, и  происходит ориентация в пространстве, а так же контроль движения. Слепые  дети отстают в формировании общей  моторики: ребенок малоподвижен, вял.  С трудом у таких детей  формируются  навыки самообслуживания. Наблюдается  общая медлительность, повышенная утомляемость истощаемость, малая психическая  активность. А ограничение двигательной активности приводит к замедленному и несовершенному формированию пространственных представлений: положения, направления  движения, величины и формы окружающих предметов.

В целом  же  развитие высших познавательных процессов (речь, мышление, внимание, логическая память, мышление) протекает нормально. Конструктивное мышление развивается  медленнее. Нарушается соотношение  между абстрактным и конкретным мышлением из-за сужения чувственного опыта. Так абстрактное мышление не имеет достаточной опоры в  конкретных представлениях. У этих детей  ограничены возможности сравнения  воспринимаемых предметов, затруднено выделение различий в объектах, имеющих  сходные признаки.  Наглядно-образное развитие отстает от  словесно-логического  мышления, эта особенность проявляется  в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наблюдается своеобразие  речи и вербального мышления. Речь отличается подражанием и  формируется с некоторой задержкой.

У детей, с тяжелыми нарушениями зрения существуют системные нарушения речи – это  несформированность лексико-грамматической  и фонетико-фонематической сторон. Наблюдается ограничение знаний в представлении об окружающем мире, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов.

Но в  тоже время отмечается высокий уровень  развития словесной памяти - это  позволяет компенсировать зрительный дефект, который происходит  в  процессе обучения.

 

Возможности общения тоже значительно сужены. Ребенок постоянно  нуждается  в помощи взрослых при организации  игровой и предметной  деятельности. Он не может нормально общаться с  окружающими.

У слепых и слабовидящих наблюдаются закономерные изменения в сфере внешних  эмоциональных проявлений. Все выразительные  движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены.  И даже, безусловно - рефлекторные выразительные  движения, которые сопровождают  состояние гнева, раздражения, горя, радости и т. д, проявляются  и  при глубоких нарушениях зрения в  весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, которые сопровождают  переживание  страха.

Неадекватное  и вялое  внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения может  сочетаться с навязчивыми движениями: потряхивание руками,  подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем  или головой и др.  Очень  часто это мешает зрячим людям  по достоинству оценить интеллектуальные, нравственные, и другие качества слепых и слабовидящих. Например, чрезмерно  улыбчивых слепых зрячие дети  в  школе воспринимают, как подхалимов, а на улице как интеллектуально не полноценных.  

При разговоре  со зрячими детьми  слепые дети часто кажутся странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано тем, что они хотят  разглядеть собеседника и, если тот  отступает, то те двигаются за ним.

Люди  с глубокими нарушениями зрения  не только воспроизводят выразительные  движения, но они их понимание с  помощью осязания. Об этом говорят  многие факты.  Один из них описывает  В.З. Денискина. В ее практике был  такой случай, когда тотально слепой человек, легонько коснувшись указательным пальцем правой руки уголка ее губ, быстро и очень верно охарактеризовал  ее настроение в тот момент. На вопрос: "Ты давно так понимаешь мимику?" он ответил: "До женитьбы я вообще об этом не задумывался, и лицо человека меня никогда не интересовало, да и  ни дома, ни в школе внимание к  этому никто не привлекал. Женившись  на любимой девушке, у которой, лицо оказалось очень живым и подвижным, я постепенно научился пальцами различать  ее эмоции и  настроения. К сожалению, нельзя дотрагиваться до лиц неблизких  людей, а как хочется иногда проверить, насколько совпадает впечатление  от слов с мимикой».

Слепота теряет свои позиции перед широким  фронтом атакующих знаний, навыков  и умений. А наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки знакомый предмет, мгновенно может сказать, что это такое. И без труда  определит самые  основные признаки предмета:  вес, размер, форму, материал и характер поверхности. Но за полем  восприятия окажется цвет предмета, но этот пробел не имеет существенного  значения.

Часто задержка психического развития у детей с дефектами зрения осложняется неврологическими реакциями и  характерологическими особенностями, которые легко возникают при смене жизненного стереотипа. Таких детей родители опекают с раннего возраста, и это  приводит к повышенной внушаемости, зависимости от мнения окружающих. Дети часто обнаруживают повышенную чувствительность, обидчивость,  замкнутость, чувство собственной ущербности, эгоистичность, капризность, патологическое фантазирование, тревожную мнительность.

Излишнее  сочувствие и ограничение активности слепого ребенка приучает его  к пассивности, неверию в свои силы, зависимости, осознанию себя инвалидом. И как следствием этого становятся неадекватная требовательность к обществу и иждивенческое настроение. Такие  дети очень боятся новых ситуаций. Они склонны к соблюдению жесткого порядка, часто  доводя его до педантизма.

Одной из форм общения с ребенком с дефектом зрения будет являться тесный физический контакт. Необходимо чаще брать его  на руки, его ручками ощупывать  части тела у взрослого и у  него самого, при этом  называя  их словами, необходимо учить различать  игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называть  их и  объяснять  их назначение.

Задача  взрослых учить ребенка различать  голоса, шаги, прикосновения близких  людей, развивать эмоциональные  привязанности и обучать действиям  с предметами и игрушками.  И  если обучение организовано правильно, то недостатки в развитии в значительной мере преодолеваются, т.е. накапливаются  представления, совершенствуются мыслительные операции, и мышление становится средством  компенсации зрительных дефектов.


Информация о работе Основы коррекционной педагогики и специальной психологии