Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:57, творческая работа
Появление психологических знаний по времени сопоставимо с рождением человеческой цивилизации: возникает человеческое сообщество и вместе с ним появляются попытки ответить на извечные, волнующие человека вопросы, касающиеся его возможностей и ограничений во взаимодействии с суровой действительностью, его специфики и места в окружающем мире.
Результатом такого рода размышлений является возникновение психологического познания, которое, уходя своими корнями в ранние этапы человеческой истории, сопровождает и все дальнейшее ее развитие, вплоть до настоящего времени.
Объект и предмет истории психологии. Общие закономерности развития психологических знаний.
Специфика предметной области истории психологии
Принципы и проблемы историко-психологического исследования
Тема «История
психологии: теоретические основы»
Выполнила: студентка 5 курса, группы
П-ДИЗ-с-о-091,
специальность 070601.65 - Графический
дизайн
Назарова А. В.
Преподаватель: К. Ф. Н., доцент Плотникова
О. А.
ПЛАН :
Появление
психологических знаний по
Результатом
такого рода размышлений
Развитие психологического знания осуществляется объективно, с непреложной необходимостью в силу его реальной функции в жизнедеятельности человека, в его эволюционном становлении.
Знание о
психике, следуя за развивающейся
жизнью человека и отражая
все новые и усложняющиеся
стороны его взаимодействия с
миром, включается само в это
взаимодействие как важный
Развитие психологического
знания происходит в виде
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ОБЪЕКТ
ПРЕДМЕТ
2. СПЕЦИФИКА
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Сложность
и многоаспектность
Недостаточная
отрефлексированность
ПЕРВЫЙ ПОДХОД
В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА
Первый подход в основу изучения кладет результат психологического познания, его внутреннее содержание - собственно психологическое знание (его строение, структуру, логико-содержательные аспекты, внутрилогические механизмы развития знания), рассматривая его как самодостаточное и существующее относительно самостоятельно, вне связи с другими сторонами познавательного процесса (социально-культурными и личностными опосредованиями).
Такой подход,
акцентирующий внимание в
ВТОРОЙ ПОДХОД
В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА
Акцент на
внешней истории развития научн
ТРЕТИЙ ПОДХОД
В ОПРЕДЕЛЕНИИ
ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ
Представители
третьего подхода в изучении
истории психологии
Обоснование
определения предмета истории
психологии предполагает
1. По своей гносеологической природе история психологии представляет собой отражение процесса становления и развития психологического познания, т.е. является отражением второго порядка - отражением отраженного. Она исследует не саму психическую реальность, а представления о ней, складывающиеся на разных этапах истории и в разных культурных ареалах. Этим обусловлена необходимость четкого разведения объективного (соответствующего действительному ходу развития истории) и субъективного (привнесенного его интерпретациями) взгляда на исследуемые процессы. Более того, именно субъективные представления во всем их многообразии как отражающие разные уровни их "отходов" или "приближений" к исследуемой реальности и составляют непосредственный предмет историко-психологического исследования.
2. Познание
в любой области - глубоко диалектический
процесс, включающий преобразование,
приращение знания, накопление научной
фактологии и углубление ее
теоретического осмысления, изменение
структуры научного знания и
его понятийно-категориального
Данное положение
усугубляется сложностью
3. Предметная
область истории психологии
4. Наконец, учитывая
все вышесказанное, есть основание
определить историю психологии
как объект исследования в
качестве системного
Для описания сложноорганизованных объектов используется системная методология, предполагающая их всестороннее, целостное рассмотрение. С этой точки зрения предметом истории психологии является динамика психологического познания в его целостности, включающая изучение:
3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования
Важным элементом методологии любой науки является система методологических принципов, каждый из которых выступает в виде кратко сформулированной теории, не только обобщающей исторический опыт развития данной области знания и отражающей ее основные законы и закономерности, но составляющей исходное требование для дальнейших исследований.(6)
История психологии как одна из базовых отраслей психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов, которые применительно к историко-психологическим исследованиям приобретают специфическое звучание и формулировку, выступая как частно-психологические принципы истории психологии.(7) Что же это за принципы?
1. Принцип детерминизма. В соответствии с этим принципом, в основе любого историко-психологического события лежит совокупность явных или неявных причин. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. Любое событие на всем протяжении исторического хода формирования психологической науки является результатом, следствием многообразной череды предшествующих явлений или причин и, в тоже время, выступает как одна из предпосылок последующих событий. При этом следует иметь в виду системный характер этих причинно-следственных зависимостей, что позволяет понимать смену детерминант развития психологии в разные хронологические периоды. Задача исследователя, в соответствии с этим принципом, состоит, во-первых, в раскрытии совокупности и иерархической структуры этих причин (внутренних и внешних, прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных и т.д.), обусловивших путь к современности, а во-вторых, в установлении закономерной связи между прошлым, настоящим и будущим.
2. Принцип единства логического и исторического в понимании генезиса развития психологического знания, который отражает понимание соотношения внутренних, внутринаучных (влияние традиции, изменение категориально-понятийного аппарата, динамика структуры науки, взаимосвязи и взаимовлияния разных научных дисциплин, появление новых методов исследования и т.д.) и внешних, социокультурных причин (потребности общественной практики, идеолого-политические влияния, воздействие научно-технического прогресса, особенности духовной и интеллектуальной атмосферы в обществе и т.д.) в ходе реального процесса исторического развития психологии. Другими словами, данный принцип фиксирует взаимосвязь теории и истории психологии, что предполагает, с одной стороны, изучение отношения содержательного (т.е. логического) аспекта объекта историко-психологического исследования с анализом процесса его развития (т.е. исторического), а с другой, - выявление связи познания данного объекта с историей человеческого общества в целом и историей научного познания в частности.
3. Принцип системности. Он предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как многоуровневого (фундаментальный и прикладной уровни), многокачественного (обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания), многомерного (научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода) и многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса, обусловленного многовариантной системой детерминант при оформлении ведущего, системообразующего фактора в конкретной исторической и социокультурной ситуации. Реализация данного принципа требует изучения истории психологического знания в различных аспектах: "во-первых, в тех исторических конкретных условиях, в которых наука включалась в общественную жизнь, и, во-вторых, в тех логических, теоретических связях, в которых строились психологические знания каждого исторического этапа, с одной стороны, и в том соотношении, в котором они находятся в современной психологической науке, - с другой".
Информация о работе История психологии: теоретические основы