История психологии: теоретические основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:57, творческая работа

Краткое описание

Появление психологических знаний по времени сопоставимо с рождением человеческой цивилизации: возникает человеческое сообщество и вместе с ним появляются попытки ответить на извечные, волнующие человека вопросы, касающиеся его возможностей и ограничений во взаимодействии с суровой действительностью, его специфики и места в окружающем мире.
Результатом такого рода размышлений является возникновение психологического познания, которое, уходя своими корнями в ранние этапы человеческой истории, сопровождает и все дальнейшее ее развитие, вплоть до настоящего времени.

Оглавление

Объект и предмет истории психологии. Общие закономерности развития психологических знаний.

Специфика предметной области истории психологии

Принципы и проблемы историко-психологического исследования

Файлы: 1 файл

презентация.ppt

— 1.88 Мб (Скачать)

   

 

4. Принцип объективности  историко-психологического исследования. Данный принцип предполагает, что при такой процедуре, как оценка значимости тех или иных идей и результатов творчества, необходимо исходить не только из современного состояния знания, на которое опирается и от которого отталкивается исследователь, но и учитывать то реальное место, которое занимают те или иные рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени ("героя судят по законам его времени"). Это позволит историку психологии преодолеть собственные предпочтения (научные и личностные) в восприятии развития психологического знания. Таким образом, в соответствии с данным принципом, перед ученым стоит задача в ходе историко-психологического исследования сформировать и выдержать позицию объективного, строго говоря, не предвзятого (ни как человека с его личностными симпатиями и антипатиями, ни как ученого, приверженного тем или иным теориям и концепциям) в отношении конечного результата наблюдателя по отношению к исследуемому объекту.

  

 

5. Принцип конструктивно-позитивного  анализа. Принцип объективности непосредственно связан и дополняется принципом конструктивно-позитивного анализа истории психологии, который акцентирует внимание в историко-психологических исследованиях не на ошибках, недостатках и просчетах в развитии психологической мысли какой-либо отстоящей от ученого исторической эпохи, а на выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода; ориентация не на критику несовершенного, а на поиск рационального и перспективного. Однако это не означает отказа от реалистической оценки (включая и ее критические моменты) тех или иных идей, взглядов, подходов. При этом критический анализ из самоцели становится средством научного познания.

   

 

6. Принцип периодизации  и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания. Руководствуясь данным принципом, историк психологии должен не только выделить ключевые, наиболее значимые вехи и моменты этого процесса, не только описать историческую и логическую специфику выделенных ступеней развития знания, но и показать их эволюционную взаимосвязь и взаимопроникновение.

   

 

7. Принцип единства  прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований. Познание истории психологической науки не является только самоцелью с точки зрения собирания и уточнения исторического материала, характеризующего формирование и развитие психологических знаний (архивирование фактов), или воссоздания и реконструкции недостающих (неявных) звеньев в единой цепочке развития психологической мысли. Данный принцип ориентирует ученого на прогностическую стратегию исследования, связанную, во-первых, с выявлением перспективных линий, позиций, идей и подходов, сформировавшихся в прошлом, а во-вторых, с их актуализацией в контексте современных достижений психологической науки. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности, позволяет очертить проблемное поле будущих исследований и тем самым имеет не только чисто познавательный интерес, но и носит установочно-ориентировочный характер для дальнейшего развития психологического знания.

   

 

8. Принцип единства  коллективного и индивидуального  творчества в развитии психологического  знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества. Этот принцип ориентирует исследователя на выявление всех предпосылок формирования той или иной идеи, анализ того контекста, который в конечном итоге привел к оформлению в трудах конкретного ученого определенной концепции или теории. Он также предостерегает историка психологии от абсолютизации вклада отдельного ученого или научной школы в формирование совокупного психологического знания. В данном случае имеется в виду понимание историком психологии того факта, что психология, даже в творчестве особенно выдающихся ее представителей, не начинается каждый раз с "чистого листа", а получает лишь свое закономерное развитие. Соответственно и психологическое познание как совокупность идей и теорий, как результат коллективного творчества многих поколений исследователей в работах конкретного ученого получает творческое, порой оригинальное и новаторское, развитие или более четкое концептуальное оформление.(8)

Список литературы

 

1. Соколова Е.Ю. 13 диалогов о психологии. М.,2009.

2. Ткаченко А.Н. Категориальный строй психологии как предмет историко-  научного исследования // Методология историко-психологического исследования. М.,2009.

3. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.,2011. 463 с.

4. Ярошевский М.Г. История психологии (от античности до середины XXв.) М.,2009.

5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.,2013. 140 с.

6. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб,2009. 300 с.

7. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии. М.,2010.

8. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.,2012.

Словарь терминов 

 

  • Метод историко-психологического познания 

 

  • Методологический принцип

 

  • Объект истории психологии

 

  • Предмет истории психологии

 

  • Психологическое знание

 

  • Психологическое познание  
     

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ПОЗНАНИЕ

 

Объективно  происходящее накопление и 

осмысление  знаний людей 

о психической  реальности 

как важной  составной части развития жизненного  процесса,

условия совершенствования  взаимодействия человека с миром

и самого  человека как субъекта психической  реальности 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗНАНИЕ

 

знание человека  о себе 

как носителе  особых психических свойств 

и характеристик,

субъекте психической  деятельности 

Развитие психологического  знания 

как результата  творческой 

познавательной  деятельности человека 

в его целостности  и

 в его  реальной диалектике

на разных  этапах 

культурной  эволюции человечества

 

ОБЪЕКТ ИСТОРИИ  ПСИХОЛОГИИ 

Попытки осмыслить  процесс 

психологического  познания,

описать его  содержание и структуру 

(совокупность  взглядов, идей, подходов,

направлений  и течений,

категорий  и понятий),

его институциональные  и 

персонально-личностные  аспекты,

а также  закономерности и этапы развития

 

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ  ПСИХОЛОГИИ


Информация о работе История психологии: теоретические основы