Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:09, контрольная работа
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой.
1)Деятельность человека. Иерархическое строение деятельности человека.
2)Бихевиоризм. Факторы поведения. Гештальт-психология.
3)Мотивация, стимуляция поведения.
4)Уровень притязания и успеха. Самооценка личности.
5)Стресс как повышенная психическая напряженность человека. Снятие стресса.
6) Верно ли утверждение, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности. Ответ обоснуйте, приведите ряд примеров.
[5.с. 526-527].
5)Стресс как повышенная психическая напряженность человека. Снятие стресса.
СТРЕСС (в психологии) (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях.
Снятие стресса СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ. Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д. Вызванные или подавленные в связи с этим реакции, помогающие восстановить равновесие — копинг (coping — совладание), могут быть в той или иной мере соответствующими, т. е. адаптивными. Они считаются адаптивными, если содействуют достижению равновесия и в дальнейшем способствуют уменьшению или устранению вредных побочных воздействий (Perrez M., 1988). Курение как реакция на стресс, так же как и неконтролируемый выплеск гнева, служит примером несоответствующего средства для преодоления нагрузок (даже если это непосредственно эффективно) прежде всего из-за продолжительных социальных последствий. К центральной характеристике психологического профилактического или терапевтического копинг-вмешательства относится то, что предотвращаемые или преодолеваемые психические проблемы в полном смысле могут рассматриваться как проблемы переживания и переработки стресса. Коттон (Cotton G., 1990) считал, что для такого вмешательства прежде всего подходят:
1) пациенты, которые хотят
улучшить свое здоровье с
2) пациенты, которые страдают
от перегрузок и у которых
в зависимости от
3) пациенты, у которых
развились вегетативные
О профилактических вмешательствах
для соответствующего влияния на
нагрузку говорят, например, когда рассматривается
вопрос, можно ли смягчить самоиндуцированные
стрессоры путем снижения производственной
перегрузки (Perrez M., 1990). Психологическая
профилактика с целью укрепления
здоровья при наличии стресса
была разработана главным образом
применительно к больным с
коронарными сердечными заболеваниями,
в большинстве случаев в рамках
концепции так называемого
Важнейшие цели профилактического
вмешательства для улучшения
поведения в стрессовых условиях
могут быть систематизированы по
местонахождению источника
1) влияние на внутренние
контролируемые эмоциональные
2) влияние на внутренние
контролируемые когнитивные
3) влияние на внешние
контролируемые когнитивные
4) влияние на неконтролируемые стрессоры;
5) влияние на многозначность.
Перре и Райхертс (Perrez M., Reicherts
M., 1992) попытались сформулировать правила
(условно-нормативные
При воздействии на угнетающие эмоции важную роль играет способность к релаксации. Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. Для этого лучше всего подходит метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, широкое применение нашли также аутогенная тренировка и методы медитации. Для изменения неконтролируемого выражения гнева были разработаны поведенческие и когнитивные терапевтические приемы. При способности самостоятельно подавить гнев могут быть показаны тренинги самоутверждения и методы достижения социальной готовности.
Обременяющие когниции также
связаны с эмоциями, точнее, порождают
их и могут привести к неблагоприятным
последствиям. Поэтому изменение
дисфункциональных когниций или
построение функциональных когнитивных
реакций там, где таковые отсутствуют,
является обязательным компонентом
каждого профилактического трен
Если причина нагрузки
неконтролируема и носит
Многозначность, частый отягчающий
признак стрессоров, требует при
определенных условиях адаптивной реакции
в виде ее сокращения с помощью
поиска информации. Это имеет смысл
только тогда, когда информация может
быть полезна для решения проблемы,
например, когда перед неизбежной
операцией пациент обдумывает все
возможные побочные действия и факторы
риска. Адекватный подход к многозначности
основывается на способности перед
поиском информации оценивать потенциальную
пользу ее или вред, а также на
толерантности к
В условиях жизни при наличии стресса терапевтические (в том числе и профилактические) вмешательства для подавления его требуют рациональных действий, которые предусматривают следующие процессы:
1) анализ проблемы (диагностическая фаза);
2) обдумывание средств и путей решения проблемы;
3) осуществление вмешательства;
4) непрерывные усилия по оптимизации вмешательства.
Цель диагностики состоит
в описании и объяснении проблемы.
Сначала рассматриваются
1) поведения (активное влияние на стрессор, или пассивность, или побег и т. д.);
2) когниций (вид самокоммуникации в стрессовых ситуациях);
3) эмоций (какие типичные
стрессовые эмоции проявляются)
4) возможных психологических
реакций, если это кажется
В качестве других параметров
представляют интерес частота, интенсивность
и продолжительность
После диагностической фазы
определяются далекие и близкие
цели вмешательства и методы их достижения.
Разделение целей и методов продумывается
так, чтобы терапевтическая работа
была мотивированной для пациента,
а это значит, что определенный
успех должен быть в какой-то мере
терапевтически запрограммирован. Вмешательство
предусматривает в качестве первого
шага в терапевтических сеансах
умственную тренировку или ролевую
игру, сопровождающиеся домашними заданиями.
На более поздних фазах
В качестве методов стрессового вмешательства, по Коттону (1990), могут быть названы те, которые позволяют без ущерба здоровью и гибко перерабатывать нагрузки, а также сокращать ненужные нагрузки или избегать их. Различаются следующие формы терапии:
1) индивидуальная,
2) групповая,
3) библиотерапия.
С помощью последней стремятся улучшить поведение в условиях стресса через информацию и программы упражнений посредством коммуникативного воздействия книги. Наряду с социальной формой вмешательства могут быть использованы и когнитивно-поведенческие или физиологические. К физиологическим вмешательствам Дороти и Коттон (Dorothy H. G., Cotton G., 1990) относят, например, биологическую обратную связь, к когнитивным — самовербализационный тренинг, к поведенческим — тренинг компетентности (skill-training). Почти все методы вмешательства при стрессах не были разработаны специально для этого, а использовались и в других терапевтических целях. Неудивительно поэтому, что речь все время идет о поведенчески-когнитивной технологии, имеющей значение для регулирования поведения.
Дисфункциональная обработка нагрузки обычно автоматизирована и поддерживается комплексными внутренними и/или внешними факторами, их усиливающими, например типичные реакции раздражительности, курение, депрессивное поведение как реакции на стресс. Адаптивные поведенческие привычки, которые следует заново выработать и довести до автоматизма, обычно представляют собой очень важную поведенческую цель, для реализации которой в большинстве случаев недостаточно знаний и мотивации, необходимо включение большого количества мотивирующих факторов, способствующих поддержанию целесообразного поведения.
Для формирования нового желаемого
поведения нужно выполнить ряд
условий. Блёшль (Bloschl L. О., 1981) называет
следующие: 1) формируемое поведение
должно быть четко определено: каково
исходное положение? Каковы конечные цели?
(например, точное установление частоты
курения, определенных физических нагрузок
и причин для этого поведения
или выяснение частоты, качества
и интенсивности стрессоров и
реакций на них); 2) разделение целей
поведения на частичные или этапные;
3) выбор и использование
При образовании привычек через усилительные программы поддержкой могут оказаться так называемые поведенческие контракты, или контингентные договоры— соглашение, в которое вступают пациент с психотерапевтом для достижения поведенческой цели. Описан ряд правил и принципов, оказавшихся полезными при таких договорах: конечная цель этих поведенчески-психологических стратегий мотивирования должна постоянно находиться под самоконтролем; цели поведения необходимо разделить на небольшие «шаги», а условия для награды должны быть ясными и привлекательными; переход от терапевтически контролируемых к контролируемым пациентами вмешательствам происходит посредством пошаговой передачи ответственности за выполнение договора под самоконтроль. О достижении цели самоконтроля говорит способность заключать поведенческие договоры с самим собой, когда поведенческие альтернативы содержат в себе конфликты для личности, что нормально при замене поддерживаемого самим пациентом или усиленного извне поведения, ведущего к риску.
Как методический элемент
самонаблюдение (self-monitoring) играет важную
роль в различных обусловленных
стрессом профилактических и терапевтических
вмешательствах. Изменение поведения,
ведущего к риску, или дисфункционального
копинга предполагает тщательное самонаблюдение.
Оно помогает самоосознанию проблематичного
поведения с количественных и
качественных точек зрения (описательные
функции), с тем чтобы пациент
выучил условия дискриминации, предопределяющие
поведение, ведущее к риску, например
типичную чувствительность, которая
связана с потребностью к курению.
Подобная информация вносит вклад и
в анализ условий, которые контролируют
поведение, ведущее к риску (условно-аналитическая
функция). Следующая функция
На начальной стадии очень
поучительным может быть самонаблюдение
незначительной степени структурирования
— записи в дневнике о событиях
и проблемах поведения, связанных
с ними. Несколько более высокая
степень структурирования — умение
запротоколировать разговоры с
самим собой, самоинструкции и мысли
в течение определенного