Основы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой.

Оглавление

1)Деятельность человека. Иерархическое строение деятельности человека.
2)Бихевиоризм. Факторы поведения. Гештальт-психология.
3)Мотивация, стимуляция поведения.
4)Уровень притязания и успеха. Самооценка личности.
5)Стресс как повышенная психическая напряженность человека. Снятие стресса.
6) Верно ли утверждение, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности. Ответ обоснуйте, приведите ряд примеров.

Файлы: 1 файл

Психология к-р.docx

— 47.13 Кб (Скачать)

[5.с. 526-527].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Стресс как повышенная психическая напряженность человека. Снятие стресса.

 

СТРЕСС (в психологии) (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях.

Снятие стресса СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ. Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д. Вызванные или подавленные в связи с этим реакции, помогающие восстановить равновесие — копинг (coping — совладание), могут быть в той или иной мере соответствующими, т. е. адаптивными. Они считаются адаптивными, если содействуют достижению равновесия и в дальнейшем способствуют уменьшению или устранению вредных побочных воздействий (Perrez M., 1988). Курение как реакция на стресс, так же как и неконтролируемый выплеск гнева, служит примером несоответствующего средства для преодоления нагрузок (даже если это непосредственно эффективно) прежде всего из-за продолжительных социальных последствий. К центральной характеристике психологического профилактического или терапевтического копинг-вмешательства относится то, что предотвращаемые или преодолеваемые психические проблемы в полном смысле могут рассматриваться как проблемы переживания и переработки стресса. Коттон (Cotton G., 1990) считал, что для такого вмешательства прежде всего подходят:

1) пациенты, которые хотят  улучшить свое здоровье с профилактической  целью, не имеющие при этом  серьезных проблем;

2) пациенты, которые страдают  от перегрузок и у которых  в зависимости от обстоятельств  наблюдаются хроническая подавленность,  депрессивное настроение, страх;

3) пациенты, у которых  развились вегетативные соматические  нарушения, связанные с переживаниями  и переработкой стресса.

О профилактических вмешательствах для соответствующего влияния на нагрузку говорят, например, когда рассматривается  вопрос, можно ли смягчить самоиндуцированные стрессоры путем снижения производственной перегрузки (Perrez M., 1990). Психологическая  профилактика с целью укрепления здоровья при наличии стресса  была разработана главным образом  применительно к больным с  коронарными сердечными заболеваниями, в большинстве случаев в рамках концепции так называемого поведения  типа А.

Важнейшие цели профилактического  вмешательства для улучшения  поведения в стрессовых условиях могут быть систематизированы по местонахождению источника стресса (вызванного самой личностью, вне  личности), по известным важным для  адаптации признакам стрессоров или по структурам задач, внутренне  присущих ситуации перегрузки (копинг-задачи — coping-tasks). Прежде всего это:

1) влияние на внутренние  контролируемые эмоциональные стрессоры;

2) влияние на внутренние  контролируемые когнитивные стрессоры;

3) влияние на внешние  контролируемые когнитивные стрессоры;

4) влияние на неконтролируемые  стрессоры;

5) влияние на многозначность.

Перре и Райхертс (Perrez M., Reicherts M., 1992) попытались сформулировать правила (условно-нормативные рекомендации) преодоления стресса и обосновать их эмпирически, а также рекомендовали  поведение с учетом стрессорных  признаков (например, контролируемость) и цели (например, решение проблемы).

При воздействии на угнетающие эмоции важную роль играет способность  к релаксации. Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. Для этого лучше всего подходит метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, широкое применение нашли также аутогенная тренировка и методы медитации. Для изменения неконтролируемого выражения гнева были разработаны поведенческие и когнитивные терапевтические приемы. При способности самостоятельно подавить гнев могут быть показаны тренинги самоутверждения и методы достижения социальной готовности.

Обременяющие когниции также  связаны с эмоциями, точнее, порождают  их и могут привести к неблагоприятным  последствиям. Поэтому изменение  дисфункциональных когниций или  построение функциональных когнитивных  реакций там, где таковые отсутствуют, является обязательным компонентом  каждого профилактического тренинга, направленного на улучшение поведения в условиях стресса. Там, где дисфункциональное преодоление стресса вызвано некомпетентностью обращения с поддающимися влиянию и решаемыми проблемами, что часто наблюдается у депрессивных пациентов, необходимо усилить способность адекватного воздействия на контролируемые ситуации, например с помощью тренинга социальной компетентности, тренинга самоутверждения или коммуникативного тренинга. Недостаток профессиональной компетентности обычно не является предметом профилактического психологического вмешательства.

Если причина нагрузки неконтролируема и носит хронический  характер, то в определенных случаях  целесообразно избегать стрессоров, обходить их. Поэтому пациент должен научиться уклоняться от не поддающихся  воздействию стрессоров, уходить  от них, например, если это возможно, поменять место работы или не думать о событиях, на которые повлиять невозможно. Лазарус (Lazarus R. S., 1983) в этой связи говорит о «benefits denial» («пользе  от отказа»). Для ситуаций, в которых  нерегулируемые стрессоры невозможно обойти, адекватным способом преодоления  является их переоценка, придание им нового смысла. У людей с ограниченной возможностью переоценки нужно заново сформировать способность к преодолению, например с помощью методов когнитивного переструктурирования или рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса (Ellis A., 1984). Поведение типа А характеризуется обычно недостаточным умением влиять на нерегулируемые стрессоры.

Многозначность, частый отягчающий признак стрессоров, требует при  определенных условиях адаптивной реакции  в виде ее сокращения с помощью  поиска информации. Это имеет смысл  только тогда, когда информация может  быть полезна для решения проблемы, например, когда перед неизбежной операцией пациент обдумывает все  возможные побочные действия и факторы  риска. Адекватный подход к многозначности основывается на способности перед  поиском информации оценивать потенциальную  пользу ее или вред, а также на толерантности к многозначности.

В условиях жизни при наличии  стресса терапевтические (в том  числе и профилактические) вмешательства  для подавления его требуют рациональных действий, которые предусматривают  следующие процессы:

1) анализ проблемы (диагностическая  фаза);

2) обдумывание средств  и путей решения проблемы;

3) осуществление вмешательства;

4) непрерывные усилия  по оптимизации вмешательства.

Цель диагностики состоит  в описании и объяснении проблемы. Сначала рассматриваются ведущие  стрессоры и реакции на них  на уровне:

1) поведения (активное  влияние на стрессор, или пассивность,  или побег и т. д.);

2) когниций (вид самокоммуникации  в стрессовых ситуациях);

3) эмоций (какие типичные  стрессовые эмоции проявляются);

4) возможных психологических  реакций, если это кажется целесообразным  и технически осуществимым (имеется  яркий психологический образец).

В качестве других параметров представляют интерес частота, интенсивность  и продолжительность стрессоров, а также копинг-реакций. Следующая  задача состоит в функциональном анализе стрессового поведения, его условий и психических  и соматических воздействий. Пациент  при этом должен быть в состоянии  устанавливать связи. В качестве диагностических методов используются интервью, анкеты, систематическое  самонаблюдение и возможные психологические  измерения.

После диагностической фазы определяются далекие и близкие  цели вмешательства и методы их достижения. Разделение целей и методов продумывается  так, чтобы терапевтическая работа была мотивированной для пациента, а это значит, что определенный успех должен быть в какой-то мере терапевтически запрограммирован. Вмешательство  предусматривает в качестве первого  шага в терапевтических сеансах  умственную тренировку или ролевую  игру, сопровождающиеся домашними заданиями. На более поздних фазах терапевтическая  работа концентрируется на использовании  опыта, приобретенного в повседневных ситуациях. Ее необходимо контролировать разными методами и по возможности  непрерывно, чтобы можно было быстро обнаружить ухудшение или отсутствие положительного результата и изменить характер действий в адаптивном направлении. Эта адаптация при определенных обстоятельствах требует проведения новой диагностической фазы для  лучшего анализа проблемы.

В качестве методов стрессового  вмешательства, по Коттону (1990), могут  быть названы те, которые позволяют  без ущерба здоровью и гибко перерабатывать нагрузки, а также сокращать ненужные нагрузки или избегать их. Различаются  следующие формы терапии:

1) индивидуальная,

2) групповая,

3) библиотерапия.

С помощью последней стремятся  улучшить поведение в условиях стресса  через информацию и программы  упражнений посредством коммуникативного воздействия книги. Наряду с социальной формой вмешательства могут быть использованы и когнитивно-поведенческие  или физиологические. К физиологическим  вмешательствам Дороти и Коттон (Dorothy H. G., Cotton G., 1990) относят, например, биологическую обратную связь, к когнитивным — самовербализационный тренинг, к поведенческим — тренинг компетентности (skill-training). Почти все методы вмешательства при стрессах не были разработаны специально для этого, а использовались и в других терапевтических целях. Неудивительно поэтому, что речь все время идет о поведенчески-когнитивной технологии, имеющей значение для регулирования поведения.

Дисфункциональная обработка  нагрузки обычно автоматизирована и  поддерживается комплексными внутренними  и/или внешними факторами, их усиливающими, например типичные реакции раздражительности, курение, депрессивное поведение как  реакции на стресс. Адаптивные поведенческие  привычки, которые следует заново выработать и довести до автоматизма, обычно представляют собой очень  важную поведенческую цель, для реализации которой в большинстве случаев  недостаточно знаний и мотивации, необходимо включение большого количества мотивирующих факторов, способствующих поддержанию  целесообразного поведения.

Для формирования нового желаемого  поведения нужно выполнить ряд  условий. Блёшль (Bloschl L. О., 1981) называет следующие: 1) формируемое поведение  должно быть четко определено: каково исходное положение? Каковы конечные цели? (например, точное установление частоты  курения, определенных физических нагрузок и причин для этого поведения  или выяснение частоты, качества и интенсивности стрессоров и  реакций на них); 2) разделение целей  поведения на частичные или этапные; 3) выбор и использование эффективных  усилителей, которые последовательно  применяются для целевого поведения (в качестве усилителей годится все, что достаточно мотивировано для  создания и укрепления новых привычек, т. е. социальные и материальные усилители, первичные и вторичные усилители. Незначительная эффективность усилительной программы, как правило, указывает на использование неподходящего усилителя и / или на установление слишком высоких этапных целей); 4) планирование поддерживающей помощи, предусматриваемой терапевтами, куда входят поведенческие контракты и подключение посредников (членов семьи или других близких, поддерживающих вмешательство или оказывающих практическую помощь, облегчающую образование новых привычек); 5) планирование постепенного «высвечивания» методических приемов, к чему относится пошаговое введение искусственного усиления в естественное, предусмотренное развитие.

При образовании привычек через усилительные программы поддержкой могут оказаться так называемые поведенческие контракты, или контингентные  договоры— соглашение, в которое  вступают пациент с психотерапевтом  для достижения поведенческой цели. Описан ряд правил и принципов, оказавшихся  полезными при таких договорах: конечная цель этих поведенчески-психологических  стратегий мотивирования должна постоянно находиться под самоконтролем; цели поведения необходимо разделить на небольшие «шаги», а условия для награды должны быть ясными и привлекательными; переход от терапевтически контролируемых к контролируемым пациентами вмешательствам происходит посредством пошаговой передачи ответственности за выполнение договора под самоконтроль. О достижении цели самоконтроля говорит способность заключать поведенческие договоры с самим собой, когда поведенческие альтернативы содержат в себе конфликты для личности, что нормально при замене поддерживаемого самим пациентом или усиленного извне поведения, ведущего к риску.

Как методический элемент  самонаблюдение (self-monitoring) играет важную роль в различных обусловленных  стрессом профилактических и терапевтических  вмешательствах. Изменение поведения, ведущего к риску, или дисфункционального копинга предполагает тщательное самонаблюдение. Оно помогает самоосознанию проблематичного  поведения с количественных и  качественных точек зрения (описательные функции), с тем чтобы пациент  выучил условия дискриминации, предопределяющие поведение, ведущее к риску, например типичную чувствительность, которая  связана с потребностью к курению. Подобная информация вносит вклад и  в анализ условий, которые контролируют поведение, ведущее к риску (условно-аналитическая  функция). Следующая функция самонаблюдения состоит в развитии эффектов вмешательства.

На начальной стадии очень  поучительным может быть самонаблюдение незначительной степени структурирования — записи в дневнике о событиях и проблемах поведения, связанных  с ними. Несколько более высокая  степень структурирования — умение запротоколировать разговоры с  самим собой, самоинструкции и мысли  в течение определенного промежутка времени, которые или предшествуют проблематичному поведению, или  следуют за ним (как это, например, требуется для когнитивного и  поведенческого анализа при изменении  дисфункциональных самоинструкций или когниций). Протоколирование наблюдений, в том числе и непрерывный  графический (для наглядности) перенос  частот и всяческих изменений, само по себе имеет терапевтическую ценность, хотя только самонаблюдение обычно не создает длительных новых привычек. Курильщику можно, например, каждый раз, выкуривая с удовольствием сигарету, протоколировать время, обстоятельства, социальную ситуацию и эмоциональную  чувствительность перед курением, во время и после него. Для точного  охвата всех признаков рекомендуется  систематический процесс самонаблюдения высокой степени структурирования. Он регулирует условия записи и подлежащие наблюдению признаки с помощью категорий, системы знаков или шкалы рейтинга. Высокоструктурированное самонаблюдение может быть облегчено вспомогательными электронными средствами. Перре и  Райхертс (1989) разработали процесс  самонаблюдения за переживанием нагрузок и их переработкой с помощью компьютера, позволяющего точно запротоколировать  важные для здоровья психические  признаки переживания стресса. Самонаблюдение является центральным элементом  и для терапии самоуправления. Эта терапия исходит из того, что  личность должна быть способна самостоятельно стремиться к цели и влиять на свое поведение. Саморегулирование поведения  осуществляется через процессы, которые  «вводятся в действие самой личностью  и поддерживаются ею» (Kanfer F. H. et al., 1991), т. е. через когнитивные способы  поведения — планирование, мышление, самокоммуникацию и т. д.

Информация о работе Основы психологии