Семейная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:41, лекция

Краткое описание

Форма организации: используется продуктивный тип организации занятия, который предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такая форма организации способствует развитию критического мышления студентов.

Файлы: 1 файл

конспект.docx

— 31.67 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ Российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________________

 

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Конспект учебного занятия

По теме: « Семейная психология»

 

 

 

 

                                                                                          Выполнил студент 5 курса

 Специальности  «Психология»

                                                                                                              Никитина Анна Сергеевна

                                                               «Допущен»

                                                                                        Руководитель практики

                                                                                                               Подпись________

                                                                                                 Гнедова Светлана Борисовна

 

                                                            Ульяновск – 2013г.

 

Цель:

  • формировать систему основных и частных понятий курса "Психология семьи", а именно ознакомление студентов с современными представлениями о психологических процессах, происходящих в семье, как единой системе;
  • овладение основными психологическими понятиями, позволяющими анализировать внутрисемейные процессы; 
  • изучение основных психологических закономерностей функционирования семьи.

Требования к  знаниям: студенты должны знать, что такое семья, предпосылки образования семьи, так же  функции, основные подходы к понятию семья. Студенты должны знать основные проблемы.

 Требования к умениям: уметь различать виды семьи в психологии, преобразовывать учебный материал в схемы, интерпретация их, использование материала для связи теоретических знаний с практическими.

Дидактические единицы: семья, виды семьи, функции семьи, теоретические подходы, проблемы семьи.

Форма организации: используется продуктивный тип организации занятия, который предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такая форма организации способствует развитию критического мышления студентов.

Введение.

  1. Организационный момент (представление)
  2. Целеполагание (озвучивание темы занятий, учебных вопросов и целей).

Основная  часть

Вступительное слово.  Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе – научиться в нем первым совестным движениям сердца. Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. семья является первичным лоном человеческой культуры.

Опрос. В первой части используется  развернутая беседа, студентам предлагается ответить на ряд вопросов по предыдущей лекции. Также в этой части используется групповая дискуссия: свободная и такая форма как учебно-ролевая игра.

Для начала нам необходимо вспомнить:

  1. Что такое семья? В чем отличие современной семьи от семьи, как исторической системы взаимоотношения?
  2. Предпосылки появления семьи? К какой из предпосылок относится роль матери и роль отца?
  3. Какие теории или подходы вы знаете? Согласно эмпирическому подходу, на чем строятся семейные отношения?
  4. Какие функции семьи вы знаете?
  5. Подумайте и скажите, какие проблемы существуют в современной семье?

Существует ли связь между  этими проблемами?

Задание: Разделиться на 2 группы и смоделировать ситуацию которая показывала бы одну из сказанных проблем. Проиграйте их (для усвоения материала) Противоположная группа должна выделить факторы действующие на проблему, возможно ли проблему решить. 1 группа – состав семьи: Бабушка (60), мама (43), сын (12) лет. 2 группа -  состав семьи: Мама и папа (45 и 47) сын (13)

Специфика современной  семьи определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями:

1. В современной семье особую роль играет родительство. В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества — до окончания школы, а в определенных аспектах — и до завершения высшего образования.

2. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность современной семьи — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей в семье. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

3. Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

4. Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная семья — многопоколенная — включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников.

Дискуссия на тему «пословицы и поговорки о  семье». Во второй части семинарское занятие переходит в форму дискуссии.

 Мы с вами знаем, что  пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта. Ушинский о пословицах пишет: По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная (его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни). Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. (Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни). (Пословица — сжатое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.). Давайте перейдем к пословицам о семье. Какие пословицы и поговорки вы знаете? Обсудить со студентами их смысл. Дискуссия на тему поговорок о семье, предложить несколько поговорок для осмысления:

                      1. Люблю своих детей, но внуки милей.

                       2. В людях - ангел, не жена; дома с мужем сатана.

                       3. Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись.

                      4. Чужая жена - лебедушка, а своя - полынь горькая.

                      5. Краса до венца, а ум до  конца.

Предполагаемые вопросы: Какую проблему характеризует эта  поговорка?

Дискуссия на  тему « Идеал мужа и идеал жены». Мы поговорим, о идеальном муже и жене, в форме развернутой беседы, при помощи наводящих вопросов будет происходить стимуляция мыслительной работы студентов, и выполним задание в форме групповой дискуссии. Что же такое идеал? Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные черты,- образ, который служит образцом. Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией. Мы все прекрасно знаем, что каждая историческая эпоха имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Как вы думаете, из чего формируется идеал мужа и жены?

Существует несколько  факторов, влияющих на формирование идеала:

  • образ родителя противоположного пола
  • отношения родителей друг с другом
  • образы из сказок, кино и т. д.
  • социальные установки
  • значимые для нас личности
  • наш опыт общения с людьми
  • наши потребности.

Муж: образ отца  (если семья неблагополучная, то как формируется образ отца?) Каким образом? От чего зависит устойчивый идеал мужа? А если у семья не полная? (мать и дочь). (В подсознании образ отца, на который с разный сторон наслаиваются образы или отдельные черты других мужчин, оцененные как хорошие. Они либо дополняют черты отца, либо противоречат им. Итоговая картина во многом зависит от реальных отношений в семье и от того места, которое занимает в них глава семьи. Если семья счастливая, то большинство качеств отца, какими бы они ни были, и востребованы и дополнены соответствующими или противоположными качествами матери. Счастливая жена считает супруга вполне «хорошим», и это совпадает с изначальным эталоном дочери, согласно которому отец – самый лучший. Оцени для дочери одна из самых важных.  Идеальный партнёр дочери в этом случае  чаще всего оказывается похожим на отца. В качестве «украшений» он может дополняться чертами, взятыми у других мужчин. В случае несчастной семьи можно наблюдать обратную картину. Мать плохо относится к отцу и тем самым не подкрепляет эталон мужчины, имеющийся в подсознании дочери. В результате этот эталон начинает заслоняться другими образами мужчин, которые оцениваются матерью как хорошие. Итоговый, идеальный образ мужчины в этом случае зависит от большого количества входящей информации и труднее поддаётся определению. Поскольку он собран  из большого количества разных и подчас противоречащих друг другу черт, он мозаичен, лишён целостности и в результате менее устойчив. Его сложнее использовать в жизни. «Нравится?», «Тот ли?» - выбор партнёра может быть настоящей проблемой для девушек со слабым образом идеального мужчины. Ещё один источник образов мужчин – культура. Большинство современных детей с раннего возраста, если не читают сами, то слушают, как им читают другие, а если не слушают, то уже наверняка смотрят, видео, телевизор. В наборе современного ребёнка выпуски новостей, боевики, сказки, мифы, мультфильмы. И в каждом из этих произведений действуют мужчины: сильные,  храбрые, прекрасные или ужасные, грубые, трусливые. Их дочка тоже запоминает. И наконец, последнее, что дополняет мужчин  и расставляет всё по своим местам – это всевозможные оценки тех или иных мужских качеств или мужчин в целом. Они присутствуют в любом произведении искусства. «Иванушка дурачок», «Кощей - бессмертный». Они, хотим мы этого или нет, наполняют любое наше общение: «Ты мужик или нет?!». На них акцентируют внимание многие женщины в беседах между собой: «Да ладно бы негодяй, да ещё и денег нет…». Эти оценки дочь впитывает в возрасте 3-8 лет так же активно, как и сами образы мужчин. (Способ влияния образа отца от противного (т.е. женщина ищет антипод отца) чаще всего встречается в тех семьях, где царила неблагоприятная атмосфера (скандалы, ссоры, физическое насилие над ребёнком или между супругами). В этом случаем у девушки вырабатывается стойкий антагонизм к образу отца, и девушка ищет себе партнёра максимально не похожего на него, порой это проецируется не только на качества характера, но и на внешность. К примеру, если отец был высокий блондин, то девушке будут нравиться брюнеты среднего или ниже среднего роста.)

Жена: В создании представлений об идеальном супруге большая роль принадлежит матери и отцу. В частности, в выборе супруги эталоном выступает мать. 

Задание: Давайте разделимся на 2 группы и попробуем выделить качества идеального мужа и идеальной жены. Необходимо написать по 10 качеств. (После разделения) Разделите качества на 3 группы – внешние качества, характер, и хозяйственные качества. В какой группе из 3  качеств больше? По какому признаку выбираются супруги? Насколько идеал супруга соответствует реальности? Реально ли встретить такого человека? Что супруге принципиально, а что нет? 

Итоги:  Мы знаем что семья неотъемлемая часть жизни человека, но в данный момент наиболее значимыми являются супружеские отношения они основаны на свободном выборе.

В народных пословицах отражаются все стороны жизни народа. Пословицы  оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Мы знаем, что необходимо разграничивать что реально, а что идеально. И  необходимо помнить что все люди разные и идеалы у людей разные. Есть много факторов которые влияют на формирование идеала. Идеальные люди (так же как идеальные отношения) - понятие субъективное. Каждому человеку подходит что-то индивидуальное, и то, что кажется совершенством одному, может показаться серой обычностью другому.

 

Доклады. Прослушать доклады, помочь студентам выделить основное, чтобы они записали.

Результат:

В результате изучения данного  семинарского занятия студент будет: иметь представление о реальных, повседневных проблемах семьи и внутрисемейных отношениях.

 

 Литература:

  1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Райгородский Д. Я. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. -752 с.

Информация о работе Семейная психология