Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа
Цель работы: связана с изучением, особенностей и методов оказания психологической помощи по проблемам связанным со страхом, поскольку, страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может с ним справиться, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии страха полета на самолете.
Цель раскрывается в совокупности задач:
1. Рассмотреть материал о психологии страха, его происхождении и основных форм страха с точки зрения отечественных и зарубежных ученых;
2. Изучить существующие классификации страхов и факторы отличия страха полетов от фобии;
3. Разобрать специфику психологического консультирования по проблемам, вязанным со страхами полетов на самолете;
4. Обобщить условия консультативной беседы;
5. Сформировать протокол консультации;
6. Произвести анализ консультативного случая.
Страх реальный - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх свободный - общая неопределенная боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражаемая в состоянии «страха ожидания» или «боязливого ожидания». Страх беспредметный, не связанный с некоем объектом, вызывающим этот страх. Высокие степени страха свободного всегда имеют отношение к заболеванию неврозом страха.
Страх смерти - один из основных видов страха; согласно З. Фрейду, понимается как процесс, в ходе коего «Я» слишком широко расходует запас своего нарциссического либидо, как нечто, подобное кастрационному страху. [3, 481 - 482]
В книге Хеннинга Келера «Загадка страха» есть описание самого процесса страха. Х.Келер представил процесс в виде трех стадий: появление страха, его экспансию и стадию зажима. «Вторая стадия — экспансия страха, или страх перед страхом, — играет ключевую роль. Если в этот миг удастся сосредоточиться и отстраниться от внешнего мира, чтобы направить волю на некую цель, мы усмиряем страх. Если нет, то попытка совладать со страхом срывается и наступает зажим. Про хронически боязливых людей можно сказать, что они в принципе не справляются со стадией экспансии страха. Их специфическая проблема не в появлении страха, а в неспособности собраться в решающий момент, чтобы преобразовать страх». [22]
Состояние хронического напряжения одной или группы мышц, ответственных за выражение эмоций есть мышечный зажим, это ответ на страх, мышечное напряжение возникает в воротниковой зоне (голова вжимается в плечи), в районе диафрагмы (замерло дыхание), в мышцах вокруг глаз (остекленели глаза) и в кистях (дрожат руки). Если какая-то ситуация вызвала в душе - то есть в теле - реакцию страха, это значит, что где-то в теле возникло мышечное напряжение, длящееся годами оно превращается в мышечный зажим - хранилище страха.
«Рабочий аврал, обида, испуг, гнев, огорчение, страх по реальной или мнимой причине – уже позади, жизнь течет, изменяется…А глупые, напряжения все еще остаются в нас, даже растут…». [8, 19]
«Страх в ситуации опасной для жизнедеятельности вызывает прилив адреналина и нороадреналина, вместе они вызывают прилив сил, увеличение кровяного давления, учащение дыхания, что улучшает кровоснабжение головного мозга, и как следствие он начинает соображать намного лучше и быстрее». [13]
Отечественный ученый – физиолог И. П. Павлов считал, что реакция на страх - это проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с торможением коры больших полушарий мозга. Ученые давно установили, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные ситуации. Выражение страха и ужаса на лицах других, люди различают быстрее и отчетливее любых других эмоций. Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные расстройства, влиять на деятельность дыхательной системы, вызывая чувство нехватки воздуха, приводить к задержке мочеиспускания или, наоборот, провоцировать непроизвольное ее выделение, ограничивается степень свободы поведения.
«Одной из физиологических причин ощущения страха является так называемая «гипервентиляция» легких. Говоря простым языком, как только мозг распознает что-либо как угрозу, первым делом наш организм создает запас кислорода. Если угроза никуда не девается, а в вашем случае за «угрозу» мозг принимает самолет, то организм оставляет кислород «до востребования». Через несколько секунд под воздействием адреналина в кровь попадает очередная доза кислорода, несмотря на то, что не израсходована даже предыдущая. Физиологически, вы чувствуете «ком в горле» или тому подобные затруднения дыхания». [4, 55]
Психологи отмечают, что эмоция страха, возникает в опасной для организма ситуации, которая обеспечивает реакцию, направленную на преодоление этой опасности, происходит торможение деятельности всех систем, которые не обеспечивают выживание. На этот момент они становятся второстепенными, а мышцы необходимые для борьбы напрягаются, дыхание учащается, изменяется состав крови, работа мозга улучшается и т. д. Подобным образом организм прилагает все усилия для выживания.
«Душа, а за нею и тело, судорожно сжимается, кровь начинает двигаться центростремительно, т. е. увлекается от периферии к центру, человек бледнеет, холодеет. Все тепловые и волевые силы, будто разом мобилизуются, чтобы окружить защитным кольцом самое заветное, что ни в коем случае не должно пострадать или потеряться. По отношению к окружающему миру человек теперь целиком — жест антипатии, он в самом деле изолирован, загнан в угол, скован». [22, 10]
Попытки великих умов психологии и физиологии определить механизм образования эмоции страха не привели к определению единственной рациональной классификации. Классификаций много и каждая имеет свои преимущества и недостатки. Видов страхов и фобий существует очень много, поэтому классифицировать их сложно.
Классификация страхов З. Фрейда состоит из двух видов: реальный и невротический. Реальный страх это не что иное, как реакция на появление внешней опасности, а невротический как проявление болезни (фобии).
Классификация психиатра Б.Д. Карвасарского по фабуле страха, он поделил все страхи на 8 больших групп. Экзистенциальная болезнь пространства – это первая группа, туда входит, например, клаустрофобия. Вторая группа страхов это социофобия. К третьей группе относят страхи заболеваний. Страх смерти - это четвертая группа. В пятую группу попали те страхи, которые имеют под собой сексуальную почву. Шестая - это группа, посвященная страхам доставить вред себе или близким людям. Седьмая - контрастные страхи (например, страх сделать что-то непристойное в обществе). Ну и наконец, восьмая группа страхов - это страх перед самим страхом.
Существует также медицинская классификация страхов по МКБ 10. Это международная классификация психических заболеваний. В МКБ 10 различные формы страха входят в группу невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.
F40. Тревожно-фобические
F40.00. Агорафобия без панического расстройства;
F40.01. Агорафобия с паническим расстройством;
F40.1. Социальная фобия;
F40.2. Специфические (изолированные) фобии;
F41. Другие тревожные расстройства;
F41.0. Паническое расстройство;
F41.1. Генерализованное тревожное расстройство;
F41.2. Смешанное тревожное и
F42. Обсессивно-копмульсивное расстройство.
Фриц Риман в своей книге «Основные формы страха» описывает четыре основные формы экзистенциального страха:
Ф. Риман сводит все существующие варианты страха к этим четырем формам, которые в свою очередь, связаны с четырьмя основными попарными импульсами. Например, стремление к самосохранению и самообособленности с противоположным стремлением к самоотдаче и принадлежности к общему и, с другой стороны, как стремление к постоянству и безопасности с противоположным стремлением к изменениям и риску. [16, 6]
Самая распространенная классификация Ю.В.Щербатых, он все страхи делит на три основные группы: природные (биологические), социальные и внутренние (экзистенциональные или мистические). К первой группе относятся страхи, связаны с угрозой человеческой жизни:
Ко второй относятся:
В основе данной классификации лежит предмет страха, который зачастую психологу ни о чем не говорит, ни о причине возникновения, ни о механизмах, что значительно затрудняет поиск методов для коррекции нарушений психики. Границы предметных страхов весьма условны, размыты, что позволяет страхам из одной группы переходить в другую.
«Боязнь чужих, агрессии и насилия, скорее страх природный, но с ним связаны многие социальные страхи. Страх болезни подразумевает страх смерти. Страх за детей можно отнести к природным и к социальным. В то же время он вполне может быть связан со страхом судьбы и неизвестности, а это уже по авторской классификации мистические страхи». [23, 21]
Первая и вторая группы, то есть биологические и социальные страхи, как правило, не имеют реальной основы для волнения. Что касается внутренних страхов человека, обычно они имеют корни в бессознательном. Страх перед старением и смертью, страх темноты, страх перед жизнью и ее загадками, страх и неприятия себя, все это называют экзистенциальными страхами. Этот вид страхов существует в подсознании человека и поэтому часто не осознаваем. Из-за глубины содержания и неопределенности предмета страха, не поддаются полному излечению.
Знание всех классификаций не так уж и необходимо при психологическом консультировании, но очень важно уметь отделять страх обоснованный, который в критической ситуации может даже спасти жизнь, от фобии, которая только отравляет наше существование. Страхи необходимы, без них человек теряет свою защиту, а с фобиями необходимо бороться. И для успешной борьбы врага следует знать в лицо.
Аэрофобия - непреодолимый страх перед полетом. До двадцати процентов пассажиров испытывают страх полетов. Статистически этот страх не оправдан - вождение автомобиля куда более опасно, но ни у кого не вызывает приступов паники. Люди, которые летают часто, как правило, не боятся.
Возможными причинами данного страха психологи видят в ощущениях беспомощности, не возможности контролировать ситуацию и недоверие пилотам.
«Действительно, немудрено почувствовать себя заложником какой-то непонятной летающей конструкции, управляемой к тому же сплошными незнакомцами. Как бы то ни было, это надо преодолеть». [19]
Фатальные ситуации (те, из которых нет выхода) способны вызвать состояние страха перед полетом. Почти никто не боится автокатастроф, хотя в них гибнет в сотни раз больше людей, именно потому, что в ДТП есть шанс выжить. Поэтому те, кто редко летает, воспринимают приземление самолета как чудо, не задумываясь, что это нормально.
Психологами было замечено, что проявления аэрофобии у мужчин и женщин разное. Женщина боится непосредственно аварии, захвата самолета террористами или падения самолета, то мужчины боятся самого полета, так как не имеют контроля над самолетом.
Боязнь погибнуть – вот истинная причина страха. Таким образом, исходя из классификации по Ю.В. Щербатых, страх полетов входит в раздел биологических страхов, в зависимости от подробностей консультативной беседы, он может без труда перейти в группу экзистенциальных страхов, как страх смерти (танатофобия).
Назвать аэрофобию вполне естественным состоянием не представляется возможным по ряду причин. Во-первых, это все - таки фобия, а фобии, бывают при неврозах и психопатиях, при различных психозах с эмоциональными расстройствами (депрессивные состояния, шизофрения и др.) Во-вторых, еще З.Фрейд считал, что фобии являются результатом излишнего использования человеком защитных механизмов вытеснения и переноса для контролирования скрытой тревоги. Такие люди часто оттесняют сигналы, вызывающие тревогу, глубже в бессознательное и перемещая свои страхи на нейтральные объекты или ситуации, с которыми легче справиться и которые проще контролировать.
Тем не менее, человек не птица, его организм создан не для полетов. Вполне естественно испытывать чувство страха, во время полета, человек не может игнорировать законы гравитации. Просто страх, преодолимый, который можно перебороть самостоятельно, это не фобия.
Несомненно, устрашающее воздействие на сознание людей оказывают средства массовой информации. Человек, испытавший хоть единожды страх полета, начинает отслеживать сводки событий по автокатастрофам, тем самым подсознательно усиливая свой страх. Каждый день где-то на земном шаре самолеты только и делают, что падают с неба, разбиваются в горах, сталкиваются друг с другом. Возможно, что у них кончается топливо, они делают вынужденную посадку на воду в океане, будучи захваченными или сбитыми террористами, возможно, что возникают негодность металла или механические поломки, возможно, что самолетами управляют алкоголики, наркоманы или плохо обученные команды и так далее. Все эти мысли крутятся в сознании человека, а когда наступает время полета (неважно какие объективные причины заставили купить билет на самолет), начинаются истерики, появляются всевозможные причины обуславливающие отказ от полета, психосоматические причины, алкогольные отравления и многое другое.
Вот как описал аэрофобию В.Л.Леви в своей работе «Приручение страха»: «Я многих вылечивал от аэрофобии – страха перед полетами на самолетах. Аэрофобики в большинстве – люди вполне трезвомыслящие; они знают, что вероятность погибнуть, садясь в автомобиль, в десятки, если не в сотни раз выше вероятности авиакатастрофы и, тем не менее, в машину садятся спокойно, а в самолет ни за что.
Они никогда в жизни не падали с высоты и ни разу, как правило, еще не летали – именно по причине своего страха, рожденного совокуплением воображения и инстинкта…