Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа
Цель работы: связана с изучением, особенностей и методов оказания психологической помощи по проблемам связанным со страхом, поскольку, страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может с ним справиться, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии страха полета на самолете.
Цель раскрывается в совокупности задач:
1. Рассмотреть материал о психологии страха, его происхождении и основных форм страха с точки зрения отечественных и зарубежных ученых;
2. Изучить существующие классификации страхов и факторы отличия страха полетов от фобии;
3. Разобрать специфику психологического консультирования по проблемам, вязанным со страхами полетов на самолете;
4. Обобщить условия консультативной беседы;
5. Сформировать протокол консультации;
6. Произвести анализ консультативного случая.
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека есть страхи. Это нормально, когда другие люди, какие-то вещи или ситуации вызывают отрицательные эмоции. Страх толпы, смерти, травм, болезней и одиночества более распространены, чем боязнь змей, высоты, грозы, закрытых помещений. Это связано, скорее всего, с тем, что страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критических ситуациях. Так проявляется инстинкт самосохранения.
Актуальность рассматриваемой темы: в связи с широкой распространенностью и негативным влиянием страхов на психику, и необходимостью иметь исходную информацию при психологической работе с ними. Страх есть работа человеческого разума, благодаря которому люди способны мыслить, анализировать и запоминать.
Испытав страх единожды, он моментально откладывается в памяти. Постепенно человек начинает верить в этот страх и наделяет его неограниченной властью. Страх становится для него мучительным и начинает управлять его жизнью.
Цель работы: связана с изучением, особенностей и методов оказания психологической помощи по проблемам связанным со страхом, поскольку, страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может с ним справиться, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии страха полета на самолете.
Цель раскрывается в совокупности задач:
Следует отметить, что изучением детских страхов занимались такие ученые, как Л.И. Божович, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, B.C.Мухина, И.В.Субботский и другие. Ученые, рассматривавшие страх с позиции разных направлений психологии: А. Кемпински, С.Кьеркегор, В.Л.Леви, Р.Мэй, Ж.П.Сартр, Ч.Спилбергер, Б.Спиноза, П.Тиллих, Томас Троуба, З.Фрейд, М.Хайдеггер, К.Ясперс.
С точки зрения физиологии и психофизиологии механизмов возникновения эмоции страха, можно отметить работы И.М.Сеченова, И.П.Павлоава, В.М.Бехтерева, Э.Джекобсона, У.Джемса, Г.К.Ланге, В. Кеннона, Х.Келера, Б.Д.Карвасарского и др.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ СО СТРАХАМИ ПОЛЕТОВ НА САМОЛЕТЕ
1.1. Происхождение страха с точки зрения отечественных и зарубежных ученых. Психология и основные формы страха
Психология страха - это раздел психологии, который посвящен изучению страхов и их влиянию на человека. В современной психологии достаточно много внимания уделяется механизмам формирования страха, это связь физиологических и психологических процессов. Страх в основном появляется в тех случаях, которые человек не имеет возможности разрешить, и вследствие этого, возникает страх своей беспомощности, перед этой ситуацией, объектом, или предстает пред чем-то новым.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что эмоциональная насыщенность и динамика жизни современного общества приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Увеличение требований общества к человеческим потенциалам интеллектуальным, физическим и психоэмоциональным.
«Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и прочих видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении.
В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определен или не осознан, возникающее состояние называется тревогой». [3, 481-482]
Детская психика легко уязвима и очень восприимчива к воздействию среды: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи.
Многие психологи отмечают сензитивность, как важную характерологическую черту в младшем школьном возрасте, именно она играет огромную роль в формировании психологических образований в определенные возрастные периоды.
«Сенситивность (сензитивность) - характерологическая особенность человека, проявляемая в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и пр. Сенситивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности (комплекс неполноценности), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (характер: акцентуация)». [3, 437]
Психологи отмечают, что страх может иметь как положительное, так и отрицательное действие. Положительное действие страха заключается в его предупредительной функции, позволяет сосредоточить внимание на его источнике, направляет на поиск пути его избегания. Защитная функция страха проявляется в ситуации сильного аффекта (страх панический, ужас), навязывает определенные стереотипы поведения (оцепенение, агрессию, бегство), так проявляется отрицательное действие страха.
Как известно, маленькие дети ничего не боятся, они бесстрашно встают на край стула, хватают острые предметы, да и во рту у них могут оказаться не совсем съедобные вещи. По мере взросления малыша, познания окружающего мира у него растут, а родители старательно помогают, насколько грамотны будут их наставления, зависит не только физическое состояние, но и психическое здоровье ребенка. Нужно помнить о том, что неосторожными словами, излишним обереганием или необоснованными угрозами воспитатель можем зафиксировать в ребенке собственные страхи или повышенную тревожность. Страх всегда основан на прошлом опыте, исключением являются ситуации прямого столкновения со страхом.
Очень важно, говоря о детских страхах и их проявлении, понимать, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16–18-летнего возраста.
В современном мире страх традиционно оценивается негативно, поскольку является условным средством воспитания. Разумеется, этот метод не используют в педагогической практике, его применение как фактор регулирования детского поведения основан на уровне самобытности. Реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Именно поэтому, воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.
Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:
К навязчивым страхам относятся: клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Существует сотни навязчивых детских страхов, их ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.
К бредовым страхам можно отнести отказ от принятия определенной пищи или страх выполнения обычного действия выполнение, которого является нормой жизни. Причину появления этих страхов найти невозможно, они часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.
Страхи, связанные с некоторыми сверхценными идеями соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом человек думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание.
Переживания детства, травмы или проблемы воспитания способны зародить в детской психике это стойкое эмоциональное состояние - страх. Очень часто наши родители, бабушки и дедушки и даже учителя, в силу своего ошибочного мировоззрения, не учат естественности в обращении со страхом. Поскольку каждому периоду жизни свойственен определенный набор страхов, их классифицируют на детские страхи и взрослые. Детские страхи, это сохраненные переживания из детства, влияют на всю последующую жизнь человека. Еще в утробе матери ребенок испытывает страх, реагируя в виде шевеления или замирания, в ответ на переживание эмоций своей матерью. В первые месяцы жизни у детей проявляются биологические страхи, дети бояться яркого света, громкого звука, и др. В дальнейшем, они приобретают страхи, связанные с воспитанием, манерой общения в семье, отношением между родителями, количеством детей и взрослых в окружении ребенка, и другими характеристикам.
Наставления воспитателей направленные на отрицание страха, толкают к его преодолению. Может быть, желание казаться бесстрашным настолько сильно, что убеждать себя и других, что страхов не существует, является вполне естественным. Испытывание стыда за то, что страхи все же есть, позволяет загнать их подальше в бессознательное. Если мы рассматриваем силу как отсутствие страха, вместо того чтобы естественно его принимать, наша сила зрелой личности становится агрессивностью испуганного ребенка.
З. Фрейд считал страх эмоцией состоящий из объединения двух ощущений удовольствия и неудовольствия, является результатом неудовлетворенных потребностей и желаний ребенка. Эмоции страха формируются в детстве и остаются в бессознательном, никогда не исчезая.
Однако они могут проявляться под воздействием каких-то ситуаций, например, родовой травматизм относится к этому типу страха.
В книге «Запрещение, симптом и страх», Фрейд определяет страх как внешний признак заболевания психики. Находясь между требованиями «Оно» и требованиями «Сверх-Я», «Я» может стать местом возникновения страха, используя такие средства защиты, как подавление, регрессия, ретроактивная аннуляция, изоляция.
«Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности. Происхождение страха двояко:
1) как прямое следствие
2) как сигнал о появлении угрозы повторения этого фактора. Страх реализует вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему». [3, 481-482]
Вытесненные ранее желания могут проявляться в виде кошмарных снов. Страх в подобном случае является защитой от собственных желаний во сне. Для того чтобы понять «обыкновенное искаженное сновидение», о котором пишет З. Фрейд, нужны ассоциации, нужно овладеть искусством толкования. «…знание того, что прикрывает собой страх, позволяет нам черпать информацию не только из ночных страшных сновидений, но и из многочисленных дневных страхов, каждый из которых также прикрывает собой вытесненное и неосознаваемое желание.) [2, 35]
Существует неадекватная реакция страха, характерная для людей с психическими заболеваниями. Таким людям не свойственно понимание того, что их собственные страхи не имеют реальных оснований. К таким страхам можно отнести различные фобии. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях - как фобии. Истерия страха трактуется как невроз, основным симптомом выступают разнообразные фобии.
«Фобии (от греч. phobos — страх) — навязчивые состояния страха. Разновидности фобий: навязчивый страх покраснеть (эритрофобия), страх пребывания на открытых местах (агорафобия), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), страх смерти (танатофобия) и др. Фобии бывают при неврозах и психопатиях, у психастеников, а также при различных психозах с эмоциональными расстройствами (депрессивные состояния, шизофрения и др.)». [11, 526]
Страх инфантильный - детский страх, который первоначально есть лишь выражение того, что недостает любимого человека. Согласно З. Фрейду он, однако, наблюдается и у взрослых как страх невротический, порожденный непосредственным преобразованием либидо в страх.
Страх невротический - согласно З. Фрейду, разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков; возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
В психоанализе особо выделяются такие формы его:
1) страх свободный - общая неопределенная боязливость;
2) многообразные фобии, когда страх накрепко связывается с определенными содержаниями представлений;
3) спонтанные приступы страха, проявляемые
при истерии и других формах
тяжелых неврозов, а также в
любых условиях возбуждения, в
виде аффекта страха или