Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа
Цель работы: связана с изучением, особенностей и методов оказания психологической помощи по проблемам связанным со страхом, поскольку, страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может с ним справиться, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии страха полета на самолете.
Цель раскрывается в совокупности задач:
1. Рассмотреть материал о психологии страха, его происхождении и основных форм страха с точки зрения отечественных и зарубежных ученых;
2. Изучить существующие классификации страхов и факторы отличия страха полетов от фобии;
3. Разобрать специфику психологического консультирования по проблемам, вязанным со страхами полетов на самолете;
4. Обобщить условия консультативной беседы;
5. Сформировать протокол консультации;
6. Произвести анализ консультативного случая.
Результат консультирования я считаю положительным, о чем можно судить исходя из выше изложенного и даже эмоционального состояния клиента. За время консультации оно сменялось от возбужденного и уверенного, до спокойного состояния подкрепленного чувством облегчения. Надеюсь, что последующие консультации пройдут в таком же положительном ключе. Первая консультация прошла плодотворно, после чего были намечены последующие встречи для психокоррекции.
Цель дальнейших консультаций:
Выводы по главе II
Большинство людей, боящихся летать, никогда не были в самолете в ситуации, реально угрожающей их здоровью или жизни. Основные причины страха полетов, это свойства личности как мнительность, подозрительность, общая тревожность, неумение делегировать полномочия, склонность к гипертрофированному контролю над ситуацией. Отличие фобии от страха - в избегании пугающей ситуации, аэрофобия может быть результатом других психологических проблем, таких как клаустрофобия, панические атаки или боязнь высоты.
В нашем случае, у клиента не наблюдалось признаков фобического расстройства. Во время нашей первой консультативной беседы, он охотно шел на контакт, подробно рассказал о чувствах, которые испытал за время полетов. Причиной приступов страха, по его мнению, является тот факт, что он не может в полной мере контролировать ситуацию, и если самолет будет терпеть крушение, он ничего не сможет предпринять для спасения себя и своей семьи. Данные статистики об авиакатастрофах, он счел не показательными, считая информацию из СМИ более верной, поскольку телевидение всегда освещает наиболее актуальные темы и не замалчивает проблемы, призывая население обратить свое внимание и быть более бдительными.
Исходя из полученных сведений, мною было выдвинуто предположение о том, что страх полетов на самолете сформировался с помощью внешних факторов (средства массовой информации). Поскольку клиент, просматривая новости в интернете или по телевизору, обращает внимание, как ежедневно представляют все случившиеся авиа происшествия, где подробно рассказывают о количестве жертв, подкрепляя информацию кадрами с мест происшествия. Все это привело к тому, что у клиента появляется ошибочное впечатление о повышенной опасности авиации (хотя по статистике авиация является самым безопасным видом транспорта). В установлении проблемы и ее причин, мне помогли проведенные в ходе консультации техники активного слушания, открытые и уточняющие вопросы, паузы, вербализации чувств «здесь и сейчас». Таким образом, проблема обозначилась в виде реального, природного страха полетов сформированного под воздействием СМИ.
В процессе беседы с клиентом наметились такие направления в работе, как правильно воспринимать известия в СМИ об авиакатастрофах. Проведение упражнения «Как учиться освобождать дыхание», из книги В.Л.Леви «Приручение страха», на котором клиент попытался контролировать свое дыхание, эмоции и мысли, что позволит ему в дальнейшем сделать полеты во много раз спокойнее.
На дальнейших консультативных беседах мною была проведена коррекционная работа. Для формирования у клиента знаний о природном механизме активации страха, физиологии страха и роли адреналина, мною была проведена небольшая лекция, в которой клиент принимал активное участие, задавал вопросы, делился своими мыслями. Дальнейшая моя задача была обозначена как предупреждение развития аэрофобии у клиента с помощью умения контролировать свой организм, т.е. стремиться к самоконтролю. Обучение клиента релаксационной методике (прогрессирующей мышечной релаксации Э. Джекобсона), технике контроля страха («смотреть страху в лицо», переосмысление обстоятельств, юмор вместо страха, трансформация энергии страха в энергию созидания, исправление сложившейся ситуации), а также тренировка техник контроля страха и блокировка негативных мыслей.
Что касается моего личного мнения, данный опыт придал мне большей уверенности и утвердил в правильности выбора будущей профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав психологическую и специальную литературу по проблемам, связанным со страхом полета на самолете, мы пришли к следующим выводам:
Значительный вклад в изучение проблемы страха психологической науки, с точки зрения экзистенциальной теории, внесли такие ученые, как А. Кемпински, С. Кьеркегор, В.Л.Леви, Р.Мэй, Ж.-П.Сартр, Ч.Спилбергер, Б.Спиноза, П.Тиллих, Томас Троуба, З.Фрейд, М.Хайдеггер, К.Ясперс.
С точки зрения физиологии и психофизиологии механизмов возникновения эмоции страха, можно отметить работы И.М.Сеченова, И.П.Павлоава, В.М.Бехтерева, Э.Джекобсона, У.Джемса, Г.К.Ланге, В. Кеннона, Х.Келера, Б.Д.Карвасарского и др.
«В каждой стране, у каждого народа есть свои специфические страхи. В России весьма распространены страхи перед начальством, властью, революциями, что, например, совершенно не характерно для Америки, где больше всего опасаются выглядеть неудачниками». [14]
Создается впечатление, что человек по своей природе примитивен и страхи его напрямую зависят от его знаний и опыта, проще говоря, человек боится того, чего не знает, с чем редко сталкивается. Страх - реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать.
Существуют две основные группы страхов: детские и взрослые страхи. Говоря о детском страхе, обычно в психическом развитии детей наблюдаются несколько возрастных периодов, когда они более чувствительны к определенным видам страха. Все детские страхи преходящего характера, однако, они могут воскрешать аналогичные страхи, которые запомнились беспокойным родителям, перерабатываться ими и соответственно опять будут передаваться детям в процессе общения в семье.
«Обычно, подвергаясь наказанию, мы испытываем острое чувство несправедливости и бунтуем. От всего этого в разуме открывается болезненная рана, порождающая эмоциональный яд, Сердечную боль мы ощущаем как эмоциональную, а не физическую. Из этой раны эмоциональный яд проникает в наш разум. И тогда зарождает страх, полностью управляющий нашим поведением и образом мыслей». [18, 39]
Ничем не мотивированный страх перед чем-то или чего-то относят к разряду фобий. Характеризуя фобическое расстройство, можно отметить, что внешний стимул запускает внутренние процессы. Человеческий опыт состоит из взаимодействия внешних стимулов и эмоциональных внутренних процессов.
«Но фобии вызываются не только внешними переживаниями, они могут возникнуть и из-за воображаемых образов, звуков или чувств, а так же ощущений». [9]
Основные симптомы аэрофобии связаны с повышенной раздражительностью уже за несколько дней до вылета, отказа от полета в последний момент или от авиаперелетов вообще, анализа вариантов долгой поездки на поезде как альтернативы авиаперелету из за страха, навязчивых мыслей об авиакатастрофах, постоянный поиск в СМИ информации об авиакатастрофах, статистике авиакатастроф или надежности того или иного самолета.
«…все страхи сводятся к страху потери или страху смерти. Люди боятся менять себя, так как для этого им придется умереть для чего-то. Только так они могут родиться снова для чего-то другого». [1, 31]
При формировании протокола консультации, обозначились задачи психолога, состоящие в расширении и дополнении имеющейся у клиента модели поведения таким образом, чтобы тот увидел новые возможности выбора, избавился от своей проблемы, раскрыл те ресурсы что имеет.
«Консультанту важно разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего «трусливого» поведения в семейных отношениях, на работе или в каких-либо других областях. Шансы понять клиента увеличиваются, если предпринимается попытка смотреть на его проблемы или симптомы в более широком контексте». [6, 100]
Анализ консультативного случая показал, что перед психологами и психотерапевтами стоят задачи, направленные на устранение эмоциональных и поведенческих реакций, предотвратить переход этих реакций в аффективные состояния. Психологическая помощь заключается в применении когнитивно-поведенческих и релаксационных техник, использование самоисповеди, саморегулятивных техник активной нервно-мышечной релаксации, методов аутогенной и идеомоторной тренировки.
«Метод систематической десенсибилизации заслуженно причисляют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии… Суть метода сводится к тому, что в процессе терапии создаются условия, при которых клиент, таким образом, конфронтируется с ситуациями или стимулами, которые у него вызывают реакции страха, что страх не возникнет. При многократном повторении такого рода конфронтации добиваются угашения реакции страха, клиент привыкает спокойно воспринимать ранее вызывавшие страх стимулы». [17]
Подводя итоги настоящей работы, можно утверждать о раскрытии поставленной цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурбо Лиз. Страхи и верования. Переводчик: Чеботарев М. Изд.: София, 2011 г.- 128 с.