Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа
Цель работы: связана с изучением, особенностей и методов оказания психологической помощи по проблемам связанным со страхом, поскольку, страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может с ним справиться, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии страха полета на самолете.
Цель раскрывается в совокупности задач:
1. Рассмотреть материал о психологии страха, его происхождении и основных форм страха с точки зрения отечественных и зарубежных ученых;
2. Изучить существующие классификации страхов и факторы отличия страха полетов от фобии;
3. Разобрать специфику психологического консультирования по проблемам, вязанным со страхами полетов на самолете;
4. Обобщить условия консультативной беседы;
5. Сформировать протокол консультации;
6. Произвести анализ консультативного случая.
Видели бы вы, как поначалу, придя ко мне, они напрягаются, как зажимаются, как скручиваются в узлы при одной мысли о предстоящем полете!.. Как держатся за свои напряжения, какой мертвой хваткой!..». [8, 20-21]
Приведем пример аэрофобии, из слов клиента можно определенно диагностировать фобическое расстройство: «Мы поднялись на борт, и затем начался взлет. Потом повторилось это ужасное ощущение, что мы набираем скорость. Меня снова охватило это давнишнее чувство паники. Все вокруг, и я в том числе, были как щенки, привязанные к креслам, не властные над своей судьбой. Каждый раз, когда самолет менял скорость или направление, мое сердце прыгало, и я спешил спросить, что случилось. Когда самолет начал сбрасывать высоту, я испугался, что мы разобьемся». [12]
Под термином «аэрофобия» понимается неадекватная объекту острота эмоций, люди с фобиями испытывают такое напряжение, что их страхи могут драматическим образом влиять па личную, социальную или профессиональную жизнь этих людей. Данные статистики указывают внушительные цифры, более чем у 14% населения развивается фобия на каком-то отрезке их жизни, а женщины страдают фобиями в два раза чаще мужчин.
Соответственно, отличить страх от фобического расстройства перед авиаперелетами не представляет сложности. Важно учесть клиническую картину состояния клиента. Когда человек испытывает дискомфорт, боязнь полета или страх перед полетом - может возникать как отдельное явление, так и вследствие попадания в пугающую ситуацию (грозу, сильную турбулентность и т.п.). Выражается в волнении и страхе во время полета. Если человек испытывает страх полета и он столь велик, что выражается в сильнейшем стрессе уже задолго до полета, а иногда и в полном отказе от них, как таковых - это психологическое расстройство аэрофобия.
Истинным аэрофобам нужно серьезное комплексное лечение (психотерапия, медикаментозная терапия и т.д.). Фобии, которые продолжаются или начинаются во взрослом возрасте, имеют тенденцию сохраняться и уменьшаются лишь в результате лечения. Значительной части пассажиров, самих себя причисляющим к аэрофобам, помочь значительно легче, поскольку их аэрофобия, зачастую, имеет корни в обычной разбалансировке нервной системы. Хронический стресс, возбудимость, тревожность.
«По статистике, подавляющее большинство граждан погибает уже после аварийной посадки в результате пожара или отравления угарным газом. Некоторые расстаются с жизнью лишь из-за того, что просто не могут расстегнуть ремень безопасности. Английские ученые пришли к выводу, что авиатранспорт можно сделать намного безопаснее, если научить людей быстро и правильно эвакуироваться». [20]
Определить, нужна ли человеку психологическая помощь просто, они начинают менять привычки в ущерб себе. Например, после авиакатастрофы (неважно, пережитой или той, о которой человек узнал из СМИ) может сформироваться аэрофобия. Если человеку и не нужно летать самолетами, то негативных изменений в жизни это не принесет. А вот если он вынужден из-за нее отказываться от поездок в страны, куда хочется, но иначе как самолетом не попасть, или теряет престижную работу из-за невозможности летать в командировки - такая ситуация требует вмешательства специалиста.
Симптомы аэрофобии:
Как будущие психологи, мы должны понимать, что страх это нормальная реакция, которая помогает выжить, но зачастую, люди реагируют на страх тремя способами: бегством, замиранием или агрессией. Важно, чтобы эта реакция соответствовала произошедшему с ними.
Психологи, работающие с людьми после авиакатастрофы, подчеркивают наиболее распространенные симптомы: усталость и упадок сил, которые могут длиться в течение нескольких месяцев. У некоторых людей, может появиться реакция, граничащая с таким образом действий, которые представляют угрозу жизни самому пострадавшему. Такой образ действия меняется от злоупотребления спиртным и лекарствами до самоубийства.
Признаки состояния, когда необходима помощь психолога - это любые резкие изменения в поведении, которые может заметить он сам или кто-то из его близких: нарушение сна, появление замкнутости или малообщительности, повышенной тревожности. Может быть, человек, которому нужна помощь, будет рассказывать, что его до сих пор беспокоит пережитая ситуация, он часто обращается к ней в мыслях.
Психологические службы оказывают экстренную психологическую помощь не только выжившим в авиакатастрофах, но и родственникам погибших, в первую очередь при проведении процедуры опознания.
По материалам 9-й Всероссийской конференции «Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология»: «Разрушение базовой потребности человека в безопасности находящегося в экстремальной ситуации, есть не что иное, как разрушение стабильной картины мира. Психологические последствия социальных действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) оказываются иногда более значимыми по своим социально-психологическим воздействиям, чем сами события. Это потеря веры в эффективность государственных структур и в само государство, это потеря веры в себя, в справедливость и защищенность, это обесценивание общечеловеческих ценностей, невротизация, суицидальное поведение и т.д.». [20]
В чрезвычайной ситуации может возникнуть травматический стресс - последствия травмирующей ситуации, угрожавшей жизни. Но возникает он далеко не у всех людей. Причем нельзя сказать какой именно человек получит травматический стресс, а кто гарантированно не получит его ни при каких обстоятельствах. Но чаще всего угрожающая жизни ситуация, например авиакатастрофа, при своевременной помощи специалиста-психолога, может пройти для человека без психологических последствий, ему хватит ресурсов организма, чтобы пережить случившееся самому и вернуться к нормальной жизни.
«На ежегодной конференции Американской Ассоциации Психологов (American Psychological Association) (1999) были представлены данные исследований, проведенных в университете Виржинии. Ученые пришли к уникальным выводам: люди, выжившие в авиакатастрофах, впоследствии оказывались более здоровыми с психологической точки зрения. Они проявляли меньше беспокойства, тревоги, не впадали в депрессию и не испытывали посттравматического стресса, в отличие от испытуемых из контрольной группы, никогда не имевших подобного опыта». [20]
Страх полетов может появиться у родственников и друзей погибших или пострадавших при авиакаиастрофах. Причем, до появления всевозможных фобий, психологами отлеживается как у мужчин, так и женщин аддиктивное поведение (легкое алкогольное опьянение), типичное и широко распространенное в России, подобную реакцию можно отнести к защитной реакции в состоянии горя. Появляются симптомы острой реакции на стресс: ангедония (снижение или утрата способности получать удовольствие), апатия, эмоциональная лабильность и др.
Перед психологами и психотерапевтами стоят задачи направленные на устранение эмоциональных и поведенческих реакций, предотвратить переход этих реакций в аффективные состояния. Психологическое сопровождение пострадавших на месте авиакатастрофы заключается в применении когнитивно-поведенческих и релаксационных техник, использование самоисповеди, саморегулятивных техник активной нервно-мышечной релаксации, методов аутогенной и идеомоторной тренировки. Важно учитывать, что психопрофилактические мероприятия проводятся не групповыми методами, а с каждым родственником отдельно проводить беседу по укреплению психологической устойчивости, по предотвращению негативных последствий, связанных с переживанием драматических событий.
Огромное место в психологическом консультировании занимает психодиагностика, в качестве помощи для определения, сильный страх это или нет, психологи применяют С-Тест В.Л.Леви, который определяет общее «количество» страха, и его уровень в той или иной жизненной сфере, в конкретной направленности, т.е. какой именно это страх, и какова его причина. Далее необходимо подобрать методы избавления: простить себя и обидчика, Седона-метод, гипноз, поиск позитивных моментов, записывание своих ощущение и их анализ, обсуждение переживаний, НЛП, чтение книг, просмотр фильмов, ведение здорового образа жизни и др.
В острых случаях при лечении страха, чаще всего аэрофобии, клиенту назначают препараты, уменьшающие тревогу. Все они имеют противопоказания. Незаменимы лекарства при панических атаках (острых не мотивированных приступах страха), или при острых приступах фобий. Врачи снимают синдром, но при этом с самого начала начинают лечение страха с помощью психотерапии. Психотерапия это беседа, построенная определенным образом, благодаря которой пациенту удается увидеть то, что поможет ему избавиться от страха или фобии; а в некоторых случаях лечебный эффект может наступить даже без осознания пациентом.
Существует множество способов избавления от аэрофобии, но в процессе беседы с пациентом врач определяет, какой из этих методов работы больше подойдет для данного конкретного человека. Он может и комбинировать их с другими методами психотерапии.
С точки зрения гештальт-терапии любое негативное переживание, полученное в прошлом, неизбежно оставляет свой след в душе, формируется незавершенный образ, который требует своего разрешения. Применение метода «разыгрывания ролей» необходимо для того, чтобы груз переживаний, связанных, как правило, с негативным опытом в прошлом, помог обнаружить причины страха.
«Страх требует бегства и совершенно не переносит наступления — мощного, я бы даже сказал, нахального и эшелонированного наступления. Когда мы перестаем бегать, у страха просто нет больше шанса, он как паразит — живет только на нашем бегстве». [7, 69]
Американский терапевт и психиатр, Томас Троуба, соединивший в своей практике многие направления западной психотерапии с восточной духовностью и медитацией. Рассматривает природу страха как опыт, основанный на прошлом, живущий в уме Раненого Ребенка. Страх «внедряется» негативными опытами, травмами и полными страха мыслеформами, перенятыми у родителей, учителей и культуры. Наблюдая за собственными страхами, Т.Троуба пришел к осознанию того, что в большей части случаев для них нет оснований в реальности, и предложил упражнение, состоящее из 5 пунктов.
1. Обнаружение страхов. Начните с того, что запишите или внесите осознанность в свои глубочайшие страхи в отношении:
а) сближения с другим человеком;
б) выражения творчества;
в) финансовой безопасности.
Спросите себя, не связаны ли эти страхи с тем, как вас научили думать? Не исходят ли эти страхи из травматических опытов прошлого?
2. Легализация страхов. Не доминирующей рукой, воображая, что пишет Внутренний Ребенок, запишите, какие у вас страхи.
3. Исследование отношения к страхам. Что вы чувствуете в отношении этих страхов? Осуждаете ли вы их? Если да, то каковы ваши мысли?
4. Исследование убеждений о
Какое послание вы получили (вербально или не вербально) о том, как следует обращаться со страхами? Преуменьшать их? Толкать себя к их преодолению? Не поддаваться им? Поддаваться?
5. Проявление собственной
Данное упражнение позволяет обратиться к своему «внутреннему Ребенку», для того, что бы глубже понять причины страха.
Когнитивно-поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Определенным образом, реагируя на внешний стресс, мы вырабатываем в себе соответствующую модель поведения - привычную реакцию, не всегда правильную. Метод когнитивно-поведенческой терапии носит название постепенного погружения, или методичной десенсибилизации. Суть метода в постепенном подведении к пугающей ситуации, что вызывает появление ощущения тревоги и страха время утихнуть, прежде чем исчезнуть. Таким образом, вырабатывается условный рефлекс с «противоположным знаком», то есть связь между ситуацией и реакцией страха разрывается, а данные обстоятельства или место начинают все больше ассоциироваться с ощущением непринужденности и успокоения.
«В случае, когда необходимо бороться с тревогой, страхами (монофобиями), используются методика систематической десенсибилизации, другие виды десенсибилизации. Данная методика была предложена Дж. Вольпе в 1952 г.». [5, 91]
Сущность методики заключается в следующем, человек, находящийся в состоянии глубокой релаксации, достигнутой с помощью методики прогрессирующей мышечной релаксации Э. Джекобсона, вызывает у себя в сознании представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. При воображении ситуаций вызывающих страх, необходимо усилить релаксацию для устранения тревожного состояния. Причем, работа начинается с той ситуации, которая вызывает наименьший страх. Несколько раз повторяется представление ситуации, и при условии, что у клиента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. Количество сеансов может варьировать от 4-5 до 12 и более. Работа заканчивается, когда самый сильный стимул перестанет вызывать у клиента страх.