Психологическое консультирование по проблемам, связанным со страхами полетов на самолете

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: связана с изучением, особенностей и методов оказания психологической помощи по проблемам связанным со страхом, поскольку, страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может с ним справиться, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии страха полета на самолете.
Цель раскрывается в совокупности задач:
1. Рассмотреть материал о психологии страха, его происхождении и основных форм страха с точки зрения отечественных и зарубежных ученых;
2. Изучить существующие классификации страхов и факторы отличия страха полетов от фобии;
3. Разобрать специфику психологического консультирования по проблемам, вязанным со страхами полетов на самолете;
4. Обобщить условия консультативной беседы;
5. Сформировать протокол консультации;
6. Произвести анализ консультативного случая.

Файлы: 1 файл

курсовик!!!.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Практикуя метод Джекобсона, можно проследить за своими ощущениями в расслабленном состоянии, а также научиться отличать его от состояния напряжения. Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, как правило, используется в сочетании с техниками поведенческой терапии (систематическая десенсибилизация и некоторыми другими).

Методика прогрессивной мышечной релаксации:

1. Найдите тихое место, где никто  не сможет вас побеспокоить. Лягте  на пол или откиньтесь на  спинку кресла, ослабьте тесную  одежду и снимите очки или  линзы. Положите руки на колени  или на подлокотники кресла.

2. Сделайте несколько медленных вдохов.

3. Плавно, в течение 15 секунд, начните  напрягать мышцы лба. Почувствуйте, как они становятся плотнее  и напряженней. Затем начните  медленно расслаблять их в  течении 30 секунд. Обратите внимание  на то, как ваши мышцы чувствуют  себя в расслабленном состоянии.  Также не забывайте дышать медленно и равномерно.

4. Теперь перейдем к мышцам  в области челюсти и повторим  аналогичную процедуру (постепенное  напряжение в течении 15 секунд  и расслабление в течении 30). Не  забывайте обращать внимание на чувство расслабления (обязательно делайте это после каждого пункта) и продолжайте равномерное дыхание.

5. Затем переключите внимание  на вашу шею и плечи. Постепенно  увеличивайте напряжение в них, поднимая плечи к ушам. Находитесь  в таком состоянии 15 секунд, а затем, как обычно, медленно, в течении 30 секунд, начните расслабление.

6. Сожмите обе руки в кулаки. Поднесите их к груди и держите  в течение 15 секунд, сжимая их  так сильно, как только вы можете. Затем медленно, разжимая кулаки, опустите руки вдоль тела.

7. Начните постепенно увеличивать  напряжение в ягодицах, а потом  также постепенно начните его  уменьшать. Продолжайте дышать медленно  и равномерно.

8. Теперь напрягите квадрицепсы  и икроножные мышцы. Напряжение  должно быть максимально сильным. Затем снова начните процесс расслабления.

9. И напоследок, сожмите пальцы  на ногах максимально сильно, а затем снова расслабьте их.

Наслаждайтесь ощущением полного расслабления, продолжая медленное и равномерное дыхание. [14]

Метод Седоны - эффективнейший способ избавиться от обузы негативных эмоций. Данный метод заявлен как простой метод освобождения от страха. Важна медитация и сосредоточение, после чего, что бы ни скрывалось за страхом, задать самому себе вопрос: «Смогли бы Вы отпустить желание того, чтобы это случилось?». Анализ чувств, которые испытывает человек в этот момент и есть ниточка к пониманию страха. Как только человек преодолеет первый шок от того, что каким-то образом он все-таки хочет осуществления негативных вещей, освободиться от страха будет легко, ведь сознательно он этого не хочет. Этот метод идеально подходит для тех случаев, когда сознание заполняют тревожные пугающие мысли, помогает очистить скрытые тайники подсознания.

Несомненно, психологическое консультирование клиента с данной проблемой, происходит с применением разнообразных психотерапевтических методов. Они различны, и в каждом конкретном случае, лечение подбирается индивидуально, либо это использование нейролингвистического, эклектического, бихевиорального и когнитивно-бихевиорального методов. Параллельно возможно назначение необходимых лекарств, физических нагрузок. В некоторых случаях лечение страхов начинают, с опроса родных и близких, так как зачастую самостоятельно изложить суть своей проблемы, провоцирующие факторы, ситуационные обстоятельства, предшествующие приступу, человек попросту не в силах.

Существуют так же и общие представления как справиться со страхом полета. К ним можно отнести:

  • Игнорирование информации о плохих событиях, катастрофах, все того, что связано с полетами;
  • Медитативный настрой на положительные события в собственной жизни, аутотренировки;
  • Хорошо поешьте перед полетом. После еды в крови возрастет уровень сахара, что снизит тревожность;
  • Не принимать медицинские препараты без указаний врача;
  • Отвлечься от процесса полета поможет книга, музыка или фильм;
  • Летать как можно чаще, необходимо для уверенности в том, что трагедии и катастрофы скорее исключения из правила.

Не менее важно осознание того, что пилоты управляющие самолетом отвечают не только за жизнь пассажиров, они тоже люди и жить им тоже хочется, поэтому специально аварийные ситуации они создавать не станут.

 

 

Выводы по главе I

 

Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным. Оберегает взрослых, и детей от общения с опасными животными, или предметами, например со спичами, или ножами. Но, в то же время, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Тревога (беспредметный страх) лишь отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и источник опасности часто не осознаваем человеком.

В ситуации, когда человек испытывает страх даже при одной только мысли о предмете или ситуации, пугающих его, можно с полной уверенностью говорить о наличии фобии, которая заставляет менять весь жизненный уклад, чтобы уйти от вызывающего страх предмета или обстоятельства.

Есть множество вариантов классификации фобий. Чаще всего фобии описываются исходя из фабулы, т.е. из того, какое именно переживание лежит в основе страха. Одна группа фобий связана с опасениями за свое здоровье и жизнь к данной группе относится страх полетов. Многие ученые, говорят о том, что четко распределить страхи на биологические и социальные не получиться, поскольку многие страхи находиться на грани, между группами.

На появление эмоции страха или формирование аэрофобии могут оказать влияние негативные детские воспоминания, связанные с воздушным транспортом. Кроме этого, причиной может быть психоэмоциональная травма, испытанная во время того или иного полета. В результате все последующие перелеты будут ассоциироваться как сугубо отрицательные, вредоносные для человека явления.

Основными направлениями психологической работы в ситуации страха полета на самолете, можно определить как: психологическая поддержка; борьба с вновь возникающими негативными переживаниями и профилактика развития посттравматического стрессового расстройства (при катастрофах). Наиболее эффективными методами психологического воздействия являются: эмпатийное слушанье, искренность в проявлении психологом своих чувств и простота психологического воздействия (телесные прикосновения, дыхательная гимнастика) и др.

Несомненно, современная психотерапия предлагает нам множество способов решения проблемы страха и фобий. Хотя универсального средства не существует. Успех консультирования напрямую зависит от индивидуальных особенностей личности и причин возникновения. Но основной метод преодоления страхов все-таки психотерапия. Из методов лечения страхов, в том числе и аэрофобии, рассматривается лекарственная терапия, гештальтпсихология, поведенческая психотерапия, консультативный метод, психотерапевтические тренинги, когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, гипноз, НЛП. Все эти методики помогают распознать, проанализировать и при необходимости изменить негативное восприятие событий или ситуаций.

 

II. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

2.1. Условия консультативной  беседы

 

За время практической работы в процессе консультирования было проведено пять консультативных бесед.

Сведения о клиенте: Сотрудник ОАО МСЦ Владимир, возраст 27 лет, образование высшее.

Обратился за психологической помощью по проблеме страха перед полетом на самолете. В своей жизни Владимир летал на самолете всего два раза и оба раза испытывал сильное волнение и переживание перед полетом, во время самого полета на самолете, он чувствовал головокружение, сердцебиение было учащенное, дыхания прерывистым, заснуть не мог, поскольку боялся, потерять контроль над ситуацией.

Наши консультативные встречи проходили непосредственно на его рабочем месте в кабинете, куда я приходила два раза в неделю для оказания психологической консультации. Длительность каждой консультации составила 50 минут. Цель консультации была обозначена на основании запроса клиента, установление проблемы и ее причин.

 

2.2. Протокол консультации

 

Действия консультанта

Действия клиента

Рефлексия на события

Я приветствую клиента, мы садимся на диван напротив друг – друга, таким образом, достигается комфортная обстановка.

Обговариваем, что вся информация, обсуждаемая на консультации конфиденциальна, содержание нашей беседы будет известно только моему преподавателю, в рамках курсовой работы.

Чувствует себя свободно, не стесняется.

Показывает свое доверие и готовность к консультации, предпочитает не посвящать в  его проблемы сотрудников или других лиц, позволил использовать полученные от него сведения в моей курсовой работе.

Во время беседы вел себя эмоционально, его речь продолжалась минут 10, на лице присутствовали признаки страха: брови приподняты и слегка сведены; глаза открыты, а нижние веки напряжены; губы оттянуты назад.

В самом начале консультации клиент полностью поглощен своей проблемой, использует жестикуляцию в своей беседе.

Понимаю, что необходимо поддержать и успокоить клиента иначе, дальше переживаний мы не продвинемся, поскольку важно прояснить причины подобного состояния.

«Очень хорошо, что Вы сейчас выговорились, это важно, не держать эмоции в себе.

Пауза.

Давайте ненадолго уйдем от чувств, которые Вы испытали тогда, у меня есть несколько вопросов. Расскажите немного о своей семье. Сколько Вы уже в браке?».

Клиент глубоко вздохнул, откинулся на спинку дивана и улыбкой сказал, женат уже почти 7 лет на прекрасной женщине и у них дочка, возраст которой 1 год и 4 месяца. В браке он счастлив, является главой семейства, финансовой опорой.

Клиент поддается конструктивной беседе, понимает и соглашается отвечать на вопросы, отвлекающие его от излишней эмоциональности.

О семье рассказывал охотно.

«А Ваша супруга боится летать на самолете? Как она относится к Вашему страху полетов?».

Уверенно заявил, что его супруга  борется со своим страхом и у нее получается это лучше чем у самого клиента. Подбадривала его перед полетом, успокаивала, говоря, что ничего страшного не произойдет. Во время полета просила его посмотреть в иллюминатор, чтобы полюбоваться видом. Ему было страшно, но он ее послушался и посмотрел в иллюминатор, картинка перед его глазами расплывалась, и он ничего так и не увидел, но чтобы не казаться смущенным, сказал супруге, что вид красивый.

Клиенту кажется, что страх делает его уязвимым в глазах окружающих, в том числе и в глазах его супруги.

Сильный страх клиент скрывает от супруги, показывая лишь тревожность и озабоченность ситуацией.

Пауза.

Задумался. Смотрит в пол.

Кажется, что клиенту стыдно, за свой поступок (соврал супруге).

«Когда Вы впервые испытали страх связанный с полетом? Что привело к подобному отношению к полетам на самолете?».

Задумался, потом начал рассказывать, как вместе с семьей собрался в отпуск, за две недели до полета появилось небольшое волнение, которое усилилось ко дню полета. До этого момента ему не приходилось летать, когда до него доходила информация об авиакатастрофах, он испытывал жалость к участникам трагедии и их родственникам. Первый страх за свою семью и за себя случился именно на борту самолета.

Вполне нормально сочувствовать жертвам авиакатастроф. Также естественно для мужчины, нести ответственность за свою семью. На фоне информации из СМИ, чрезмерное чувство ответственности спровоцировало возникновение страха потери близких и собственной гибели при трагических обстоятельствах.

Сочувственно киваю. «Я понимаю ваши переживания, жизнь непредсказуема. Мы часто слышим, что где-то разбился самолет или была совершена аварийная посадка и у нас складывается впечатление, что самолет — это чуть ли не самый опасный вид транспорта на свете, но давайте обратимся к статистике. По данным Минтранса США  шансы попасть в авиакатастрофу равны примерно 1 к 52,6 млн., а в автокатастрофу — 1 к 7,6 млн. Разница очевидна?».

Кивает головой, соглашается, что автомобили опасны, но его хоть как-то можно контролировать, главное соблюдать правила. Клиент утверждает, что качество автомобиля тоже имеет большое значение, он об этом позаботился и в его семье есть надежный автомобиль с повышенным уровнем безопасности. При попадании в ДТП, больше шансов выжить, чем в авиакатастрофе.

Клиент не доверяет пилоту управляющему самолетом, в соблюдении им правил полета: «Как я могу доверить свою жизнь каким-то непонятным и незнакомым людям в кабине?».

Реакция клиента была мною ожидаема. Человек, который обладает высоким уровнем ответственности, вполне логично предположить, что от окружающих требует подобного поведения. Он уверен, что сделал все необходимое, что бы обезопасить себя и свою семью, поскольку самолетом он сам не управляет и с принципами работы «летающей машины» он не знаком, в таком случае уверенности в безопасности у клиента нет. 

В силу своей мнительности характера он испытывает сильный стресс из-за неумения доверить свою жизнь незнакомым пилотам.

«Скажите, Вы могли бы полностью отказаться от полетов на самолете и путешествовать другими существующими видами транспорта?».

Клиент согласился, что предпочитает путешествовать поездом или на автомобиле, но в таком случае на дорогу уходит больше времени, что физически тяжело для его маленькой дочки, к тому же наиболее востребованные для отдыха страны это Турция и Египет, куда добраться сухопутным транспортом будет не реально. Считает, что эмоции страха нужно преодолевать.

Клиент проявляет упорство в борьбе со своим страхом, желание получить удовольствие от пребывания в странах, куда добраться можно исключительно на самолете сильнее страха полетов на нем.

«Я с Вами согласна, что страх полетов преодолим. Пауза.

Каждый пилот несет ответственность за своих пассажиров, за экипаж, за самолет, и за свою жизнь в том числе. Когда Ваша супруга, находясь в родильном доме, рожала дочку, ей помогали в этом врачи  гинекологи, специалисты данной области, и Вы им доверились?».

«Совершенно верно». Клиент согласился с тем, что если в чем-то не разбираешься, то лучше доверить это специалисту.

Клиент понимает, что в любой области жизнедеятельности существуют определенные риски, на которые он не в силах повлиять.

«Вы согласны с тем фактом, что каждый год в мире происходит несколько миллионов коммерческих рейсов? Из СМИ Вы знаете, что авиакатастрофы с жертвами происходят крайне редко?».

Не отвечает на поставленные вопросы. Клиент выказывает свое раздражение по поводу СМИ, то, как они преподносят информацию о произошедших трагедиях, подогревая интересы людей к случившемуся, клиенту начинает казаться, что самолеты постоянно падают.

Клиент раздражен потому, что логически он понимает, что летать самолетом безопасней, чем ехать в автомобиле, но сила эмоций велика и клиенту трудно с ними справиться.

«Я понимаю Ваше раздражение по поводу подобного преподнесения информации, но такая уж у них работа. Поскольку слышать о ДТП люди уже привыкли, то авиакатастрофы до сих пор вызывают у людей страх и интерес одновременно.

Все обычное в нашей жизни кажется нам безопасным, как Вы считаете?».

Клиент считает, что в действительности, сведения о случившихся авиакатастрофах в большинстве своем слишком подробны и «раздуты».

Считает, что не все известное является для него безопасным. Приводит пример с электродрелью, которая очень часто бывает для него опасна.

Делает выводы о том, если он в чем-то не разбирается, это не значит, что никто не разбирается. «Пусть за полеты отвечают пилоты». Улыбнулся, что сказал в рифму.

Я думаю, клиент пришел к пониманию, того, что СМИ преследуют свои интересы, ответственно выполняя работу. Но как она повлияет на человека, зависит только от самого человека.

«Какие эмоции Вы испытали, когда благополучно приземлились?».

Клиент глубоко вздохнул и выдохнул. Затем он рассказал, что в момент, когда шасси коснулись земли, он испытал настоящую радость и облегчение от того, что все позади, что все живы и здоровы.

Глубокий вдох и выдох, выступают показателями эмоции, испытываемой тогда, когда что–то, вызывавшее у человека сильные чувства, ослабевает. В данном случае, клиент вспомнил то состояние. Попытаться настроить клиента на: сохранение самообладания в сложившейся ситуации, помочь клиенту научиться контролировать свое тело, эмоции, мысли и дыхание.

«Выполним упражнение «Как освобождать дыхание в любой обстановке». Повторяйте за мной, сделаем сначала самый обычный Вздох Облегчения – пускай он произойдет сам, без особых стараний. Вот так…Выждем секунд пять между выдохом и следующим вдохом до тех пор, пока снова не захочется вздохнуть – и еще раз вздохнем, сосредоточим на нем свое внимание.

Еще раз…И еще раз… Дышим свободно в обычном для нас ритме, не углубляя дыхания и не сдерживая его. Через некоторое время дыхание само собой несколько замедляется и углубляется, станет ровным… Мышцы тела постепенно начинают расслабляться. Возможно, Вы ощутите легкое тепло в груди и конечностях, связанное с расслаблением сосудов… Сердце входит в спокойный ритм…Внушаем себе, что такое состояние становится Нами…

Всегда дышим легко, свободно… Вы всегда его сможете повторить дома и на рабочем месте, в гостях, на транспорте, за рулем, Освобожденное дыхание всегда при Вас, всегда Вам помогает». Пауза.

«Очень хорошо. Упражнение окончено. Что вы чувствуете сейчас?».

Чувство удивления, что обычное на первый взгляд дыхание может приводить его мысли в порядок, позволяя испытать еще одну эмоцию - облегчения. Самая приятная, по его словам эмоция.

Эмоция удивления, которую клиент испытал в начале, появляется, когда человек ошеломлен чем-то, что он не в силах понять, чаще проявляется у детей, которые радуются всему непонятному и необъяснимому. Возможно, клиент перенервничал на первой консультации. Это очень хорошо, что клиент испытал облегчение. Поскольку эта эмоция связана с опытом положительного приземления. Теперь клиент перед полетом сможет с помощью данного упражнения настроить себя на позитив и страх постепенно станет ослабевать.

«Наша первая психологическая консультация подошла к концу. Мы с Вами сделали большой шаг на встречу к преодолению страха полетов. Впереди у нас еще много работы, нам необходимо знать как можно больше о страхе, изучить техники контроля страха и блокировки негативных мыслей. Развить навыки позитивного мышления перед полетом на самолете».

Клиент согласен в необходимости дальнейших консультаций. И предложил назначить удобное время.

Проявились первые моменты взаимодействия клиента с психологом. Клиент настроен положительно, значит, моя первая консультация прошла успешно, хотя присутствует волнение и есть опасения по поводу того, все ли сделала правильно.


 

 

2.3. Анализ консультативного случая

 

Моя первая психологическая консультация длилась 50 минут. Цель консультации была обозначена на основании запроса клиента, установление проблемы и ее причин. В ходе консультации были применены техники активного слушания, открытые и уточняющие вопросы, паузы, вербализации чувств «здесь и сейчас».

Клиент доверился, был честен в своих высказываниях, у него твердая позиция, нацеленная на положительный результат, он прекрасно уверен, что справиться со своим страхом.

Из консультации стало известно, что клиент обладает высоким уровнем ответственности и от окружающих требует подобного поведения. В силу своего характера он испытывает сильный стресс из-за неумения доверить свою жизнь незнакомым пилотам.

«Специфические страхи нередко проявляются и у очень уверенных людей, которые практически ничего не боятся. Эти страхи часто могут быть отнесены на счет особых условий. Как мне удалось установить, таким людям легко помочь избавиться от подобных страхов. Для этого бывает вполне достаточно таких несложных психотерапевтических приемов как смена обстановки, воздействие чьего-либо примера, словесная поддержка, вразумительное объяснение причины их беспокойства. Однако, такие меры гораздо менее эффективны для борьбы со страхами неуверенных в себе людей. Можно сказать, что страх, не согласующийся с основными чертами личности, излечивается довольно просто, а страх, присущий личности в целом, гораздо более живучий». [10, 262]

Клиент боится признаться своей супруге, что испытывает сильный страх полетов, показывая лишь тревожность и озабоченность.

В начале беседы мне показалось, что клиент имеет не просто страх полетов, а признаки психологического расстройства, поскольку испытывает гипертрофированную потребность в контроле над ситуацией, отслеживает информацию в СМИ, не обращается к доводам статистических данных.

Аэрофобия есть иррациональное психологическое расстройство, связанное со страхом перед полетами и авиакатастрофами, не смотря на статистические данные, которые говорят нам, что полет на самолете безопаснее поездки на автотранспорте. Поскольку клиент не избегает пугающей ситуации, не отказывается от полетов и не предпочитает поездку на поезде или на машине полету на самолете,  то можно предположить, что аэрофобии у клиента нет. Установлена проблема - страх, как инстинкт самосохранения.

На первой консультации мы затронули проблему восприятия клиентом информации из СМИ, после ряда рассуждений, клиент пришел к выводу, что сведения о случившихся авиакатастрофах в большинстве своем слишком подробны и «раздуты». Делает выводы о том, что пилоты это специалисты своей области и им стоит доверить свою жизнь. После проведенного нами упражнения «Как учиться освобождать дыхание». Клиент испытал чувство удивления, поскольку подобного он раньше не делал в силу не эффективности, по его мнению. Подобное эмоциональное состояние, возможно, случилось по причине переживаний, поскольку клиент никогда не обращался за помощью к психологу. Вторая эмоция, которую клиент испытал – облегчение, самая приятная, по его словам эмоция. Это очень хорошо, что клиент испытал облегчение. Поскольку эта эмоция связана с опытом положительного приземления. Теперь клиент перед полетом сможет с помощью данного упражнения настроить себя на позитив и страх постепенно станет ослабевать.

Информация о работе Психологическое консультирование по проблемам, связанным со страхами полетов на самолете