Психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:44, реферат

Краткое описание

Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

Файлы: 1 файл

консультир. ч2.docx

— 39.34 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психологическое консультирование - один из видов психологической  помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической  практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ  на потребности людей, не имеющих  клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому  в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Первая стадия - установление контакта с клиентом

 

Первая стадия - установление контакта с клиентом - может длиться  от нескольких секунд до десятка минут. В этот период психолог-консультант  структурирует ситуацию. Психолог сам  решает проблемы установления контакта с клиентом. На этой стадии психолог-консультант  показывает клиенту свою позицию  во взаимодействии с ним.

Известно, что сам процесс  консультирования на первых порах повышает тревожность клиента. Это обусловлено, наряду с наличием его собственных  проблем, неизвестностью предстоящей  процедуры и сомнением в способности  консультанта оказать помощь, и самой  обстановкой консультирования. В  эгой связи он должен быть уверен, что его не услышат посторонние люди. Поэтому беседа должна проходить в отдельном, изолированном от других помещений кабинете. Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три - четыре на случай приема нескольких человек). Кабинет не должен быть перегружен мелкими деталями, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем столе не стоит держать личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене, портреты политических деятелей и т.п.). Клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это меньше отвлекает и не занимает время для освоения новой обстановки.

Не менее важным является и вопрос структурирования времени  консультирования. Обычно консультативная  беседа длится около 50 минут. Продолжительность  беседы может изменяться в зависимости  от возраста клиента. Например, беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться  более 20 минут, с 8-12-летним - около 30 минут, а с детьми старше 12 лет - до 1 часа. Продолжительность беседы консультант  определяет в самом начале беседы (после знакомства с клиентом). Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. В противном случае он может нервничать из-за мысли о том, что прием может прекратиться в любой момент. Пределы времени можно устанавливать различными способами (например: «В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас», «Как бы Вы хотели использовать наше сегодняшнее время? У нас есть 50 минут времени» и т.п.).

Не следует слишком  суетиться, заигрывать с клиентом, с  первых минут пытаться вступить с  ним в активный контакт, предлагать свою помощь. Ситуация начала беседы для  человека, пришедшего к психологу  впервые, полна дискомфорта, ему  необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант  не слишком многословен. Непосредственно  перед тем, как начать беседу, лучше  сделать паузу: не слишком большую - 40-60 секунд, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с  мыслями и оглядеться. Иначе у  клиента может возникнуть состояние  напряженности и растерянности. Давая клиенту возможность установить позицию на равных, психолог-консультант  первым не представляется. Первым представляется клиент. Психолог-консультант должен пояснить, кто он, чем занимается.

Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь  за помощью. Психолог-консультант может  обсудить с клиентом различные формы  работы, которые могли бы принести ему пользу, объясняя, насколько  эффективна каждая из этих форм. Хотя это  может показаться излишним, но сам  момент необходим для осознания  и принятия клиентом своей личной ответственности за ход совместной работы по разрешению его проблем. Это  мобилизует его и на подсознательном уровне.

Интервью может начаться с вступления, заданным вопросом-предложением психологом-консультантом:

слушаю Вас ; что привело Вас ко мне...

Создаются условия для  разговора о проблеме. Если клиент не идет на контакт, то не следует идти у него на поводу, задавая вопросы, о которых он мечтает. В этой ситуации консультант должен помнить главную  цель консультирования - помочь клиенту  понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Итак, результатом работы на этой стадии является то, что клиент психологического консультирования достигает  определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации консультирования и личности психолога-консультанта.

 

1.1 Виды слушания

 

Умение слушать является одним из главных показателей  культуры. Глядя на человека, который  вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем  гнев. Когда нас не слушают - это очень неприятно.

В бизнесе умение слушать  особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения  деловых бесед и коммерческих переговоров. Неумение слушать своего партнера или клиента чаще всего  приводит к потере денег и появлению  в балансовом отчете строки, записанной красными чернилами. Однако если вы покажете собеседнику, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным комплиментом. Слушать -- значит платить вниманием и заинтересованностью в обмен на информацию и понимание.

Если вы не очень внимательно  прислушиваетесь к партнеру, то упускаете  многие важные моменты. В результате вы не только потеряете драгоценное  время, но и будете раздражать его  и этим осложните дальнейшее развитие ваших отношений, что может привести к большим для вас убыткам. Таким образом, учитывая, что для  любого бизнеса умение слушать всегда очень выгодно, имеет смысл более детально рассмотреть существующие виды слушания.

Можно выделить следующие  виды слушания: рефлексивное (активное), нерефлексивное (пассивное), эмпатическое.

Эмпатическое слушание позволяет  переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника  и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся  оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Нерефлексивное (пассивное) слушание -- это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т. д.

Такое слушание предполагает временную сдачу себя собеседнику, своего рода капитуляцию. Зато вы сможете  узнать иную точку зрения, а затем -- действовать.

Активное слушание - это  искусство понимания. Процесс расшифровки  смысла сообщений, выяснения реального  значения сообщения. Активный слушатель  должен уверить говорящего, что все произносимое будет верно понято им. Понимающий слушатель как бы сообщает говорящему: "Я забочусь о Вас, я принимаю Вас. Я хочу понять Ваш опыт, Ваши чувства и, особенно, Ваши потребности". Такое послание, данное человеку в качестве базовой основы разговора, повлияет на его образ мыслей и чувства (по отношению к себе и другим).

 

 

 

1.2 Активное слушание

 

Когда пассивного слушания недостаточно, следует перейти к активному слушанию.

Бизнесмен, который говорит  только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов.

Самая распространенная ошибка начинающих коммерсантов, когда они  стараются склонить собеседника  к своей точке зрения, -- это стремление слишком много говорить самим. И им это очень дорого обходится. Особенно часто эту ошибку совершают торговые агенты.

Следует давать возможность  выговориться собеседнику. Он лучше  вас осведомлен о своих проблемах  и нуждах. Задавайте ему вопросы. Пусть он кое-что сообщит вам.

Цель - это поддержать или  создать доверительную атмосферу  в разговоре. Для этого мы должны быть принимающими и заботливыми  и, одновременно, уважающими говорящего.

Условия, при которых активное слушание полезно:

  • когда вам необходимо проверить, верно ли вы воспринимаете эмоциональное состояние другого человека;
  • когда вы имеете дело с сильными эмоциями;
  • когда проблема другого человека эмоциональна по своей сути;
  • когда клиент пытается вынудить вас принять то же решение, что и он/она сам/сама;
  • когда идет исследование и взаимодействие с "открытым концом".

С помощью активного слушания вы сможете:

  • прояснить для себя чувства другого человека,
  • структурировать сложные эмоциональные состояния,
  • определить проблему более точно,
  • позволить клиенту решить проблему или понять, в каком направлении ее нужно решать,
  • повысить самооценку клиента.
  • большое внимание к малейшим проявлениям эмоционального состояния клиента,
  • верить в способность человека самому принять решение и справиться со своей проблемой, давая ему время и создавая благоприятные условия.

Условия, которые должен соблюдать хороший слушатель:

1. Временно отбросить  любые мнения, суждения, чувства.  Никаких побочных мыслей. Поскольку  скорость мышления в четыре  раза больше скорости речи, используйте  «свободное время» на критический  анализ и выводы из того, что непосредственно слышите.

2. Пока вы слушаете, нельзя  обдумывать последующий вопрос, а тем более приводить контраргументы.

3. Следует сконцентрировать  свое внимание только на той  теме, о которой идет речь. В  любом случае знакомство с  мнением партнера значительно  облегчает проведение переговоров.  Партнеру предоставляется возможность  проявить себя, а это существенно  притупит остроту его возражений.

4. Искренний интерес к человеку и желание помочь.

5. Большое внимание к  малейшим проявлениям эмоционального состояния клиента.

6. Верить в способность  человека самому принять решение  и справиться со своей проблемой,  давая ему время и создавая благоприятные условия.

При соблюдении этих условий  хороший слушатель поддерживает:

1) Визуальный контакт

- если вы собираетесь  говорить с кем-то, то смотрите  на него; глаза не только зеркало  души, но и зеркало того, как  вы воспринимаете другого человека.

2) Язык тела

 

- собеседники должны находиться  друг против друга, при этом  надо смотреть прямо и сохранять  открытую позицию, показывая интерес  к собеседнику.

3) Тон и скорость речи

- когда мы внимательно  слушаем партнера, то тон нашей  речи невольно гармонирует с  его тоном; голосом мы можем  передать теплоту, заинтересованность, значимость для нас мнения собеседника.

4) неизменность предмета  разговора.

- хороший слушатель обычно  позволяет собеседнику самому определить тему разговора.

Очень часто в награду  за внимательное выслушивание вы получаете  «открытое сердце» вашего партнера, что существенно облегчает работу и способствует взаимопониманию.

Сложности при использовании активного слушания:

Ответ клиента "да" с  последующей паузой. Задайте информационный вопрос (Что-Где-Когда-Как), дабы побудить клиента говорить дальше.

Ответ клиента "нет". Если клиент не дает пояснений, задайте информационный вопрос. Если вы получили ряд ответов "нет", то, видимо, клиент не желает говорить о своей проблеме или  же не старается тщательно разобраться в ней.

Вы шагнули слишком  далеко вперед, выразив свой анализ, а не чувства клиента. Вернитесь  в ситуацию общения и проследите за состоянием клиента.

Клиент говорит, говорит  и говорит. Если он выражает очень  сильные чувства, слушайте его не прерывая, даже ради выражения своих мыслей, чувств.

Информация о работе Психологическое консультирование