Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа
Предмет психологического консультирования.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.
Психологическое консультирование — одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции).
Психотерапия часто рассматривается как:
-система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека;
-специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;
-процесс коррекционного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание.
Психологическая коррекция обычно определяется как направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Он включает два звена:
абилитация — формирование способности;
реабилитация — восстановление способности.
2.Консультативный контакт.
В 1975 г. С. Rogers) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:
1.Два лица находятся в психологическом контакте.
2 .Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.
3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.
4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.
5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.
6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.
Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.
Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.
Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.
Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения. Эта специфичность неплохо раскрыта Henry с соавт. (1973 г.; цит. по: Kennedy, 1977):
"Уникальность природы
терапевтического контакта
Теперь перейдем к определениям консультативного контакта.
Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).
Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент — Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).
. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:
- эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
- интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
- динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
- конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
- оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
- добросовестность.
Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.
Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990).
Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте
Направление |
Консультативный контакт |
Психоаналитическое направление |
Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого |
Адлерианское направление |
Акцентируется разделение ответственности
между консультантом и |
Терапия поведения |
Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения |
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) |
Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках |
Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers) |
Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения |
Экзистенциальная терапия |
Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент |
Навыки поддержания
Итак, как уже отмечалось выше, основным фактором, оказывающим влияние на качество консультативного контакта, помимо терапевтического климата, являются навыки консультанта (вербальные и невербальные) в поддержании общения.
Одну из важных ролей в
установлении консультативного контакта
играет невербальное общение. Как известно,
люди могут передавать информацию друг
другу не только посредством речи,
но и выражением лица, движениями тела,
установлением дистанции и т.
Факторы невербального общения в значительной степени ответственны за эмоциональный настрой беседы. Когда невербальные символы сопровождают наши вербальные утверждения, они нередко модифицируют их смысл. Например, предложение: «Прошу, заходите», - может иметь разный смысл в зависимости от невербального поведения. Если консультант встречает клиента, глядя на него, пожимает руку и произносит эти слова тепло и дружественно - смысл приглашения один, но он совсем иной, когда консультант смотрит при этом в сторону, не удостаивая клиента взглядом, и произносит приглашение равнодушно или, еще хуже, с ноткой раздражения или недовольства.
Невербальное поведение клиента в процессе консультирования, прежде всего, даёт консультанту дополнительную информацию о мыслях и чувствах клиента. Консультант должен обращать внимание на несоответствие вербального и невербального поведения клиентов и тем самым помогать им выразить реальные, подлинные чувства.
Очень важно невербальное поведение самого консультанта, так как он тоже выражает невысказанные чувства и мысли, а это нередко понимает и клиент. Некоторые невербальные реакции мы все воспринимаем одинаково, потому что они приобрели характер социальной конвенции. Поэтому консультант должен контролировать своё невербальное поведение, чтобы превратить его в инструмент консультирования. Своим невербальным поведением консультант также развивает консультативный контакт, стремясь не якобы находиться с клиентом, но быть с ним в действительности, быть физически.
Несмотря на значение невербального общения в консультировании, важнейшие события происходят и на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования в период консультирования, которые могут быть определены как основные техники.
Обычно беседа двух людей представляет собой равнозначный словестный контакт, то есть, собеседники говорят по очереди и в одинаковых объёмах. В консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком. Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о её затруднениях и проблемах.
Но выслушивание не должно быть пассивным процессом. Выслушивание, если оно не формально, охватывает органы чувств консультанта, иначе консультативный контакт не будет установлен.
6.Консультирование как направление практической психологии: определение, цели, задачи, отличие от психотерапии.
Консультирование – это совокупность процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно совершенствованию личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи).
В современной психологии практические цели консультанта определяются неоднозначно, при этом каждое направление рассматривают цели в соответствии с теоретическими положениями.
Цели (в разных школах):
1) Способствовать изменению поведения клиента, чтобы он мог жить продуктивнее и испытывать удовлетворение жизнью, не смотря на социальные условия.
2) Формирование навыков в преодолении трудности при столкновении с новыми жизненными трудностями.
3) Обеспечить объективное принятие жизненно важных решений (совершать самостоятельные поступки, распределить время и т.д.).
4) Развивать навыки общения в межличностных отношениях.
5) Облегчить реализацию повышения потенциала личности.
Отличие от психотерапии:
1) В консультации решается широкий круг проблем, в психотерапии более узкий, при этом идет переструктурирование личности.
2) Консультирование и терапия ориентируются на разные сроки взаимодействия. Консультирование – 4-6 встреч, а терапия – месяцы, годы.
3) По проблеме – консультирование – клиент жалуется на другого, психотерапия – суть жалобы «Я сам» (я не уверен в себе).
4) По форме работы. Консультирование – изменение установок, отношения. Терапия – перестраиваются формы психики.
5) Базовые положения. Психотерапия – концепция болезни, консультирование – база – норма, решение проблем за счет эклектических методов.