Психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Предмет психологического консультирования.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Файлы: 1 файл

5 курс Псих-е консультирование.docx

— 65.08 Кб (Скачать)
  1. Предмет психологического консультирования.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Психологическое консультирование — одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции).

Психотерапия часто рассматривается как:

-система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека;

-специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;

-процесс коррекционного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание.

Психологическая коррекция обычно определяется как направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Он включает два звена:

абилитация — формирование способности;

реабилитация — восстановление способности. 

 

 

 

2.Консультативный  контакт.

 

В 1975 г. С. Rogers) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

1.Два лица находятся в психологическом контакте.

2 .Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть  условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

Итак, клиент должен быть в  контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный  контакт.

Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном  уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению  со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная  связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей  личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его  не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения. Эта специфичность неплохо раскрыта Henry с соавт. (1973 г.; цит. по: Kennedy, 1977):

"Уникальность природы  терапевтического контакта зависит  от способности терапевта различать  интимно-личностные и интимно-терапевтические  отношения. В противоположность  близким личным связям терапевтический  контакт, хотя и наполнен чувствами,  является асимметричным, т.е. только  пациент раскрывает интимные  подробности своей жизни. Психотерапевт  же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования  на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и  потому, что только терапевт истолковывает  смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге терапевтический контакт устанавливается по правилам, указанным терапевтом. Эти правила предусматривают отношения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапевте всего лишь как о специалисте". Соображения об особенностях интимности в отношениях клиента и психотерапевта, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативному контакту.

Теперь перейдем к определениям консультативного контакта.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент — Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

- эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

- интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

- динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

- конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

- оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

- добросовестность.

Что делает консультативный  контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990).

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте

Направление

Консультативный контакт

Психоаналитическое направление

Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций  переноса клиента, и установлению более  рационального контроля. Консультант  интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить  клиента увязывать свое настоящее  поведение с событиями прошлого

Адлерианское направление

Акцентируется разделение ответственности  между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность  позиций, установление общих целей  консультирования

Терапия поведения

Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет  роль учителя, тренера, стремясь научить  клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом  и клиентом устанавливаются рабочие  отношения для выполнения процедур обучения

Рационально-эмоциональная  терапия (A. Ellis)

Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках

Ориентированная на клиента  терапия (C. Rogers)

Консультативный контакт  составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения

Экзистенциальная терапия

Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент


Навыки поддержания консультативного контакта

Итак, как уже отмечалось выше, основным фактором, оказывающим  влияние на качество консультативного контакта, помимо терапевтического климата, являются навыки консультанта (вербальные и невербальные) в поддержании  общения.

Одну из важных ролей в  установлении консультативного контакта играет невербальное общение. Как известно, люди могут передавать информацию друг другу не только посредством речи, но и выражением лица, движениями тела, установлением дистанции и т. п. Такой невербальный контакт имеет место и в процессе консультирования. Очень важно, чтобы консультант отмечал невербальные послания клиентов, реагировал на них и одновременно осознавал влияние своего невербального поведения на клиентов.

Факторы невербального общения в значительной степени ответственны за эмоциональный настрой беседы. Когда невербальные символы сопровождают наши вербальные утверждения, они нередко модифицируют их смысл. Например, предложение: «Прошу, заходите», - может иметь разный смысл в зависимости от невербального поведения. Если консультант встречает клиента, глядя на него, пожимает руку и произносит эти слова тепло и дружественно - смысл приглашения один, но он совсем иной, когда консультант смотрит при этом в сторону, не удостаивая клиента взглядом, и произносит приглашение равнодушно или, еще хуже, с ноткой раздражения или недовольства.

Невербальное  поведение клиента  в процессе консультирования, прежде всего, даёт консультанту дополнительную информацию о мыслях и чувствах клиента. Консультант  должен обращать внимание на несоответствие вербального  и невербального  поведения клиентов и тем самым  помогать им выразить реальные, подлинные чувства.

Очень важно невербальное поведение самого консультанта, так  как он тоже выражает невысказанные чувства  и мысли, а это  нередко понимает и клиент. Некоторые  невербальные реакции  мы все воспринимаем одинаково, потому что  они приобрели  характер социальной конвенции. Поэтому  консультант должен контролировать своё невербальное поведение, чтобы превратить его в инструмент консультирования. Своим  невербальным поведением консультант также  развивает консультативный  контакт, стремясь не якобы находиться с клиентом, но быть с ним в действительности, быть физически.

Несмотря  на значение невербального  общения в консультировании, важнейшие события  происходят и на вербальном уровне. Суть вербального  поведения консультанта составляют способы  его реагирования в период консультирования, которые могут  быть определены как  основные техники.

Обычно  беседа двух людей  представляет собой  равнозначный словестный контакт, то есть, собеседники говорят по очереди и в одинаковых объёмах. В консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком. Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о её затруднениях и проблемах.

Но выслушивание не должно быть пассивным  процессом. Выслушивание, если оно не формально, охватывает органы чувств консультанта, иначе  консультативный  контакт не будет  установлен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Консультирование  как направление практической  психологии: определение, цели, задачи, отличие от психотерапии.

Консультирование – это совокупность процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно совершенствованию личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи).

В современной психологии практические цели консультанта определяются неоднозначно, при этом каждое направление рассматривают цели в соответствии с теоретическими положениями.

Цели (в разных школах):

1)     Способствовать изменению поведения клиента, чтобы он мог жить продуктивнее и испытывать удовлетворение жизнью, не смотря на социальные условия.

2)     Формирование навыков в преодолении трудности при столкновении с новыми жизненными трудностями.

3)     Обеспечить объективное принятие жизненно важных решений (совершать самостоятельные поступки, распределить время и т.д.).

4)        Развивать навыки общения в межличностных отношениях.

5)        Облегчить реализацию повышения потенциала личности.

Отличие от психотерапии:

1)     В консультации решается широкий круг проблем, в психотерапии более узкий, при этом идет переструктурирование личности.

2)   Консультирование и терапия ориентируются на разные сроки взаимодействия. Консультирование – 4-6 встреч, а терапия – месяцы, годы.

3)   По проблеме – консультирование – клиент жалуется на другого, психотерапия – суть жалобы «Я сам» (я не уверен в себе).

4)   По форме работы. Консультирование – изменение установок, отношения. Терапия – перестраиваются формы психики.

5)   Базовые положения. Психотерапия – концепция болезни, консультирование – база – норма, решение проблем за счет эклектических методов.

Информация о работе Психологическое консультирование