Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа
Предмет психологического консультирования.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.
6) Тип клиентов. Консультирование – обычные люди (норма). Психотерапия – узкий круг людей, имеющих отклонения.
Консультирование часто связано с профилактикой. Причина – в обоих случаях ведется консультативная беседа.
3. «Модель личности» эффективного консультанта: основные характеристики.
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. Прежде всего, следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.
ЛИЧНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА.
Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:
· полное осознание настоящего момента;
· выбор способа жизни в данный момент;
· принятие ответственности за свой выбор.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание не означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
Принятие личной ответственности. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние
О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.
Эмпатия, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.
К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:
1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
9. Принципы психологического консультирования.
Психолог консультант в своей деятельности опирается на этический кодекс (свод правил и приемов, который регламентирует отношение в системе психолог – клиент и защищает клиента).
1) Доброжелательность и безоценочное восприятие клиента (комплекс поведенческих реакций и действий, обеспечивающих нормальное взаимоотношение – умение слушать, оказывать поддержку, не осуждать).
2) Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. В момент работы психолог ориентируется не на социальные нормы, а на ценности и идеалы клиента.
3) Не манипулятивный подход.
4) Запрет на совет. Совет снижает ответственность клиента, у него формируется пассивное отношение к неудачам, они приписываются советчику.
5) Принцип анонимности. Информация никому не передается и не используется. Исключение – если обнаружены психологические нарушения.
6) Разграничение личных и профессиональных отношений. Не переходить на дружеские отношения, не восхищаться и не осуждать, не помогать близким, родственникам, друзьям.
7) Принцип системности. Выявление всех предполагаемых проблем и выстраивание их в систему. Нужно для создания целостной картины и определения факторов.
8) Принцип включения клиента в процесс консультирования. Подвести человека к ярким эмоциональным переживаниям
5.Структура и методы псих-го конс-я.
Беседа – основной метод консультирования. I и II стадия консультативной беседы, цели, задачи, основные этапы, содержание взаимодействия консультанта с клиентом.
В современной психологии
концепция диалога
2 значения диалога
1) широкое (широкий смысл)
– общение как некая общая человеческая реальность, предпосылка условия человеческого сознания и самосознания.
- как форма реализации
– субъект с детства включен
в систему отношений, в
2) в узком смысле
Конкретные события общения, которые могут состояться или нет, и служит механизмом актуализации природы человека.
Диалог способствует размыканию целостного мира человека – проявляя формы сопротивления, защиты, реализует ролевое поведение, открытость.
Консультационная беседа – это динамическое явление (процессуальное), которое включает в себя несколько стадий/ этапов.
В зарубежной ψ включает 6 этапов, которые носят отличную терминологию.
Этапы в зарубежной ψ:
1. исследование проблемы
2. двумерное определение проблемы
3. идентификация
4. планирование
5. деятельность
6. оценка, обратная связь
1. исследование проблемы
- установление контакта между психологом до обоюдного доверия
- соблюдение всех принципов
- поощрение клиента к дальнейшему раскрытию
2. двумерное определение проблемы – на этом этапе психолог стремится точно установить проблему. Уточняется до тех пор, пока психолог и клиент не достигнут единого понимания. Проблема определяется четкими конкретными понятиями. Если тут возникают трудности, то возвращаемся на 1-ю стадию.
3. идентификация проблемы
– обсуждается возможность
4. планирование – дается критическая оценка всем альтернативным решениям, и оцениваются реалистичные пути.
5. деятельность – разрабатывается реальная программа, определяются сроки, …
6. оценка – подведение итогов. И если программа не сработает, то начинается сначала.
Анализ российской ψ - ии показал, что вместо 6-ти стадий выделяют 5.
Стадии российской ψ-ии
Существует много подходов, но 2 основных.
Обозов Н.Н. – психолог, работая с клиентом должен прояснить причины проблемы, ее следствия в большей мере, чем предложить новые приемы поведения и решения жизненной ситуации.
Задачи психолога
1. помочь клиенту увидеть свои проблемы со стороны, и обсудить те стороны взаимоотношений, которые обычно не осознаются.
2. расширить поле зрения клиента, что помогло бы ему повысить свою роль и отношения
Копьев А.Ф. – ключевой момент в консультации – диалогический прорыв. В ходе беседы происходит преодоление болезненно замкнутой личности в отношения замкнутых сторон бытия
- раскрывает суть проблем
- проясняются здоровые стороны, способные к изменению
I. стадия – вхождение в контакт – длится от 5 до 10 минут – структурирование взаимоотношений и достижение взаимопонимания.
II. Стадия – сбор информации – длится от 25 до 35 минут - психолог обязан выявить проблему и потенциальные возможности клиента.
III. Стадия – выявление желаемого результата – до 10 минут – «Чего Вы хотите добиться?»
IV. Стадия - выработка альтернативных решений – до 10 минут
V. Стадия - завершающая - идет обобщение предыдущих этапов и переход от программы к действию.
I. стадия – вхождение в контакт – длится от 5 до 10 минут – структурирование взаимоотношений и достижение взаимопонимания. Если в течение 5 минут контакт не достигается, ситуацию исправить сложно. Психолог демонстрирует клиенту свою позицию. Во взаимодействии при этом возможны 3 позиции:
- под клиентом (по ходу работы ситуация может перейти в «равенство»)
- равенство
- над клиентом
Психолог должен организовать
- отдельный кабинет или
ограниченное пространство
- 2 кресла
- столик
- неяркое освящение
Начало беседы – взаимное
представление. Клиента необходимо
встретить определенными
Первые фразы беседы:
- «Я слушаю Вас»
- «Расскажите о себе»
- «… не хотели бы Вы…?»
- «Что привело Вас ко мне?»
Стадия заканчивается
установлением контакта.
II. Стадия – сбор информации.
Длится от 25 до 35 минут - психолог обязан выявить проблему и потенциальные возможности клиента.
Основная задача – определение проблемы. Идет активный сбор информации.
Цель психолога – как можно больше узнать о клиенте.
Общий логоритм данной стадии:
1. установление симптомов
2. установление их причин
3. нахождение эффективных способов решения проблем
Необходимо терпеливое и внимательное выслушивание клиента (15 – 20 мин). Психолог в процессе выслушивания пытается определить строение внутреннего мира клиента, а именно какими модальностями владеет клиент (я могу, я хочу, я действую, я думаю). Это необходимо т.к.:
1. психолог выясняет, что знает клиент об особенностях своего внутреннего мира
2. что нужно сделать, чтобы решить вопрос.
3. что надо знать (сделать представление более гармоничным)
В процессе слушания психолог должен задавать себе вопросы:
- Что происходит в жизни клиента сейчас?
- Что он ожидает от консультирования?
- Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?
По ходу слушания психолог выделяет
Жалоба – информация о психологических трудностях клиента, с которыми он сам не может справиться или устранить.
Имеет свою структуру:
- локус-жалоба – ориентирование жалобы на кого-то или что-то (субъективная и объективная)
- самодиагноз – собственное объяснение клиентом тех или иных трудностей в системе отношений. В жалобе всегда явно (просьба о помощи «Что делать, если муж изменяет?») или скрыто («Помогите мне его удержать»).
На основе представления о самом себе, других и человеческих отношений – самодиагноз. Самодиагноз выражает отношение клиента к нарушениям или к тем, кто к этому приводит.
Типы самодиагноза:
1) «злая воля»- негативный характер намерений окружающих, который выступает причиной проблемы.
2) Органический дефект (генетически-
3) Индивидуальное своеобразие – не такой как все.
4) Психическая аномалия.
Наряду с самодиагнозом нужно выделить проблему.
Проблема – информация, указывающая на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.
Типы проблем:
1) «неуверен, я хочу быть увереннее».
2) «не умею, но хочу научиться»
3) «не понимаю, но хочу понять»
4) «не знаю что делать, но хотел узнать».