Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа
Предмет психологического консультирования.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.
Чаще всего оно приобретает иную формулировку «все плохо», « жить не хочется», « не знаю, как жить дальше».
Запрос – конкретные формы помощи, ожидаемые клиентом от консультанта. Обычно запрос и проблема связаны по смыслу, но не всегда совпадают.
Виды запроса:
1) Просьба об эмоциональной и моральной поддержке «я прав, не правда ли?».
2) О содействие « не поможете ли понять или разобраться»
3) О дополнительной информации.
4) Об обучении навыкам « у меня не получается, научите».
5) Об оказании влияния на другого человека.
В любой жалобе может быть явное и скрытое содержание.
Скрытое содержание – информация, которая не прозвучала прямо, но содержит определенный подтекст (интонация, мимика, жесты, высказывания).
При восприятии информации необходимо выделить ряд несовпадений по всем параметрам жалобы.
1) По локусу жалобы. Мать жалуется на поведение ребенка. Скрытое содержание – позиция поведения отца, который не принимает достаточного участия в воспитании.
2) В самодиагнозе. В информации отражены нарушения собственных неверных действий, а скрытый смысл указывает на другие причины (демонстративный тип).
3) В проблеме. Проблема «не знаю, но хочу», скрытая «не умею, но хочу – научите»…
4) В запросе. Явное – просьба о помощи (что делать, если муж изменяет), скрытое – помогите мне его удержать.
II стадия включает ряд этапов:
1-й – основной этап
заканчивается постановкой
Проблемная психологическая ситуация – совокупность обстоятельств жизни человека, которые приводят к психологической проблеме. Дисгармония деятельности, отношений, обстоятельств.
Клиент все трудности связывает с ситуацией, конкретными событиями. Анализ проблемной психологической ситуации приводит консультанта к выведению гипотез о внутреннем мире клиента, и проверяет правильность гипотез ответом клиентом на поставленные вопросы. Гипотез может быть несколько, надо проверить их и придти к одной.
Человек переживает депрессию, действительно подавлен, не воспринимает ситуацию. Необходимо чтобы клиент увидел ситуацию иначе. Для этого необходимо понять причину депрессии.
Возможные причины:
· В результате психотравмы
· Переживаемый кризис
· Психическое расстройство (клинический случай).
Клиенту задают ряд вопросов:
· Давно ли вы испытываете это состояние?
· С чем вы связываете свое состояние?
· А раньше были подобные состояния?
Для проверки гипотез необходим сбор психологического анамнеза (история жизни).
Консультативный анамнез включает:
1) Демографическую информацию (пол, возраст, проф. Образование).
2) Актуальные проблемы и нарушения (события в жизни, в семье, болезни).
3) Психосоциальный анамнез (порядковый номер рождения, отношения в семье, неудачи в учебе, в отношениях с противоположным полом, экономические трудности).
При сборе анамнеза необходимо
руководствоваться критерием
Вся дополнительная информация
помогает консультанту обосновать одну
гипотезу. Далее обобщение информации,
которая ведет к
Психологическое заключение – характеристика психологических проблем клиента, выделением проблем, которые их вызывают и возможные направления решения проблем.
Переход к эмпатическому и рефлексивному слушанию. В процессе II стадии психолог переходит от нерефлексивного к рефлексивному слушанию, выбирает адекватный язык общения (понятный клиенту), избегание оценочных суждений, не сгущать краски.
В процессе выделяют ключевые
слова. Во время консультации не следует
объяснять клиенту все, что вы
о нем узнали. Психолог на этой стадии
прибегает к частым повторениям,
которые позволяют
3-5 стадии консультативной беседы, их цели, задачи. Основные направления работы консультанта с клиентом на этих стадиях.
III. Осознание желаемого результата.
На этой стадии начинается воздействие на клиента. Психолог выявляет, чего хочет клиент, какой будет его жизнь, когда проблема будет решена. Вся информация, которую представляет консультант, направлена на то, чтобы клиент осознал свою проблему.
К консультанту приходит женщина с проблемой, что сын студент хочет бросить университет. Мама не понимает, что сын взрослый человек и способен сам принимать решения. Так же хочет наладить отношения.
Информацию нужно
Как подвести клиента. Методы воздействия будут зависеть от:
· Позиции психолога
· Принадлежности к школе
Приемы воздействия:
· Ссылка на авторитет
· Апелляция к литературным источникам.
· Опора на примеры из жизни.
· Обращение к научным источникам.
Клиент может оказать сопротивление и не реагировать на мягкие формы воздействия, то консультант продолжает с ним работать. « Мне кажется (я убежден), что вам трудно принять (вам не хочется соглашаться)», « Попробуем иначе посмотреть на ситуацию», «Почему вы не согласны?».
Психолог должен помнить, что консультативная беседа идет на фоне негативной информации о человеке и позитивную информацию создать сложно.
Выход из ситуации: психолог совместно с клиентом анализирует и проговаривает позитивные варианты поведения. На этой стадии допустима психодиагностика. Для того чтобы показать клиенту особенности его личности.
Таким образом, завершая эту стадию, психолог останавливается на каком-то одном варианте поведения, который дальше отрабатывает. Часто этой стадии посвящена целая консультация.
IV. Выработка альтернативных решений.
Идет обсуждение разных вариантов решения данной проблемы. Выбор условий для ее решения и принятия. Для этого существуют определенные приемы и стратегии, чтобы избежать ошибок:
1) Психолог должен помнить, что консультативная задача должна быть направлена на разрешение проблемы клиента, а не на ее устранение (возможно изменение качества проблемы).
2) При формулировки задачи необходимо ориентировать на причины психических проблем, а не на их следствия (применяются техники «переживание проблемы»).
3) Необходимо ставить только те задачи, которые могут быть решены. Нельзя менять природу человека.
Смысл стадии – подвести клиента к принятию оптимального решения, для этого необходимо тщательное обсуждение каждого шага.
V. Завершающая
Включает 3-и этапа:
1) Подведение итогов, беседа (краткий пересказ беседы).
2) Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений.
3) Прощание с клиентом.
Консультант выделяет основное, что было в беседе, напоминает суть беседы (4-5 фраз). Большинство ориентируется на разовые приемы. Психолог должен как-то преподнести клиенту, что проблема не решена. «Мы с вами хорошо поработали, но если у вас возникает желание продолжить…»
Реакции со стороны клиента:
1) Отказ
2) Согласие
3) Сомнение
Прощание должно идти профессионально, вежливо.
Технология ведения
Технология – способы и приемы, применяемые консультантом для повышения эффективности деятельности.
В консультативной беседе всегда 2 стороны: психолог – клиент.
В ходе приема клиент выговаривается (избавляется от напряжения). Психолог эмпатически слушает, вначале пассивно, затем активно.
Психологический смысл проговаривания
Рассказ другим более осмыслен, завершен, сопровождается большой внутренней работой. Результат – переоценка.
Роль психолога – способствует углублению в проблему, принятию решения.
В консультировании рассматриваются несколько принципов:
1) Приближение речи консультанта к языку клиента.
· Избегать слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты или истолкованы (профессиональные термины).
· Максимально используются слова и выражения клиента (даже если противоречат логике).
2) Краткость и точность высказывания консультанта.
· Не следует давать излишние объяснения
· Используются 2 типа вопросов (закрытые и открытые). Закрытые – дается однозначный ответ (да\нет). Открытые – дается развернутый ответ, который предусматривает развернутое обсуждение. Позволяет клиенту делиться эмоциями и заботами. Применяются на определенных этапах и стадиях (стадия контакта «что привело вас ко мне?»; стадия сбора информации «расскажите поподробнее о себе»; стадия осознания желаемого результата).
· При формулировке вопросов можно опускать слова, которые понятны из общего контекста беседы «если я вас правильно понял»; «из контекста понятно что…».
· В ходе консультативной беседы возможны комментарии, цель которых сбор информации. Но психолог должен понять, что вопросы-комментарии должны быть использованы в меру
3) Анализ эмоциональных переживаний в психотерапии сравниваются с кровью в хирургии. Если в ходе операции крови нет, то, что делать? Эмоции и чувства выполняют регуляторную функцию.
· Консультант и клиент должны как можно точнее идентифицировать свои чувства и обмениваться ими.
· Обращать внимание на те чувства, которые могут помочь в консультировании, но не обязательно отражать все чувства.
В консультировании сталкиваются с 2-мя планами высказываний:
1) Оправдание, объяснение, логическое построение рассказа.
2) Эмоции настроения, переживания, связанные с ситуацией и отношениями (слова всегда можно объяснить по-разному, а чувства нет).
Необходимо узнать, что переживал и чувствовал клиент. Для осуществления эмоций существует ряд техник:
1) Техники альтернативных формулировок ответа. Не поиск правильного ответа, а формулировка его. Анализировать нужно не слова, а поступки.
2) Акцентирование эмоциональных переживаний. Знаками эмоций в речи клиента выступает наречие, глаголы и прилагательные, а также качества действия. Смысл – проникнуть внутрь переживаний и сделать шаг к пониманию этих переживаний, подвести клиента к необходимости принятия решений.
3) Перефразирование.
4.Директивный и недирективный подходы в консультировании
При директивном подходе консультант обнаруживает, ставит диагноз и работает с клиентом над решением проблемы, при условии, что консультируемый активно и непосредственно участвует в этой процедуре. Консультант принимает на себя основную ответственность за решение проблемы, и эта ответственность ставится во главу угла всех его усилий. С самого начала консультант тактично принимает на себя полное управление ситуацией. Он дает понять клиенту, что уже обладает некоторой информацией, необходимой для руководства процессом. Он выбирает из перечня проблем те, на которые и будет направлено консультирование. Самое главное здесь, что он берет на себя прямое управление процессом беседы. Обязанность клиента- отвечать на заданные вопросы, чтобы консультант смог получить необходимую информацию для установления точного диагноза. Но при таком подходе нет полной свободы для выражения чувств и установок, потому что задаваемый консультантом тон тормозит любые выражения чувств, возникающие вне предписанной области обсуждения.
Данный тип консультирования строится, по большей части, на силе убеждения со стороны консультанта. Консультирование директивного типа характеризуется большим числом узкоспециальных вопросов, подразумевающих вполне определенные ответы. А также тем, что консультант предоставляет информацию или объяснения клиенту. Впоследствии консультант дает клиенту возможность выразить свое отношение к определенным темам и указывает ему на те проблемы и условия, которые он, консультант, считает необходимым скорректировать. Он уточняет важные моменты из того, что ему рассказал клиент. Он пытается добиться изменений, рекомендуя клиенту выполнить определенные действия, оказывает на него давление своими доводами и личным влиянием, дабы обеспечить выполнение данных действий.
При недирективном подходе больше внимание акцентируется на способах, побуждающих клиента к большей осмысленности своих собственных установок и чувств последующим углублением инсайта и самопонимания. Происходит распознавание и интерпретация вербально либо невербально выражаемых клиентом чувств или установок. Консультанты, придерживающиеся директивного подхода, используют в среднем почти в шесть раз больше слов, чем те, которые следуют недирективному. Это подтверждает тот факт, что в недирективном консультировании клиент приходит, чтобы изложить свои проблемы. В процессе беседы говорит преимущественно именно клиент, рассуждая о своих проблемах. Основная задача консультанта - помочь клиенту более ясно осознать и понять свои чувства, установки и способы реагирования и подтолкнуть его к разговору о них. В дальнейшем консультант может достичь этой цели путем повторения или уточнения смысла высказываний клиента. Он дает клиенту возможность выразить свои чувства по отношению к той или иной проблеме. Иногда консультант информирует или в чем-то разъясняет ситуацию клиента.