Психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Предмет психологического консультирования.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Файлы: 1 файл

5 курс Псих-е консультирование.docx

— 65.08 Кб (Скачать)

увеличивает эмоциональное  взаимопонимание консультанта и  клиента;

предоставляет возможность  клиенту "погрузиться" в себя и  изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;

позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит  на его плечах.

Хотя спектр смыслов тишины в консультировании довольно широк, обычно различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание (Gelso, Fretz, 1992). В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.

Каковы важнейшие смыслы молчания в консультировании?

Паузы молчания, особенно в  начале беседы, могут выражать тревогу  клиента, плохое самочувствие, растерянность  из-за самого факта консультирования.

Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз молчания клиент может  искать нужные слова для продолжения  своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.

Молчание может означать, что и клиент, и консультант  надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.

Пауза молчания, особенно если она субъективно неприятна как  клиенту, так и консультанту, может  означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы.

Молчание в некоторых  случаях выражает сопротивление  клиента процессу консультирования. Тогда оно по отношению к консультанту имеет манипулятивный смысл. Здесь клиент ведет игру: "Я могу сидеть как камень и посмотрю, удастся ли ему (консультанту) сдвинуть меня".

Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает  на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые . однако, увеличивают тревогу клиента.

Молчание иногда подразумевает  глубокое обобщение без слов, оно  тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.

Паузы молчания в консультировании поднимают вопрос: должен ли их прерывать  сам консультант? Распространено мнение, что консультант должен прерывать  пустое молчание и не спешить прерывать  продуктивное молчание. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно  замечание консультанта: "Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важное для себя Вы слышите в этом молчании?". Вместе с тем не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания.


Информация о работе Психологическое консультирование