Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа
Предмет психологического консультирования.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.
Программа недирективного консультирования:
. Консультант должен слушать говорящего терпеливо и доброжелательно, относясь к нему при этом слегка критично.
. Консультант не должен демонстрировать какую бы то ни было властность.
. Консультант не должен
давать советы или делать
. Консультант не должен спорить с говорящим.
. Консультант должен говорить
или задавать вопросы только
при определенных
а) чтобы помочь человеку высказаться; б) чтобы избавить говорящего от каких-то страхов или тревоги, которые могут повлиять на его отношение к собеседнику; в) чтобы похвалить говорящего за точную передачу своих мыслей и чувств; г) чтобы направить беседу на те предметы, которые были упущены или отвергнуты клиентом; д) чтобы обсудить неясные моменты, если это необходимо.
Директивный подход предполагает,
что консультант выбирает желаемую
и социально одобряемую цель, которой
должен достичь клиент, и впоследствии
направляет свои усилия на то, чтобы
помочь субъекту осуществить это. В
этом случае подразумевается, что консультант
- лицо, вышестоящее по отношению
к индивиду, поскольку последний
считается неспособным к
Недирективное консультирование основано на предположении о том, что человек обладает правом выбирать свои собственные жизненные цели, даже если они отличаются от тех, которые ему может предложить консультант. Недирективный подход придает особое значение праву каждого индивида быть психологически независимым и утверждать свою психологическую целостность. Недирективная группа акцентирует свое внимание на самом клиенте, а не на проблеме. Если клиент через терапевтические отношения достигает достаточного состояния, чтобы понять свое отношение к реальной ситуации, он может выбрать адекватный способ адаптации к реальности, который имеет для него наивысшую ценность. Кроме того, он будет способен гораздо более эффективно справляться с проблемами, которые могут возникать в будущем, именно на основе усиливающегося осознания самого себя и увеличивающегося опыта независимого решения своих проблем. Работа с образами как раз предполагает, задействовав воображение клиента, помочь ему выделить себя из своей проблемы, стать хозяином ситуации, а не жертвой, по-новому посмотреть на свою проблему как бы со стороны. Вопросы к клиенту в этом случае являются лишь направляющими, они помогают клиенту сохранить вектор работы над проблемой.
7. СОВЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ЦЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
Современные представления о целях консультирования
Направление |
Цели консультирования |
Психоаналитическое направление |
Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность |
Адлерианское направление |
Трансформировать цели жизни
клиента; помочь ему сформировать социально
значимые цели и скорректировать
ошибочную мотивацию |
Терапия поведения |
Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению |
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) |
Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем |
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) |
Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность |
Экзистенциальная терапия |
Помочь клиенту осознать
свою свободу и собственные |
Так имеет ли все-таки смысл говорить о каких-то универсальных целях консультирования, когда мы можем помогать клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению, и в поиске полноценного самовыражения? Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого - общие, глобальные, перспективные цели, а на другом - специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии - просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.
Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент - свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования - помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.
8. Психологическое
консультирование как
психологическое консультирование
отличается от других видов психологической
помощи тем, что клиенту отводится
более активная роль. Если при психокоррекции
и психотерапии ответственность за результат
несёт психолог, то при консультировании
основная психокоррекционная работа проводится
самим клиентом. И, следовательно, за конечный
результат ответственность также лежит
на клиенте. Психолог отвечает за правильность
своих выводов о сути проблемы и профессиональную
обоснованность рекомендаций по разрешению
данной проблемы.[12]
Соответственно, специфика психологического
консультирования будет заключаться в
следующем:
Во-первых, кратковременность личных
контактов клиента со специалистом
(одна – три);
Во-вторых, эпизодичность данных контактов;
В-третьих, практическая завершённость
каждой встречи клиента с психологом-
В-четвёртых, активность клиента в
процессе консультирования;
В-пятых, в самостоятельных действиях
клиента, направленных на разрешение своей
проблемы после консультации.
В некоторых случаях
В зависимости от типа проблем, с которыми
обращаются клиенты за психологической
помощью в консультации, возможно выделить
следующие виды психологического
консультирования:
Индивидуальное консультирование
(проблемы личного роста, внутренние конфликты,
страхи, психологические травмы, проблемы
межличностных отношений);
Супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до или после развода);
Семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми);
Профконсультирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повышение работоспособности);
Оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение производительности труда, взаимоотношения с партнёрами).
Исходя из количества присутствующих
клиентов выделяют следующие виды консультирования:
- Индивидуальное;
- Групповое.
В отдельную группу можно выделить дистанционные виды
консультирования:
- Консультирование по телефону;
- Переписка.
Важно помнить, что любое деление
является условным и осуществляется,
как правило, для удобства изучения
предмета. Поэтому вы не встретите
консультацию, принадлежащую к какому-либо
одному из предложенных видов, они находятся
во взаимосвязи. Например: консультирование
по личностным вопросам будет одновременно
индивидуальным; по вопросам психолого-педагогического
характера может быть и индивидуальным,
и групповым.
10. Техники псих-го консультирования.
Ободрение и успокаивание
Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Хорошо", "Так" и т.п. Довольно распространена выражающая одобрение реакция: "Ага", "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта. Атмосфера поддержки, в которой клиент чувствует себя свободно, позволяет исследовать возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в ориентированном на клиента консультировании.
Другим важным компонентом
поддержки клиента является успокаивание,
которое вместе с ободрением позволяет
клиенту поверить в себя и рисковать,
изменяя некоторые аспекты
Отражение содержания: перефразирование и обобщение
Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. По данным Hill (1980), это наиболее широко используемая техника консультирования независимо от теоретической ориентации консультанта.
Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу, Ivey (1971) выделяет три основные цели перефразирования:
- показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
- выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;
- проверить правильность понимания мыслей клиента.
При перефразировании надо помнить три простых правила:
- Перефразируется основная мысль клиента.
- Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.
- Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.
Отражение чувств
Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.
Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях. Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.
Паузы молчания
Большинство людей испытывает
смущение, когда обрывается беседа
и стоит тишина. Она кажется
бесконечно долгой. Так же и начинающий
консультант чувствует себя неуютно
при возникновении в беседе паузы
молчания, поскольку ему кажется,
что он постоянно должен что-то делать.
Однако умение молчать и использовать
тишину в терапевтических целях
— один из важнейших навыков