Виды, цели психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:47, контрольная работа

Краткое описание

Консультирование, как таковое, существует не только в психологии, но и в ряде других профессиональных областей. К ним относятся консультирование врачебное, управленческое, юридическое и т.д. К классификации собственно психологического консультирования можно подходить, опираясь на различные основания или критерии.

Файлы: 1 файл

виды,цели псих консультирования.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Консультирование, как  таковое, существует не только в психологии, но и в ряде других профессиональных областей. К ним относятся консультирование врачебное, управленческое, юридическое  и т.д. К классификации собственно психологического консультирования можно подходить, опираясь на различные основания или критерии.

 С точки зрения  пространственной организации консультативного  процесса, выделяют два вида консультирования:

- контактное (или  очное), при котором консультант  сам встречается с клиентом;

- дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.

Следующее основание  учитывает количество клиентов, одновременно консультируемых одним психологом. По этому критерию консультация может  быть:

- индивидуальной;

- групповой.

На основе объекта, на который направлены действия консультанта и сферы приложения консультативных услуг, выделяют следующие виды консультирования:

- семейное  и супружеское  психологическое;

- школьное;

- возрастно-психологическое;

- профессиональное;

- консультирование  в клинической (преимущественно психиатрической) практике и т.д.

В соответствии с  задачами  мобилизации – успокоения - личностной реконструкции выделяются следующие модели консультирования (Кочарян А.С., Кочарян Г.С):

- Энергетическая  модель.  В основе  этой  модели  лежит  идея энергетического  гомеостаза.  Здесь  консультирование непосредственно направлено на снижение эмоционального напряжения посредством  вегетативных  и  разряжающих  техник  (аутогенный тренинг, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону и др.).

- Симптоматическая  модель.  На этапе психодиагностики  эта модель характеризуется тем,  что затруднения и конфликты   человека рассматриваются как  производные определенных личностных  черт типа личностной тревожности,  агрессивности, депрессивности, нейротизма и т.п.  Консультирование в этом случае сводится к психодиагностике и информированию человека о его личностных  особенностях.

- Семантическая модель.  В рамках этой модели структура  личности, ее актуальные черты  рассматриваются как производные,  вторичные защитные образования. И конфликт человека с  окружающими объясняется  не  личностными  “дефектами”,  а наоборот, конфликт обеспечивает образование определенных личностных  свойств.  Консультирование в этом случае строится по принципу построения версий конфликтов у человека.

Типология консультирования может быть сопряжена и с преобладающими типами проблем и проблемных ситуаций (проблемы секса, старения и умирания, фобии, расстройства, переживания утраты, суицидальные намерения, религиозные  и юридические проблемы и т.п.) и типологией личности клиентов (клиенты, предъявляющие завышенные требования, истерические, обсессивные, шизоидные личности и т.п.). С особенностями личности связано и такое различие между отдельными клиентами, знание и понимание которого практически определяет успешность консультативного процесса. В.В. Столиным выделены три основных ориентации клиента, влияющие на характер взаимодействия с ними консультанта:

1.    Деловая  ориентация, существующая в двух  основных видах:

А) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы (характерные высказывания: “Вы сделаете все возможное…” и “Я сам готов делать все, что вы мне скажете”);

Б) неадекватная –  клиент преувеличивает возможности  консультанта (“Я уверен, что только вы могли бы мне помочь…Вы маг…”);

2. Рентная ориентация. Делится на два вида:

А) “обаятельный рантье”  – клиент считает, что его откровенность, обаяние и доверие к консультанту – тот капитал, с которого он неизбежно  получит процент в виде переложения  ответственности на плечи консультанта (“Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше”);

Б) “требовательный  рантье” – клиент хочет получить процент уже с самой позиции  посетителя консультации (“Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это  ваша забота – вам за это деньги платят”).

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление,  что клиент обратился лишь  для того, чтобы вступить в  определенные отношения с консультантом.  Например, клиент дает понять  консультанту, что он не профан  в психологии, как бы предлагая  консультанту пройти у него аттестацию (“Посмотрим, такой ли вы специалист…”). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые “экзаменационные вопросы”. 

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция консультанта. С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой – эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

1. Консультант-советчик  – дает клиенту информацию, прямые советы.

2. Консультант-помощник  – оказывает помощь клиенту  в нахождении “инсайта”, внутреннего  решения, в актуализации имеющихся  внутренних ресурсов.

3. Консультант-эксперт  – показывает клиенту возможные  варианты решения проблемы, оценивает  их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции:1

- взаимодействие  на равных;

- взаимодействие  с позиции “сверху”;

- взаимодействие  с позиции “снизу”.

Существуют директивные  и недирективные модели психологической  помощи, предусматривающие разный уровень  активности или пассивности клиента  и консультанта, приоритет в принятии решений. Согласно первой модели, основной акцент делается на активное вмешательство консультанта в ситуацию. Он советует, регламентирует, санкционирует и т.п. (однако общение не должно превращаться в манипулирование). Согласно второй - консультант при любых обстоятельствах предоставляет личности право оставаться такой, какая она есть, осуществить собственный выбор среди найденных совместно альтернатив.

Говоря о целях  психологического консультирования, необходимо помнить, что их выделение зависит  от нескольких обстоятельств, а именно:

- от потребностей  клиентов, обратившихся за психологической помощью и “широты” контекста проблемы;

- от теоретической  ориентации самого консультанта;

- от степени использования  для достижения этих целей  психологической информации.

Все цели консультирования можно представить в виде своеобразного континуума, на одном полюсе которого могут быть расположены перспективные, глобальные цели и цели специфические, конкретные, краткосрочные. Таким образом, в теоретических школах, ориентированных на перестройку личности (психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциональная психология), акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения (бихевиоризм), большее значение придается конкретным целям2 .

Следуя заявленной логике выделения целей консультирования, в самом общем виде перспективная цель консультирования может быть сформулирована как достижение нового качества личности человека, обратившегося за помощью. Это - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения. В этой конечной цели смыкаются цели и консультанта и клиента. Вместе с тем следует различать, что каждый консультант имеет свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а клиент – свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.

Реализация целей  консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента в отношении  разрешения психологической проблемы. Психологическая проблема  клиента -  это совокупность психологических  трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться.  В этом смысле цель клиента – разрешить эту психологическую проблему, а цель консультанта – найти пути психологической помощи клиенту. Под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т.е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.

В процессе консультирования психолог, как правило, решает две основные задачи:

1) помогает клиенту  сориентироваться в собственных  проблемах, найти направление,  в котором следует искать выход  из затруднительной ситуации;

2) актуализирует  психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.

Задача консультативная - психологическая проблема для  консультанта, которая заключается  в выявлении причин психологических  трудностей клиента, их интерпретации  и поиске способов их преодоления, т.е. в помощи клиенту решить его психологические проблемы.

Соответственно этому  консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет  два аспекта: диагностический и  психотерапевтический.

Для решения первой (диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью. Вторая (терапевтическая) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента. Их эффективность будет намного выше, если терапевтическая и коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватные именно для данного случая.

Информация о работе Виды, цели психологического консультирования