Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:47, контрольная работа
Консультирование, как таковое, существует не только в психологии, но и в ряде других профессиональных областей. К ним относятся консультирование врачебное, управленческое, юридическое и т.д. К классификации собственно психологического консультирования можно подходить, опираясь на различные основания или критерии.
Консультирование, как
таковое, существует не только в психологии,
но и в ряде других профессиональных
областей. К ним относятся
С точки зрения
пространственной организации
- контактное (или очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;
- дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.
Следующее основание
учитывает количество клиентов, одновременно
консультируемых одним
- индивидуальной;
- групповой.
На основе объекта, на который направлены действия консультанта и сферы приложения консультативных услуг, выделяют следующие виды консультирования:
- семейное и супружеское психологическое;
- школьное;
- возрастно-психологическое;
- профессиональное;
- консультирование в клинической (преимущественно психиатрической) практике и т.д.
В соответствии с задачами мобилизации – успокоения - личностной реконструкции выделяются следующие модели консультирования (Кочарян А.С., Кочарян Г.С):
- Энергетическая модель. В основе этой модели лежит идея энергетического гомеостаза. Здесь консультирование непосредственно направлено на снижение эмоционального напряжения посредством вегетативных и разряжающих техник (аутогенный тренинг, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону и др.).
- Симптоматическая
модель. На этапе психодиагностики
эта модель характеризуется
- Семантическая модель.
В рамках этой модели
Типология консультирования может быть сопряжена и с преобладающими типами проблем и проблемных ситуаций (проблемы секса, старения и умирания, фобии, расстройства, переживания утраты, суицидальные намерения, религиозные и юридические проблемы и т.п.) и типологией личности клиентов (клиенты, предъявляющие завышенные требования, истерические, обсессивные, шизоидные личности и т.п.). С особенностями личности связано и такое различие между отдельными клиентами, знание и понимание которого практически определяет успешность консультативного процесса. В.В. Столиным выделены три основных ориентации клиента, влияющие на характер взаимодействия с ними консультанта:
1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:
А) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы (характерные высказывания: “Вы сделаете все возможное…” и “Я сам готов делать все, что вы мне скажете”);
Б) неадекватная – клиент преувеличивает возможности консультанта (“Я уверен, что только вы могли бы мне помочь…Вы маг…”);
2. Рентная ориентация. Делится на два вида:
А) “обаятельный рантье”
– клиент считает, что его откровенность,
обаяние и доверие к
Б) “требовательный рантье” – клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации (“Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота – вам за это деньги платят”).
3. Игровая ориентация.
В этом случае возникает
С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция консультанта. С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой – эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:
1. Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы.
2. Консультант-помощник
– оказывает помощь клиенту
в нахождении “инсайта”,
3. Консультант-эксперт
– показывает клиенту
Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции:1
- взаимодействие на равных;
- взаимодействие с позиции “сверху”;
- взаимодействие с позиции “снизу”.
Существуют директивные и недирективные модели психологической помощи, предусматривающие разный уровень активности или пассивности клиента и консультанта, приоритет в принятии решений. Согласно первой модели, основной акцент делается на активное вмешательство консультанта в ситуацию. Он советует, регламентирует, санкционирует и т.п. (однако общение не должно превращаться в манипулирование). Согласно второй - консультант при любых обстоятельствах предоставляет личности право оставаться такой, какая она есть, осуществить собственный выбор среди найденных совместно альтернатив.
Говоря о целях психологического консультирования, необходимо помнить, что их выделение зависит от нескольких обстоятельств, а именно:
- от потребностей клиентов, обратившихся за психологической помощью и “широты” контекста проблемы;
- от теоретической
ориентации самого
- от степени использования для достижения этих целей психологической информации.
Все цели консультирования можно представить в виде своеобразного континуума, на одном полюсе которого могут быть расположены перспективные, глобальные цели и цели специфические, конкретные, краткосрочные. Таким образом, в теоретических школах, ориентированных на перестройку личности (психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциональная психология), акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения (бихевиоризм), большее значение придается конкретным целям2 .
Следуя заявленной
логике выделения целей
Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента в отношении разрешения психологической проблемы. Психологическая проблема клиента - это совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться. В этом смысле цель клиента – разрешить эту психологическую проблему, а цель консультанта – найти пути психологической помощи клиенту. Под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т.е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.
В процессе консультирования психолог, как правило, решает две основные задачи:
1) помогает клиенту
сориентироваться в
2) актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.
Задача консультативная - психологическая проблема для консультанта, которая заключается в выявлении причин психологических трудностей клиента, их интерпретации и поиске способов их преодоления, т.е. в помощи клиенту решить его психологические проблемы.
Соответственно этому консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.
Для решения первой (диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью. Вторая (терапевтическая) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента. Их эффективность будет намного выше, если терапевтическая и коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватные именно для данного случая.
Информация о работе Виды, цели психологического консультирования