Психологический портрет и имидж руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является раскрытие психологии воздействия в управлении, т.е. определение личных качеств руководителя, а также определение навыков управления и стиля руководства. Выявит, узнать, раскрыть и т.д.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………4

1. Личность руководителя и навыки управления……………………………...............5

Психологическая характеристика деятельности руководителя………………..5
Система самопрезентации………………………………………………............12
2. Психология воздействия в управлении……………….………………………….13
2.1. Характер…………………………………………………………………………..21

2.2. Качества руководителя…………………………………………………………..24

3. Стили руководства………………………………………………………………….26

4. Деловое общение……………………………………………………………………30

4.1. Развитие общения………………………………………………………..……….35

5. Имидж руководителя………………………………………………………………..38 Исследование…………………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………...………42

Список использованных источников и литературы……………………….…………45

Файлы: 1 файл

психологический портрет .doc

— 153.00 Кб (Скачать)

    Авторитарный. Стиль, для которого характерно единоначалие руководителя в решении как больших, так и малых задач, стоящих перед коллективом. В организации, где доминирует авторитарный стиль управления, все ждут, что скажет "Иван Иваныч". При авторитарном стиле руководства инициатива и последнее слово, как правило, остается за руководителем, как и все наиболее значимые указания и распоряжения. Однако в авторитарном стиле имеются, как и в любом стиле, не только минусы, но и свои плюсы. Способность руководителя взять на себя персональную ответственность, особенно в критической ситуации, - это несомненное его достоинство. Но авторитарный стиль подавляет инициативу и творческие начинания, которые идут снизу. В этом главный его минус.

    Коллегиальный. Для руководителя, которому характерен этот стиль, главной установкой является: "Надо посоветоваться с коллективом". Последним словом в данном случае будет то, как и что решит коллектив. Наряду с очевидными достоинствами в рамках этого стиля имеются и недостатки. Суть их особенно проявляется в тех ситуациях, когда даже вопросы, не требующие детального обсуждения, часто выносятся на коллективное обсуждение.

    Плановый. Для руководителя этого стиля  главное - план, программа. Руководитель такого стиля очень много уделяет  внимания всевозможным планам и программам. Управление на основе четко и глубоко проработанного плана – весьма положительное качество. Однако слишком точное, излишне пунктуальное следование плану часто создает и определенный тормоз для маневра, инициативы и оперативной перестройки деятельности.

    Либеральный. Этот стиль часто не без основания еще называют и попустительским. При таком стиле руководства коллектив как бы "плывет по воле волн". Подчиненные преимущественно сами не только решают возникающие перед ними проблемы, но и имеют возможность не особенно считаться с мнением своего руководителя. При всех очевидных недостатках этого стиля положительным является то, что инициатива подчиненных не подавляется. Но либеральный стиль опасен тем, что он характеризует руководителя как беспринципного и не делового.

    Регламентирующий, или его можно также назвать  контролирующий. Для этого стиля, в противоположность либеральному, характерна постоянная регламентация  того, что необходимо делать, как  и в какие сроки. Для подчиненных  постоянное регламентирование и  контроль из блага превращаются в бедствие. Постоянная регламентация и контроль в коллективе создают нервозную обстановку.

    Документальный. Руководитель этого стиля придает  исключительно большое значение документам, письменным распоряжениям  и как следствие скатывается к "бумаготворчеству". Тратя много сил и времени на подготовку различного рода документов и справок, такой руководитель стремится перестраховать себя на случай всяких проверок, но у него уже не остается времени на живое общение с коллегами, на непосредственное руководство коллективом. Позитивным моментом в этом стиле является тот факт, что у такого руководителя документы, различного рода планы и отчеты, деловая переписка всегда находятся в должном порядке.

    Лидерский. Стиль характеризуется тем, что  руководитель увлекает, вдохновляет коллектив на решение тех проблем, в которые он глубоко верит и в возможность решения которых ему удается убедить, если не всех, то большинство членов коллектива. Лидер уверен в себе и в реальности выполнения тех планов, программ, которые он выдвигает. Он, как правило, обладает оптимизмом и проявляет его в решении тех проблем, которые стоят перед коллективом. Если лидер к тому же имеет высокий уровень творческих способностей, то он становится творческим руководителем коллектива. К недостаткам лидерского типа следует отнести то, что лидер часто пренебрегает административными средствами руководства коллективом, и это, как правило, приводит к тому, что не все резервные возможности коллектива и особенно инициативных членов коллектива остаются использованными.

    Главная черта эффективного руководства  – гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен умело использовать преимущества того или иного стиля руководства  и нейтрализовать его слабые стороны.

    В своей повседневной деятельности современному эффективному руководителю необходимо опираться на свои сильные, наиболее развитые стилевые компоненты, качества, при этом постоянно развивая слабые. Помня при этом, что идеальным стилем управления коллективом является творческий стиль, для которого характерно, что руководитель в решении каждой новой управленческой задачи гибко, неординарно применяет тот или иной прием, способ, средство, являющиеся для складывающейся ситуации наиболее оптимальным и результативным.

    В решении вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только причины удач, но тщательно анализировать причины поражений.

    Умело и грамотно применять в своей  повседневной деятельности следующие  управленческие принципы:

    Принцип инструкции. Управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений.

    Принцип близости. Вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли.

    Принцип оперативности. Руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчинённые постоянно ощущали, как их действия оцениваются руководителем

    Принцип воспитания. Руководитель должен постоянно  воспитывать подчинённых - словом и  делом.

    Принцип делегирования. Делегирование полномочий продуктивно только тогда, когда управленческая ответственность остаётся за руководителем.

    Принцип терпения. Во взаимоотношениях с подчинёнными руководитель должен проявлять бесконечное  терпение.

    Принцип ответственности. Работник должен отвечать только за то, на что он в состоянии влиять.

    Нарушение управленческих принципов приводит к нежелательным последствиям, разрушению психологического климата в коллективе.

    Культура  управленческого труда формирует  еще два немаловажных требования к субъекту власти. Это адресность (кому предпосылается решение) и сроки исполнения. Расплывчатые и безадресные решения, как и общие наставления в системе вертикальных отношений, вряд ли способствуют плодотворной деятельности.

    Культура  диалога отрицает псевдокультуру монолога в управленческих отношениях.

    Принятие  решения представляет собой многоступенчатый процесс. Обозначим основные ступени, или шаги, этого процесса:

    постановка  цели решения;

    установление  критериев решения;

    разделение  критериев;

    выработка альтернатив;

    сравнение альтернатив;

    определение риска;

    оценка  риска;

    принятие  решения.

       Личностные  черты. К основным чертам личности можно отнести:

  1. способность доминировать (умение влиять на подчиненных);
  2. уверенность в себе;
  3. эмоциональную уравновешенность;
  4. стрессоустойчивость;
  5. стремление к победе (достижению цели);
  6. креативность (способность к творческому решению задач);
  7. ответственность;
  8. предприимчивость;
  9. независимость;
  10. надежность;
  11. общительность.

       Черты личности руководителя следует отличать от понятия черты характера личности. Не все черты личности являются· чертами характера. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. Черты характера - это устойчивые особенности поведения человека, которые стали его свойствами.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Характер

       Характер  – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определенном отношении:

    1. к себе (требовательность, критичность, самооценка);
    2. к другим людям (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм, жестокость – доброта, безразличие – чуткость и т.п.)
    3. к порученному делу (лень – трудолюбие, аккуратность- неряшливость, инициативность – пассивность и т.п.)

       Характер  человека связан с его темпераментом, т.е. с врожденными свойствами высшей нервной деятельности. Но зависит он и от приобретенных в течении жизни индивидуальных качеств.

       Прежде  всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, - дар Божий. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

       Наконец, претендент на лидерство на высоком  уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и "созреть" как крупный руководитель.

       Продолжительность такого созревания западные специалисты  определяют в 5 - 7 лет, т.е. стремительный  взлет карьеры должен начаться в 27 - 28 лет.

       Жить  лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему  признанию - руководство подчиненными. 

_________________________

http://www.erudition.ru/referat/ref/id.30459_1.html 

       На  втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников.

         Среди других, не попавших на "пьедестал  почета", можно отметить проблему  распоряжения своим временем, делегирование  полномочий, финансовые "дебри", принятие  решений и улаживание конфликтов.

       Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

       Принятие  управленческих решений требует  от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

       Менеджеру должна быть присуща дисциплина и  контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

       Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность. Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

       Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. 
 
 

    1. Качества  руководителя.

          Чтобы качественно руководить людьми, руководитель должен обладать целым набором качеств. Все они без исключения – дело наживное. Однако для этого надо прилагать усилия. И от того, насколько руководитель сумеет развить эти качества, зависит его успех.

  1. Руководитель должен быть хорошим управляющим, способным организовать работу подчиненных  таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Естественно, руководитель должен предъявлять к себе те же требования, что и к другим людям.
  2. Руководитель должен быть лидером, способным увлечь людей и повести их за собой. А поэтому он должен иметь авторитет, обладать высоким уровнем профессионализма, нести положительные эмоции.
  3. Руководителю приходится быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных их способности и положительные личностные качества.
  4. Руководитель должен быть прекрасным дипломатом, способным наладит контакт как с подчиненными и другими сотрудниками, так и с властями и партнерами.
  5. Руководителю приходится быть инноватором – человеком, который способен реализовать в реальности планы, которые могут показаться необоснованными.
  6. Работа руководителя немыслима без контактов с другими людьми. В процессе работы руководитель вынужден общаться как с сотрудниками, так и с клиентами. Поэтому менеджер должен быть хорошим коммуникатором.
  7. Руководитель должен быть образцом для других людей. Деятельность руководителя протекает на виду у большого числа людей: сотрудников, клиентов и др. Поэтому у хорошего руководителя не должно быть качеств, которые могли бы послужить основанием для его осуждения.

Информация о работе Психологический портрет и имидж руководителя