Психологический портрет и имидж руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является раскрытие психологии воздействия в управлении, т.е. определение личных качеств руководителя, а также определение навыков управления и стиля руководства. Выявит, узнать, раскрыть и т.д.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………4

1. Личность руководителя и навыки управления……………………………...............5

Психологическая характеристика деятельности руководителя………………..5
Система самопрезентации………………………………………………............12
2. Психология воздействия в управлении……………….………………………….13
2.1. Характер…………………………………………………………………………..21

2.2. Качества руководителя…………………………………………………………..24

3. Стили руководства………………………………………………………………….26

4. Деловое общение……………………………………………………………………30

4.1. Развитие общения………………………………………………………..……….35

5. Имидж руководителя………………………………………………………………..38 Исследование…………………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………...………42

Список использованных источников и литературы……………………….…………45

Файлы: 1 файл

психологический портрет .doc

— 153.00 Кб (Скачать)
 

_________________________

Авдулова  Т.П. «Психология менеджмента», Москва «AKADEMA», 2003

Раздел 3. Стили руководства

 

       Стиль руководства менеджера зависит  от его темперамента и личностных особенностей. Ведь стиль руководства  основывается на характерных признаках  темперамента (пессимизм, эмоциональная  несдержанность, активность, неуравновешенность, чувствительность, тревожность)

       Существуют  разнообразные типологии личности вообще и менеджеров в частности, которые позволяют выделить основные черты личности и качества характера, определяющие поведение. Но любые типологии, призванные облегчить восприятие человека и сделать более адекватным прогноз его поступков, нивелируют богатство, многогранность каждого отдельного человека. Поэтому приходить к типологиям надо как к общим ориентирам, а не воспринимать их как истину в последней инстанции.

       Стиль руководства выражается в частом повторении тех или иных приемов, используемых для эффективного решения задач, в проявлениях наиболее типичных характерологических и индивидуально-психологических черт руководителя в его поведении по отношению к подчиненным.

       Стиль управленческой деятельности во многом определяется таким понятием, как  личностный профиль менеджера. Личность менеджера, целостная система способов и методов воздействия на людей определяют индивидуальный стиль руководства.

       Стиль руководства определяется характером взаимодействия менеджера и подчиненных; способом принятия решений, преодоления конфликтов; постановкой целей и средствами их достижения. Стили руководства менеджеров разворачиваются в широком диапазоне от авторитарного до демократического. Крайне авторитарный руководитель приказывает, наказывает, журит и увольняет. Крайне демократический лидер обеспечивает плюрализм и консенсус, учитывает мнение группы и манипулирует отдельными людьми.

_________________________

Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент», Москва «AKADEMA», 2003

         Оптимального стиля руководства  нет, он вырабатывается в зависимости  от специфики организации, команды  и личности самого менеджера.

       С личностью руководителя связаны  и особенности развития организации  в целом.

       Практика  предъявляет к менеджерам (особенно высшего звена) широкий спектр требований, которым, за редким исключением, не может  соответствовать один человек. Эта  проблема решается совместной деятельностью  нескольких руководителей, каждый из которых  дополняет другого, исполняя определенную управленческую роль. Потребность в разных типах руководителей зависит от внешних экономических условий и тех целей, которые ставит перед собой организация. Гипотетический менеджер, обладающий определенными данными, необходимыми для той или иной управленческой роли, определяется архетип. На основании практической деятельности руководителей выделяется четыре основных архетипа: лидер, администратор, предприниматель, плановик.

       Менеджер-лидер играет ведущую роль в процессе реализации решений. К наиболее важным качествам относятся умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.

       Менеджер-администратор – это руководитель, обеспечивающий жесткий контроль и долгосрочное планирование успешного функционирования предприятия. Способный оценить эффективность деятельности организации, он хорошо представляет, что именно является наиболее существенным в каждый конкретный момент времени.

       Менеджер-плановик стремится к оптимизации деятельности предприятия, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях производства и направляя все усилия на достижение поставленных целей. Руководитель этого архетипа обладает, в первую очередь, аналитическим складом ума, методичностью в работе и отличается ориентацией на будущее.

       Менеджер-предприниматель ориентирован не на оптимизацию, а на изменение динамики развития предприятия, ищет новые направления деятельности и возможности для расширения производства. Руководитель этого архетипа не проецирует прошлое в будущее, внося коррективы, а творит будущее, идя на разумный риск и нестандартные решения.

       Быстро  меняющаяся экономическая ситуация требует одновременного использования  знаний, умений и талантов всех основных архетипов руководителя, что определяет общую концепцию разделенных полномочий и ответственности.

       В целом наиболее эффективным будет  тот стиль руководства, который  стимулирует деятельность сотрудников, поддерживает их инициативу и поощряет успехи каждого.

       Работа  с людьми требует от руководителя целого ряда специфических качеств, которые составляют общее понятие компетентности в области персонала. Исследователи выделяют следующие основные качества руководителя:

       Этичность – уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость;

       Коммуникабельность – умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;

       Умение  слушать – способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации;

       Контактность – умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;

       Командная ориентация – понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;

       Добросовестность – высокие требования к результатам своей работы;

       Рассудительность  – способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения;

       Результативность  – ориентация на конечный результат;

       Настойчивость – способность принимать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией;

       Уверенность в себе – готовность и умение решать неординарные задачи;

       Педантичность организации и  деловая ориентация – готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы;

       Хорошего  менеджера часто сравнивают с  играющим тренером, который всегда должен быть на своем месте. Доступный  подчиненным, тренер-менеджер всегда «прикроет» своих подчиненных, если в этом возникает  нужда. Надо отметить, что зарубежные специалисты называют среди проблем менеджмента в России недостатки персональной ответственности, запутанность системы компенсаций и премий, а также напряженность между руководителями и рядовыми сотрудниками. Для многих российских руководителей характерна чрезмерная дистанция во власти.

       В сознании подчиненных между сотрудником  и руководителем лежит бездна, образованная различиями в социальном статусе, заработной плате, в возможности  принимать решения и оказывать  влияние, в льготах и преимуществах. Поэтому общение, возможно, только если проложить надежный мост доверия между двумя сторонами. И мост должен строить сам менеджер: сверху вниз опустить несколько перекладин гораздо проще, чем строить перемычку снизу вверх. Всем своим поведением, каждым продуманным словом руководитель должен воздвигать мост для внимательного, открытого для мнений и идей общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 4. Деловое общение 

         Одним из деловых  качеств личности является владение деловым общением, коммуникабельность.

       Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных стандартах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

       Известны  «писанные» и «неписаные» нормы  поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения по службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, то есть целесообразность и практичность.

       Деловой этикет включает в себя две группы правил:

    • нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу членами одного коллектива (горизонтальные);
    • наставление, определяющее характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

    Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и аппатий.

       В процессе делового общения важно  учитывать невербальные способы воздействия. Язык жестов и телодвижений несет больше половины информации во время общения. Невербальные сигналы позволяют оценить произведенное впечатление, понять скрытые реакции партнера. 

_________________________

Л.Д. Столяренко «Психология делового общения и  управления», Ростов-на- Дону «Феникс», 2005

     Хорошему  менеджеру следует владеть этим незаменимым источником информации.

     Регламентированность  делового взаимодействия выражается также  во внимании к речи. Обязательно  соблюдение речевого этикета – разработанных  обществом норм языкового поведения, типовых готовых формул, позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т.д. (например «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных психологических характеристик.

       Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество.

       Чтобы общение как взаимодействие происходило  без проблем, оно должно состоять из следующих этапов:

    • установка контакта (знакомство). Предполагается понимание другого человека, представление себя другому человеку;
    • ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
    • обсуждение интересующей проблемы;
    • решение проблемы;
    • завершение контакта (выход из него).

       Служебные контакты должны строится на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, что такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

       Деловое общение реализуется в различных  формах:

    • деловая беседа;
    • деловые переговоры;
    • деловые совещания;
    • публичные выступления.

4.1. Развитие общения 

       Участие в разнообразных встречах, семинарах, организация собраний  и обсуждений, ведение переговоров и деловых  встреч являются неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности руководителя (менеджера). И во всех этих мероприятиях руководителю необходимо уметь правильно разговаривать и поддерживать общение.

       Тактика общения – реализация в конкретной ситуации  коммуникативной стратегии на основе владения текинкой и знания правил общения.

       Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений – говорить и слушать.

       Искусство общения, знания психологических особенностей и применение психологических методов  крайне необходимо  специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек» - политикам, бизнесменам, медикам, менеджерам, педагогам и многим другим.

       Таким образом, умения строить отношения  с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

Информация о работе Психологический портрет и имидж руководителя