Психологический портрет и имидж руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является раскрытие психологии воздействия в управлении, т.е. определение личных качеств руководителя, а также определение навыков управления и стиля руководства. Выявит, узнать, раскрыть и т.д.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………4

1. Личность руководителя и навыки управления……………………………...............5

Психологическая характеристика деятельности руководителя………………..5
Система самопрезентации………………………………………………............12
2. Психология воздействия в управлении……………….………………………….13
2.1. Характер…………………………………………………………………………..21

2.2. Качества руководителя…………………………………………………………..24

3. Стили руководства………………………………………………………………….26

4. Деловое общение……………………………………………………………………30

4.1. Развитие общения………………………………………………………..……….35

5. Имидж руководителя………………………………………………………………..38 Исследование…………………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………...………42

Список использованных источников и литературы……………………….…………45

Файлы: 1 файл

психологический портрет .doc

— 153.00 Кб (Скачать)

       Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, коллегами, добиваться успехов на переговорах. Залог любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал – создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

     Общение с людьми – это  наука, искусство. Здесь важны природные способности и образование. Именно поэтому тот,  кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

       В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержанием общения  может выступать сам человек: его внешний вид, особенности  характера, манера

поведения и т.д.

_________________________

http://www.erudition.ru/referat/ref/id.30459_1.html

     Общение начинается с входа руководителя в коммуникативную ситуацию беседы , выступления , встречи , собрания и  т.д.

       Процесс входа включает следующие  действия:

  • оценку коммуникативной ситуации
  • ориентацию в этой ситуации
  • выбор объекта взаимодействия
  • постановку ситуативной задачи общения

Вторая  стадия:  “ПОДХОД К ОБЪЕКТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ “

Этот  процесс включает следующие действия:

  • пристройку к объекту, т.е. поиск удобной для общения дистанции , положения, позы , взаиморасположения
  • привлечения к себе внимания объекта с помощью определенных действий

Третья  стадия: “НАСТРОЙКА”

Через “зондирование души” объекта (по словам К.С. Станиславского)

осуществляется  настройка на эмоционально- психологическое  состояние объекта взаимодействия , формируется общее социально- психологическое поле общения

Четвертая стадия: “ ПЕРВЫЙ ХОД В ОБЩЕНИИ ”

Цели  этого хода в общении:

  • сообщить объекту некоторую информацию
  • побудить объект к взаимодействию
  • трансформировать объект взаимодействия в равноправного субъекта, партнера общения

При передачи информации нужно :

  • сначала во внутренней речи словесно оформить возникшую мысль, идею
  • затем высказать , т.е. перевести из внутренней речи во внешнюю
  • и только потом это высказывание должно быть услышано и понято

Пятая стадия: “ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕНИЯ “  ответный ход объекта, ставшего субъектом – партнером общения

Все эти 5 стадий должны быть соблюдены руководителем  в каждой конкретной форме общения, в которой он берет на себя функции  и организатора, и катализатора взаимодействия .

     Изложение мыслей представляет процесс общения. Необходимо, чтобы руководителя поняли и с ним согласились . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 5. Имидж руководителя

 

       Создание  привлекательного имиджа для руководителя является также неотъемлемой частью для успешного руководства и создания положительного впечатления.

       «Имидж» (англ. image - образ, ореол) - это эмоционально окрашенный образ кого-либо (чего-либо), который складывается в массовом сознании и имеет характер стереотипа. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные ею или для нее обученными в этой области профессионалами - имиджмейкерами. Имидж человека говорит о его внешнем облике, внутреннем мире и психологическом типе. Однако до сих пор многие руководители, деловые люди, политики или не придают значения своему имиджу, или отводят ему второстепенную роль.

       Для руководителя, делового человека обретение  профессионального имиджа не является самоцелью. Тем не менее, обладание  им имеет глубокий практический смысл, так как составляет его личную и профессиональную характеристику.

       Наиболее  важные слагаемые имиджа руководителя (менеджера) следующие:

    1. Профессионализм  и компетентность  менеджера. Работа менеджера требует особого таланта, так как управление - это и наука, и искусство. В наше время как никогда обществу необходимы профессионализм и компетентность управляющих. От менеджера в его работе требуется динамизм, быстрая реакция на изменившуюся ситуацию и многое другое. Например, в корпорации «Дженерал Моторс» первое из пяти предъявляемых требований к менеджеру - это требование компетентности. Каждый менеджер обязан профессионально знать, как выполнить работу наилучшим образом, но по-своему (в своей манере, своем стиле). 
 

_________________________

Кишкель Е.Н. Управленческая психология, Москва, «Высшая школа», 2002, с.157

    Эти знания менеджер может получить из книг (если он достаточно усидчив и  прилежен), усвоить их из своего опыта (если он проницателен и самокритичен), извлечь из опыта других (если он достаточно восприимчив). Менеджеру нельзя позволить себе учиться только на собственных ошибках.

    2. Нравственная надежность  менеджера. Нравственный человек старается жить по моральным заповедям, проверенным многовековым опытом. Безнравственный человек находится в плену собственных страстей и эмоций, его идеалом является вседозволенность. Нравственно надежный менеджер, столь необходимый нашему обществу, всегда способен на самосовершенствование и прежде всего духовное. Его внимание должно быть направлено на богатство человеческой культуры во всех ее проявлениях.

    3. Гуманитарная образованность  менеджера. Гуманитарная культура человека позволяет ему пропускать через себя различную информацию, подвергая ее рациональной и чувственной обработке. Ф.М.Достоевский считал, что успешному освоению любой профессии способствует гуманитарная развитость человека, которая облегчает этот процесс. Мировоззрение менеджера должно составлять, как минимум следующие гуманитарные ценности: социальная защищенность людей, их  здоровье, духовное богатство людей, экологическая безопасность.

       Гуманизация образования во всем мире не приемлет подготовку управленцев, забывающих о  бесценности жизни каждого из подчиненных, об уникальности каждого  человека, живой природы. Американские ученые-психологи на основе проведенных исследований выявили пять причин «падения» менеджеров с «высокой лестницы», краха карьеры:

  • их толкает вверх стремление получать более высокое жалование.

         а не забота о процветании  организации;

  • их слишком волнуют символы их положения (кабинет, машина, дом и пр.);
  • они озабочены, прежде всего, собственными интересами (плохой руководитель заботится о себе, хороший - о своих людях);
  • они самоизолируются, уменьшая круг своего общения;
  • они скрывают свои мысли и чувства от подчиненных.
 
  1. Образование менеджера в области  психотехнологии.

     Психотехнология - наука о практическом использовании психологических, техник управления людьми. Объектом психотехнологии является психика человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой. В процессе управленческого общения реализуется психическая деятельность менеджера, которая представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т. д. У личности, на которую оказывает воздействие менеджер. Изучая психотехнологию, менеджер осваивает систему практических действий, оказывающих целенаправленное влияние на подчиненных.

      Воздействие имиджа на людей происходит по схеме  поэтапного управления их поведением: привлечение внимания - пробуждение интереса - создание потребности - спровоцированное действие. Такая схема очень хорошо прослеживается в высокопрофессиональной телевизионной рекламе (например, в рекламе напитков).

      На  этапе привлечения внимания используют то обстоятельство, что реакция человека сильна на новизну, контрастность, интенсивность чего-либо. Существуют и другие приемы привлечения внимания: искусство улыбаться, постановка голоса, техника жестов, мимика, позы и другие приемы актерского мастерства. Помогают им в этом имиджмейкеры.

      Роль  руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к тому, чтобы оказать предельно возможную  помощь имиджмейкеру, воспринимать его  рекомендации как программу своих  действий. При этом руководитель должен превращать себя в послушный объект воздействия для опытного специалиста по имиджу, освободиться от скованности, не быть психически зажатым. С этой целью рекомендуется заняться тренингами на релаксацию (расслабление), приобрести коммуникативные навыки, освоить специальные технологии («визуальный имидж», «личный ортобиоз»).

      Каждый  человек должен выбирать и осваивать  те модели поведения, которые приносят успех. Этот успех основан на реакции  окружающих его людей, которую должен четко улавливать каждый человек и тем более менеджер. В этом и состоит один из секретов имиджирования. Чем объективнее представление человека о собственном поведении, основанное на реакции окружающих его людей, тем действеннее стратегия и тактика этого поведения. При выборе модели поведения нужно также учитывать внешние обстоятельства. Руководитель должен соответствовать всем требованиям делового мира – это опрятный внешний вид (строгий деловой костюм, безупречная прическа и макияж и т. д.).

      На  модель поведения оказывает влияние и духовное богатство человека. Духовно обедненный человек зависит от внешних условий (например, отсутствие денег, потеря власти, положения, привилегий у такого человека резко снижает его интерес к жизни). Человек, богатый душой (духовно активный), успешнее противостоит жизненным невзгодам, неудачам, потерям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Существует  определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

       В данной работе я также остановилась на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.

       Ряд из них зависит от него самого и  связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

       Отрицательно  влияет на результативность работы менеджера  отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение  к сотрудникам.

       Однако  в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не "завалить" дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

Информация о работе Психологический портрет и имидж руководителя