Психологический климат коллектива и эффективность труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:25, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы заключается в том, чтобы определить в своих исследованиях степень благополучия психологического климата коллектива как фактора личностной удовлетворенности трудом. Показать, что объединяет людей вместе работать, ведь в одних случаях ведущим показателем выступают взаимоотношения, в других – удовлетворенность условиями труда, в третьих – ценностные ориентации, в четвертых – организация деятельности.
Задачи исследования
Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме;
Провести исследование взаимосвязи психологического климата коллектива и личностной удовлетворенности трудом;
Обработать полученные результаты методами математической статистики;

Файлы: 1 файл

3Диплом.doc

— 744.50 Кб (Скачать)

                     

        В исследовании  принимали участия  сотрудники ООО «Фагерхулт Спб», в количестве 50 человек, в возрасте от 22 до 55 лет, 30 мужчин и 20 женщин.

Профессиональная деятельность Компании – архитектурное проектирование и дизайн световой среды. В исследовании принимали участие люди разных профессий (дизайнеры, инженеры, бухгалтеры, сотрудники IT отдела), как рядовые сотрудники, так и руководители среднего звена. Исследования проводились в офисе Компании, в отдельном помещении (зал для конференций), в рабочее время. Проводились исследования по 2-3 часа, в течение 6 недель.

 

    1. Характеристика методов исследования

В исследование были использованы следующие  методики:

   1. Методика оценки групповой  сплоченности (атмосфера в группе) автор Ф.Фидлер, адаптация Ханина. Предлагаются противоположные по  смыслу 10  пар слов, с помощью которых можно описать психологическую атмосферу в группе. Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основе индивидуальных профилей создается средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в коллективе (см. Приложение №1).

Также на основе данной методики выявляются такие компоненты как эмоциональный комфорт и эффективность совместной деятельности. Итоговый показатель по этим компонентам находится в диапазоне от 5-9 (выраженный комфорт и высокая совместная деятельность) до 36-40 (крайне выраженный дискомфорт и крайняя степень неэффективности взаимодействия) (см. Приложение №1.1, 1.2).

     2. Методика «Типические  способы реагирования на конфликтные  ситуации», автор К. Томас. Методика  состоит из 12 суждений. В различных  сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов набранных индивидом по каждой шкале сравниваются между собой для выявления, у испытуемого, предпочитаемой формы социального поведения в конфликтных ситуациях (см. Приложение №2; 2.1.).

     3. Методика личностной  и групповой удовлетворенности  работой, автор Н.П. Фетискин. Методика  применяется для оценки удовлетворенности  работой целого коллектива. Методика состоит из опросника, который содержит 14 утверждений, каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Итоговый показатель колеблется от 14 до 70 баллов. Если результат равен 40 баллам и более, то есть основание говорить о неудовлетворенности профессиональной деятельности и, напротив, если меньше 40 баллов, можно судить об удовлетворенности работой (см. Приложение №3; 3.1).

     4. Методика интегральной  удовлетворенности трудом, автор  Н.П.Фетискин. Интегративным показателем  является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.. Данная методика позволяет оценить различные интегративные показатели трудовой деятельности. Состоит  из вопроса с расшифровкой факторов, определяющих удовлетворенность трудом (см. Приложение №4).

 

 

 

    1. Ход исследования.

1.   На первом этапе исследования  была проведена психодиагностика социально-психологического климата в коллективе, с помощью методик: оценка групповой сплоченности (атмосфера в группе) по шкале Ф.Фидлера;  типические способы реагирования на конфликтные ситуации К. Томаса.

2.   На втором этапе  было  произведено исследование оценки личностной и групповой удовлетворенности трудом и ее составляющие, с помощью опросника: личностной и групповой удовлетворенности работой, автор Н.П. Фетискин и методики на изучение удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности, автор Н.П. Фетискин.

3.    На третьем   этапе  обработка полученных данных  и их интерпретация  

4.    На четвертом этапе  был произведен корреляционный  анализ  по Пирсону

5.   На пятом этапе   на основе полученных данных  и  интерпретации были сделаны выводы.

 

2.3. Обработка  и интерпретация результатов  исследования 

 

1. Исследование оценки  групповой сплоченности (атмосферы  в группе).

 А. Исследование степени благоприятности психологической атмосферы в группе.

Интерпретация.

По данным результатам исследования получились следующие данные: степень благоприятности присутствует у 50% респондентов, степень  максимальной благоприятности у 30%, относительно благоприятная степень наблюдается у 10%, и  у 8% исследуемых отмечается нейтральная степень благоприятности.

       Таким образом,  степень благоприятности психологической  атмосферы в данном коллективе  является благоприятной, так как  средний показатель по полученным  данным составляет 20,26 баллов (см. Таблица  №1).

 

Таблица №1. Степень благоприятности атмосферы в группе.

Степень благоприятности

Количество человек (%)

Средний показатель

Максимально благоприятная

30

20,26

Благоприятная

50

Относительно благоприятная

10

Нейтральная

8

Отдельные признаки неблагополучия

 

Выраженные признаки неблагополучия

2

В целом неблагополучная

 

Крайне неблагополучная

 

 

 

 

Следовательно, в этом коллективе в большей степени  присутствуют положительные качества такие как удовлетворенность, продуктивность, сотрудничество, взаимная поддержка, дружелюбие, теплота, успешность, согласие, заинтересованность и увлеченность.  Это означает, что члены данного коллектива удовлетворены психологической атмосферой в коллективе.

 

 

 

Б. Исследование эмоционального комфорта.

 Таблица №2. Категории эмоционального комфорта.

Эмоциональный комфорт

Количество человек (%)

             Выраженный комфорт

46

Относительный комфорт

40

Нейтральное безразличие

12

Ощутимый дискомфорт

2

Крайне выраженный дискомфорт

 

 

 

Интерпретация.

       По  полученный результатам (Таблица  №2) можно сделать выводы, что  в коллективе преобладает выраженный  комфорт (46%), относительный комфорт  (40%), также наблюдается нейтральное  безразличие (12%) и только  (2%) ощущает  дискомфорт.

       Это говорит о том, что в данном коллективе преобладают такие показатели как жизнерадостное настроение, доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии и поддержка.

 

 

 

 

 

В. Исследование эффективности  совместной деятельности.

Таблица №3. Категории  эффективности совместной деятельности.

Эффективность совместной деятельности

Количество человек (%)

Высокая эффективность

46

Относительная эффективность

40

Слабо выраженное снижение эффективности

12

Заметная неэффективность

2

Крайняя степень неэффективного взаимодействия

 

 

Интерпретация.

По исследованию эффективности  совместной деятельности получились следующие  данные: высокая эффективность присутствует у (46%), относительная эффективность  у (40%), слабо выраженное снижение эффективности наблюдается у (12%) и заметная неэффективность у (2%).

По данным результатам  видно, что коллектив активен, полон  энергии, расположен к высокой эффективности  совместной деятельности, и это не может не отразиться  на продуктивности работы коллектива в целом.

     Таким образом,  по проведенной методике можно  сделать выводы о том, что  в данном  коллективе  присутствует  положительный фон, преобладает  доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии и поддержка.  Показатель совместной   деятельности в коллективе высокий, это означает, что коллектив активен, полон энергии. Наблюдается  и преобладание выраженного комфорта, что не может не сказаться, на положительном самочувствие членов коллектива. Благоприятные межличностные отношения, отсутствие изолированных, отвергнутых членов группы говорят о сплоченности коллектива. Все эти компоненты показывают то, что члены данного коллектива удовлетворены сложившейся, в данный момент времени, психологической атмосферой в коллективе.

 

2.  Исследование  способов реагирования на конфликтные ситуации.

 Интерпретация.

     По данным результата тестирования в данном коллективе преобладает избегание конфликтов (9,5) и сотрудничество (7), а также в значительной степени присутствует поиск компромисса (6,46) и соперничество (4,28). В незначительной доле в коллективе присутствует приспособление (2,76) (см. Таблица №4).

 Таблица №4. Типические  способы реагирования на конфликтные  ситуации.

Способы урегулирования конфликтов

Средний балл

    Соперничество

4,28

Сотрудничество

7

Компромисс

6,46

Избегание

9,5

Приспособление

2,76


 

       Таким  образом, по данным исследования  можно сделать вывод о том,  что в этом коллективе преобладает  тенденция к избеганию конфликтных  ситуаций, и члены коллектива  стремятся к сотрудничеству и  компромиссу.  И это может благотворно сказаться на развитие психологического климата, данного коллектива, в положительную сторону. Если в коллективе благоприятный психологический климат, то и конфликт, с большей вероятностью разрешится в положительную сторону.  А также преобладание таких показателей как сотрудничества и компромисса может привести к усилению сплоченности данного коллектива.

 

3. Исследование  степени личностной и групповой  удовлетворенности работой.

Таблица №5 Степень личностной удовлетворенности работой

Степень личностной удовлетворенности  работой

Количество человек (%)

Вполне удовлетворен

20

Удовлетворен

70

Средне удовлетворен

10

Не удовлетворен

 

Крайне не удовлетворен

 

 

 Интерпретация.

       По проведенной методике  получились следующие данные: вполне удовлетворены своей работой (20%) человек, удовлетворены (70%) человек и средне удовлетворены своей работой (10%) человек.     

        Полученные результаты свидетельствуют о том, члены данного коллектива удовлетворены своей работой.

Таблица №6. Степень групповой  удовлетворенности трудом

Степень групповой удовлетворенности  работой

Шкала оценки

Средний показатель по группе

Вполне удовлетворены

15-20

 

Удовлетворены

21-23

22,6

Средне удовлетворены

33-34

 

Не удовлетворены

45-60

 

Крайне не удовлетворены

более 60

 

 

Интерпретация.

По полученному среднему показателю 22,6 баллов, можно сделать выводы о том, что в данном коллективе присутствует групповая удовлетворенность  работой.

     Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что неудовлетворенных своей работы в данном коллективе нет.

 

4. Изучение  интегральной удовлетворенности  трудом.

Следующая методика - интегральная удовлетворенность трудом Н.П. Фетискина. Интегративным показателем, отражающим благополучие или неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда. Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Информация о работе Психологический климат коллектива и эффективность труда