Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:25, дипломная работа
Актуальность проблемы заключается в том, чтобы определить в своих исследованиях степень благополучия психологического климата коллектива как фактора личностной удовлетворенности трудом. Показать, что объединяет людей вместе работать, ведь в одних случаях ведущим показателем выступают взаимоотношения, в других – удовлетворенность условиями труда, в третьих – ценностные ориентации, в четвертых – организация деятельности.
Задачи исследования
Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме;
Провести исследование взаимосвязи психологического климата коллектива и личностной удовлетворенности трудом;
Обработать полученные результаты методами математической статистики;
Три
слоя групповых структур могут
одновременно быть рассмотрены
как три уровня групповой
Существенным моментом при
Возникнув благодаря, внешним
обстоятельствам, малая группа
«переживает» длительный
Обилие разных подходов к исследованию сплоченности позволяет сделать вывод, что феномен сам по себе крайне важен, но еще не вполне исследован. Но можно сделать вывод, что сплоченность – это многомерное и многофакторное явление.
Исходя из выше изложенного,
можно сделать вывод о том,
что сплочение малой группы
– это процесс формирования
такого типа связей и
Деятельность человека
С целью некоторой ориентировки в большом разнообразии мотивов труда можно предложить простое деление их на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы
порождаются самой трудовой
Внутренней мотивации присуще особое качество. Она возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления.
Внешняя мотивация содержит те
мотивы, которые находятся за
пределами труда как такового
и самого работника: заработок,
Внутренняя мотивация
наиболее эффективна с точки
зрения удовлетворенности
К ним относятся:
1. Тип работы. Бывают работы, которые могут выполняться эффективно при наличии любой мотивации, точно так же как и работы, которые могут выполняться лишь при наличии определенной мотивации. Представить вовремя тот или иной отчет или осуществить определенную операцию в
срок, в соответствии с конкретными требованиями можно на основе любого мотивационного комплекса. Но написать оригинальную книгу или изобрести, что-нибудь на основе отрицательной мотивации трудно. В жизни еще встречаются, к сожалению, такие случае, но они не отменяют установленного в результате исследований психологического закона: чем работа сложнее, чем больше она предполагает высокую степень творчества, тем более эффективны внутренние мотивы. Эффективность внешней (и в особенности отрицательной) мотивации здесь явно меньше. Внешние мотивы, положительные или отрицательные, могут быть в определенной мере эффективными в простых, рутинных, малоквалифицированных, исполнительских работах. Это не значит, однако, что в таких случаях внутренние мотивы полностью исключаются [51].
2. Тип личности. Личность с развитым сознанием общественного долга, моральными принципами и обладающая высокой степенью профессионализма, как правило, отрицательно реагирует на попытки присоединить к внутренней мотивации внешние, и в особенности отрицательные, мотивы. Для таких работников угроза наказания в случае возможного невыполнения задания, то есть использование в стимулировании труда отрицательных мотивов, может нанести ущерб внутренней мотивации. Но имеется и общая характеристика различных типов мотивации с точки зрения их эффективности, не зависящая от конкретных обстоятельств, типа работы и личности. Так, внешние положительные мотивы могут быть эффективными в течение лишь непродолжительного периода, со временем их эффективность угасает. Действие отрицательных внешних мотивов еще менее продолжительно. В случае опоры на внешние мотивы исчезновение внешних стимулов, их порождающих, автоматически приводит к ослаблению мотивов. Налицо также явления временного «износа» самих внешних стимулов. Наказание только на первых порах может давать ощутимые результаты. Многократное применение снижает его эффективность [8].
Можно
заключить, что высокая и
Внутренняя мотивация является источником развития человека: она обогащает личность благодаря ориентации на общественную полезность, развивает у нее чувство общественной сопричастности; она стимулирует совершенствование профессионального мастерства и обогащает индивидуальные занятии, способности, воспитывает чувство ответственности – формирует такую личность, которая стремится проявить себя во всех сферах жизни, и в первую очередь в труде. Внешняя мотивация открывает перед человеком гораздо более узкие горизонты. Она ориентирует его на сугубо личные интересы, атрофирует интерес к другим, коллективу, приводя часто к отчуждению. Внешняя мотивация не стимулирует в той же мере профессиональное развитие, превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости, в которой человек не может выразить себя. В особенности разрушительна для личности роль отрицательных мотивов. Они порождают конформизм, ограниченность, приспособленчество, безответственность, пассивность, безучастность. Мотивационный комплекс влияет и на морально-психологический климат в коллективе. Отношения коллективизма, товарищества и взаимопомощи могут формироваться лишь на основе внутренней мотивации труда. Внешняя мотивация, напротив, порождает тенденцию к индивидуализму, соперничеству, недоверию, вплоть до напряженных ситуаций и конфликтов. Это особенно относится к отрицательным мотивам [13]. Различные мотивационные системы обладают важным свойством самоукрепления. Внутренняя мотивация, способствуя росту удовлетворенности трудом, стимулирует развитие индивидуальных способностей, сознания социального смысла труда, высокого чувства ответственности. Она создает основу для формирования отношения к труду как к средству самореализации личности. Внешняя же мотивация делает труд неинтересным и отсюда возможным лишь под воздействием внешних мотивов, Вырваться из этого порочного круга можно лишь при коренном изменении характера труда, его гуманизации, способствующей выработке у человека иного отношения к труду [21].
В заключение этого анализа можно сказать, что мотивация труда составляет весьма важный компонент более общей проблемы - возможности формирования и развития человека в сфере трудовой деятельности. Для достижения в условиях социалистического общества максимальной экономической эффективности и высокого духовного развития человека необходимо культивирование такого мотивационного комплекса, в котором центральное место заняли бы внутренние мотивы, вместе с тем сохранялась бы также ориентация на внешние положительные мотивы как источник дополнительного стимулирования при возможно минимальном использовании внешних отрицательных мотивов, к которым можно прибегать лишь в исключительных случаях.
Таким образом, можно сделать выводы:
1. Феномен удовлетворенности трудом в научной литературе рассматривается как оценочное эмоциональное состояние, являющееся одним из субъективных показателей успешности протекания трудовой адаптации.
2. Выделяются множество факторов, влияющих на удовлетворённость трудом, к ним относятся: общие условия, физические условия труда, отношения между людьми в процессе труда, организационные рамки труда;
3. Различные исследователи выделяют
различные факторы по степени
важности, однако все они сходятся на том,
что психологический
климат в коллективе является одним из
самых важных факторов,
способствующих удовлетворённостью трудом
у сотрудников
организации;
4. Психологический климат определяется как целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, т.е. отношение людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям.
5. Психологический климат характеризуется
такими показателями как
совместимость, срабатываемость,
удовлетворённостью взаимоотношениями
членов коллектива между собой и руководством.
Тем не менее, большое внимание уделяется такой характеристике как сплочённость, которая позволяет группе чувствовать себя группой, где её члены имеют общие ценности, цели, нормы и установки.
Таким образом, теоретический обзор литературы по проблеме взаимосвязи социально-психологического климата в коллективе и личностной удовлетворенности трудом дает основание предположить, что она является одной из важнейших в современной психологии.
Глава 2. Эмпирическое исследование на выявление
взаимосвязи
Информация о работе Психологический климат коллектива и эффективность труда