Психологический климат коллектива и эффективность труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:25, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы заключается в том, чтобы определить в своих исследованиях степень благополучия психологического климата коллектива как фактора личностной удовлетворенности трудом. Показать, что объединяет людей вместе работать, ведь в одних случаях ведущим показателем выступают взаимоотношения, в других – удовлетворенность условиями труда, в третьих – ценностные ориентации, в четвертых – организация деятельности.
Задачи исследования
Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме;
Провести исследование взаимосвязи психологического климата коллектива и личностной удовлетворенности трудом;
Обработать полученные результаты методами математической статистики;

Файлы: 1 файл

3Диплом.doc

— 744.50 Кб (Скачать)

Одним из важных мотивов личности, которые могут  повлиять на уровень ее конформности, является потребность в индивидуализации, представляющая собой стремление сохранять  собственную уникальность или индивидуальность. Потребность в индивидуализации может иногда объясняться нонконформностью, в других случаях человек может сопротивляться социальному влиянию просто потому, чтобы чувствовать, что он сам лично контролирует свои действия. Д. Брем [42] предложил теорию психологической реактивности, в соответствии с которой люди считают, что они обладают определенной поведенческой свободой и будут сопротивляться попытками ограничить это чувство свободы. Хотя индивиды могут не поддаваться социальному давлению благодаря их стремлению к личному контролю  или индивидуализации, это не означает, что они непременно ведут себя независимо. На основе исследований были выделены два типа конформности – уступчивость и интернализация [42]. Под уступчивостью понимается податливость  индивида, который демонстрирует внешнее согласие с мнением группы, большинства при внутреннем несогласии. Более глубоким уровнем конформности является интернализация. В этом случае индивид принимает на веру мнение группы, действительно соглашается с ним и полностью его разделяет в последующих ситуациях. При этом индивид в такой степени попадает под влияние какой-либо группы, что ее социальные нормы становятся личными нормами индивида. Мнение группы (внешнее) становится собственным мнением индивида. Иногда это явление называют «внутренней» конформностью.

Таким образом, можно сделать выводы, что действенность  групповых норм обусловлена таким  психологическим свойством личности, как конформность. Под конформностью  понимается подчинение личности групповому давлению. Выделяют два типа  влияния на индивида, побуждающих его к конформному поведению:  информационное и нормативное.  Среди факторов социальной ситуации, влияющих на конформность, отмечают величину группы, степень определенности задачи, групповую сплоченность. Среди личностных факторов, влияющих на конформность, отмечают [42] ценности личности и особенности ее «Я- концепции». Обнаружена также связи между групповой сплоченностью и конформностью. Группы, члены которых удовлетворены совместной работой  и выполняют свои функции как единая команда, в большей степени уязвимы в отношении проявления конформности, чем менее сплоченные группы [42].

 

1.3. Психологическая совместимость и срабатываемость в коллективе.

Уровень благополучия взаимоотношений, или психологический климат в группе, во многом зависит от психологической совместимости ее членов. Психологическая совместимость – это такое сочетание личностных качеств членов группы, которые способствуют успеху групповой деятельности и приносят личное удовлетворение каждому из них.

Психологическая совместимость определяется как  такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Исследователи, изучающие проблемы психологической совместимости как у нас, так и за рубежом, основное внимание уделяли таким группам, которым приходится выполнять свои задания в условиях относительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, участники различных экспедиций). Однако роль групп с психологически совместимыми людьми важна во всех без исключения сферах совместной деятельности. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда [42]. В соответствии с данными исследований  Н.Н. Обозова, можно отметить следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости: результаты деятельности; эмоционально-энергетические затраты ее участников; их   удовлетворенность этой деятельностью [35].

Если группа добивается высоких результатов  в совместной деятельности при колоссальных затратах психической и иной энергии, за счет нервных срывов, это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости ее членов, а следовательно, и в благоприятном психологическом климате [23].

К.К. Платонов выделял четыре вида совместимости: физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую.

Физиологический уровень включает половозрастные особенности индивидов, их темпоритмическую организацию, свойства нервной системы.

Психофизиологический  уровень основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.

Психологический уровень предполагает взаимодействии характеров, мотивов поведения.

Социально-психологический уровень – это более интегрированный уровень взаимодействия, он предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций.

В понятие  «психофизиологическая совместимость» включается также взаимная «созвучность», положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов, потребностей и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений. То же самое характерно и для сплоченной группы.

Созвучность это – взаимопонимание между  членами группы, когда каждый из них достаточно хорошо знает личностные качества своих партеров, что обеспечивает надежность  межличностных отношений. Под положительным характером эмоциональных установок подразумевается взаимная симпатия, потребность в общении, взаимодействии друг с другом, что обеспечивает хорошее самочувствие. Взаимовнушаемость есть частный случай (эффект) подражания, когда происходит сближение мнений, оценочных суждений, возникает взаимное уподобление членов группы в характере поведения и в поступках.

 Взаимоприемлемость  деловых и личных качеств друг  друга  для членов группы  является основой групповой совместимости  и ее дальнейшее сплочения.  Высокая степень согласия по  основным идейным нормам, совпадение  взглядов и убеждений необходимы  для достижения психологической совместимости. Причиной взаимных антипатий могут стать отдельные черты характера членов группы. Высокомерие, зазнайство, сварливость, склочность в группах любого типа действуют разобщающе [35].

 Феномен  совместимости может  обнаруживаться не только между такими обобщенными системами, как «человек-человек», но и такими структурными элементами систем, как психические функции, свойства и состояния личностей. Психические функции, свойства и состояния личностей вступают в процесс совместимости-несовместимости не непосредственно, а через взаимодействие партнеров (двигательное, речевое). Удовлетворенность субъектов взаимодействием (как процессом, так и результатом) служит одним из основных критериев оценки их совместимости – несовместимости. Несовместимость психических процессов, функций, свойств и состояний партеров может отражаться не столько на их самочувствие, сколько на результатах, достигаемых  ими при решении тех или иных задач.

       Совместимость людей не бывает  абсолютной, она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни могут влиять на низкие и тем самым улучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентации может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций.

        Итак, исследования показывают, что  психологическая совместимость  в группах формируется за счет  действия разнообразных факторов. Комплектование групп с учетом  требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и удовлетворенности своей деятельности.

        Следующие понятие - это срабатываемость. Срабатываемость есть согласованности в работе между ее участниками. В этом определении существенны два признака: согласованность и работа [35].

         Согласие определяется как единомыслие,  общность точек зрения, единодушие  и дружеские отношения. Согласованность  здесь связна не с любым  видом взаимодействия людей,  а с конкретной деятельностью.  При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. При совместной деятельности, в случае ее достаточно высокой успешности, у партнеров возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но и партнером, также успешно выполняющим совместные задачи, общие для партнеров-членов группы.

 Совместимость  является условием возникновения  межличностных симпатий, а несработанность  может и не вызывать взаимных  антипатий. Субъективная удовлетворенность – главный компонент совместимости. Антипатии возникают при несовместимости. Совместимость не связана с продуктивностью, успешностью, в отличие от срабатываемости, в которой продуктивность является самым главным компонентом.

При оптимальной совместимости и срабатываемости по всем компонентам должно обнаруживаться сходство между партнерами. Совместимость является не только внешним заданным условием существования группы, но и внутренним основанием ее существования. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в коллективе.

       Центральной  проблемой психологии труда как  науки выступает необходимость  изучения объекта труда в процессе  производственной деятельности. Проблема  профессиональной деятельности  в научной литературе тесно связана с проблемой психологии личности: с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, процесс формирования личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. Обращение отечественных исследователей к проблеме деятельности в процессе труда относится к началу 20-х годов ХХ века. Это было связано с произошедшими изменениями в сфере общественно-экономических отношений и возникшей потребностью активизации человеческого фактора через повышение продуктивности труда работника.

С начала 40-х годов  в психологии труда интерес исследователей постепенно смещается с изучения психофизиологических качеств и психических составляющих процесса труда на исследование деятельности личности в рамках профессионального труда. 

В 60-е 20-го века годы было положено начало первым экспериментальным исследованиям по изучению деятельности личности и коллектива, проведенным В.М. Бехтеревым совместно с В.П. Мясищевым[16].      

 В связи с этим, можно выделить  два основных направления исследований:

       Первое  – изучение отдельных индивидуально-психологических  особенностей личности, а также  целого комплекса профессионально важных качеств, их взаимосвязи и взаимовлияние в процессе конкретной профессиональной деятельности. Данный подход наиболее распространен в отечественной психологии [В.С. Агеев, Н.А. Аминов, М.А. Дмитриева]. Исследователи обычно опираются на концепцию профессиональных важных качеств личности, которые выступают индивидуальными качествами субъекта деятельности, влияющими на продуктивность деятельности и успешность ее осуществления [16].

         Второе направление – изучение  целостной личности в профессиональной деятельности (типологический подход) – получило наибольшее распространение в зарубежной психологии, хотя имеется и ряд отечественных исследований. По мнению ряда зарубежных психологов (Р. Кетелл, К. Роджерс, Р. Мэй и др.) недостаточно изучение отдельных свойств деятельности личности, требуется многосторонний, характерологический подход к описанию деятельности, позволяющий дать целостную оценку субъекта трудового процесса.

        В отечественной психологии связь  личности с производимой ею  деятельностью нашла свое выражение в структурированном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г Ананьев, К.А. Абульханова-Славская и др.).  

С.Л. Рубинштейн развивал идею интегративного подхода к вопросу о природе деятельности: « Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции аналитически выделенные процессы»[1,стр.297].

       Богатство  внутренней структуры человека  во многом зависит от его  деятельности, а профессия составляет  основную, наиболее существенную, целенаправленную  ее часть. 

        Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, необходимо обратиться к понятию самоактуализации, предложенному зарубежными психологами. Этот феномен может заменяться различными терминами: самореализация, самоосуществление, самоактивизация, самоопределение и т. п., но все эти понятия заключают в себе основную идею А. Маслоу о заложенном в человеческой природе стремление реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей.

Информация о работе Психологический климат коллектива и эффективность труда