Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:25, дипломная работа
Актуальность проблемы заключается в том, чтобы определить в своих исследованиях степень благополучия психологического климата коллектива как фактора личностной удовлетворенности трудом. Показать, что объединяет людей вместе работать, ведь в одних случаях ведущим показателем выступают взаимоотношения, в других – удовлетворенность условиями труда, в третьих – ценностные ориентации, в четвертых – организация деятельности.
Задачи исследования
Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме;
Провести исследование взаимосвязи психологического климата коллектива и личностной удовлетворенности трудом;
Обработать полученные результаты методами математической статистики;
В начале 70-х годов значительное место в рамках данной проблематики занимали исследования групповой дифференциации с помощью социометрических методик, проблемы групповой совместимости и сплоченности, некоторые вопросы социальной перцепции (главным образом восприятие человека человеком), а также поведения личности в условиях группового давления (проблема конформности).
Вместе с тем в
формировании понятия «социально-
Специфическая формулировка действия принципа детерминизма в психологии была дана С.Л. Рубинштейном. Он указывал, что внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломлялась через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. «Внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий»[1].
Анализ рассмотренных точек зрения на сущность социально-психологического климата показывает, что большинство авторов включает в это понятие весьма широкий спектр социально-психологических характеристик. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой [49] справедливо отмечается, что с учетом имеющихся подходов к СПК, ряд исследователей, обращая внимание на сущностные характеристики СПК, рассматривают его либо как состояние коллективного сознания или уровня группового развития, либо как состояние коллектива и его отдельных членов, либо как взаимодействие между работниками, либо как совокупность отношений людей к социальной действительности. Причем примерно одни и те же социально-психологические явления в одном случае включаются в понятие климата как состояние коллективного сознания, а в другом – как состояние его членов, что составляет основную сложность для группировки имеющихся определений[39]. Кроме того, в работах этих ученых СПК изучался, как принято в общей психологии «здесь и теперь», то есть в данных коллективах на текущий момент времени без учета возможных изменений его состояния в будущем.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что несмотря на всю красочную и сочную палитру подходов к сущности СПК с учетом динамических изменений, происходящих в нашем обществе в различных коллективах, логично будет при рассмотрении сущности социально- психологического климата выделять два аспекта: статический и динамический [37].
Под статической сущностью
СПК подразумевается такое
При изучение статической характеристики используют следующие традиционные подходы к рассмотрению сущности СПК:
1. Определение сущности СПК как настроя.
2.
Выделение в качестве
нескольких структурных
3. Определение сущности СПК в наиболее общем виде как
разновидности группового (коллективного) сознания или же
состояния в данный группе (коллективе).
4. Определение сущности СПК, исходя из динамики климата [40].
Самого серьезного внимания заслуживает сущностное определение СПК, в основе которого лежит определение социально-психологического климата Б.Д. Парыгина: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [37].
Это определение СПК получило дальнейшее развитие в работах известных социальных психологов: Г.М. Андреевой, К.К Платонова, Свеницкого. В его основе лежит понятие психологического настроя.
Г.М. Андреева пишет: «Психологический климат чаще всего определяется как целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений [1].
Аналогично, но более подробно, раскрывает сущность климата А.Н. Лутошкин: «Психологический климат коллектива – это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива» [26]. По мнению многих исследователей психологического климата важнейшими благоприятными признаками психологического климата являются:
Таким образом, характер
Оптимальное управление
деятельностью и психологически
Психологический
климат в группе следует
Феномен группового
давления получил в социальной
психологии наименование
Впервые
модель конформности была проде
Другой причиной
критики рассматриваемых
Однако еще более глубокие
соображения, которые требуют
дальнейшего обсуждения
Дальнейшие
исследования феномена
Позже М. Дойч и Г. Джерард разработали информационную теорию конформности [9], в соответствии с которой были выделены два вида группового влияния: нормативное и информационное.
Нормативное влияние Дойч и Джерард назвали влияние, направленное на то, чтобы индивидуум проявил конформность по отношению к позитивным ожиданиям других (другого человека, какой-либо группы или по отношению к собственным позитивным ожиданиям). Позитивное ожидание – это такие ожидания, выполнение которых приводит к возникновению позитивных чувств и к солидарности с другими. В этом процессе мотив конформности – желание понравится другим. Человек проявляет конформность для того, чтобы завоевать социальное одобрение и принятие и избежать отвержения. Дойч и Джерард рассматривают нормативное влияние как «тип социального влияния, наиболее присущий группам» [9].
Нормативное влияние осуществляется тогда, когда человек изменяет свое поведение в соответствии с групповыми нормами или стандартами. Побуждение к конформности может вытекать из желания нравиться данной группе.
Тенденция к
конформности основана на информационном
влиянии, которое зависит от двух
аспектов ситуации: насколько хорошо
информированной мы считаем данную
группу и насколько мы уверены
в своем собственном
Информационное влияние – это влияние, направленное на принятие информации, исходящей от другого человека, как (заслуживающих доверия) сведений об объективной реальности. Взаимодействие людей друг с другом во многом напоминает их взаимодействие с «измерительными приборами или вычислительными машинами» [9], дающими им надежные сведения об окружающим мире. Все что увеличивает уверенность в правильности группы приводит к повышению конформности. И наоборот, все что приводит к сомнению в групповом знании или надежности группы, уменьшает конформность [41]. Противовесом уверенности индивида в группе выступает уверенность индивида в своих мнениях. Исследования показывают, что чем более неопределенной или трудной является задача, тем с большей вероятностью люди окажутся конформны по отношению к групповым суждениям, поскольку будут менее уверены в собственном суждении. Итак, можно сделать вывод, что когда конформность основана на информационном влиянии – на убеждении в том, что члены группы правы, то человек меняет свое мнение точно так же, как и поведение.
Рассмотренные
два типа социального влияния
отражают два различных типа социальной
зависимости. Информационное влияние
отражает информационную зависимость.
Это зависимость от других в информации
о мире, которая уменьшает неопределенн
По мнению социальных психологов, рассматривая явление комфорности, нельзя обойти вниманием роль личностных факторов. Как отмечают исследователи, специфические личностные черты, связанные с конформностью, трудно идентифицировать. Однако чаще всего высказываются предположения, что подверженность групповому давлению связана с ценностями личности и Я-концепцией. Независимо от того, подвержено ли поведение человека в большей степени личностным или социальным стандартам, очевидно, что оно частично обусловлено тем, какой аспект «Я» в структуре личности преобладает – частный или общественный. В случае «частного» самосознания люди проявляют тенденцию вести себя в соответствии со своими собственными личными стандартами. Социальные стандарты более влиятельны тогда, когда люди находятся в состоянии «общественного» самосознания. Таким образом, состояние «частного» самосоосознания уменьшает конформность, в то время как состояние «общественного» самоосознания приводит к увеличению конформности.
Информация о работе Психологический климат коллектива и эффективность труда