Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:25, дипломная работа
Актуальность проблемы заключается в том, чтобы определить в своих исследованиях степень благополучия психологического климата коллектива как фактора личностной удовлетворенности трудом. Показать, что объединяет людей вместе работать, ведь в одних случаях ведущим показателем выступают взаимоотношения, в других – удовлетворенность условиями труда, в третьих – ценностные ориентации, в четвертых – организация деятельности.
Задачи исследования
Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме;
Провести исследование взаимосвязи психологического климата коллектива и личностной удовлетворенности трудом;
Обработать полученные результаты методами математической статистики;
Введение
Актуальность темы.
Актуальность проблемы заключается
в том, чтобы определить в своих
исследованиях степень
Говоря о социально-
Другая
сторона актуальности проблемы
заключается в изучение
В современной России прослеживается
тенденция гуманизации, все более
актуальным становятся такие категории
человеческого существования
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения полученных результатов при проведение психодиагностики психологического климата, а также удовлетворенности трудом, для более эффективной работы коллектива и способность им решать поставленные задачи.
Исследование направлено на выявление взаимосвязи степени благополучия психологического климата коллектива и личностной удовлетворенности трудом.
Предмет и объект исследования
Объектом исследования выступает психологический климат коллектива, то есть образующие связи и отношения в коллективе.
Предметом исследования является личностная удовлетворенность трудом.
Личностная удовлетворенность трудом и степень благополучия социально-психологического климата в коллективе взаимосвязаны и взаимозависимы.
Задачи исследования
В исследовании были использованы методики:
1. Оценка групповой сплоченности (атмосфера в группе) Ф.Фидлер [Приложение1];
2. Типические способы реагирования на конфликтные ситуации К. Томаса [Приложение2];
3. Опросник личностной и групповой удовлетворенности трудом Н.П. Фетискин [Приложение3];
Г. Опросник
Структура работы.
Работа состоит из 2х глав, введения, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа выполнена на 79 листах.
Глава 1. Обзор литератур по проблеме социально-психологического
климата коллектива как
1.1. Понятие
социально-психологического
По Бехтерову В.М., проблема коллектива – это проблема собирательного субъекта (субъекта коллективной деятельности) как предмета социально-психологического исследования. Она заслуживает того, чтобы считаться чрезвычайно актуальной и для социальной психологии сегодняшнего дня. Здесь находится отражение естественнонаучный взгляд на социальные общности (группы и коллективы) не как на механическую систему, а как на нечто единое и целостное, что соответствует современным системным представлениям о природе сложноорганизованных живых объектов[4].
Как показывают многие
Термин «коллектив» В.М. Бехтерев употреблял и понимал предельно широко – как любую общность вообще. Основой его квалификации коллективов являются уровень организованности группы, направленность ее активности, степень общности интересов составляющих ее членов. Бехтерев подразделяет коллективы на организованные и неорганизованные, различающиеся по уровню своей сплоченности. Эта квалификация используется и сегодня. Особо В.М. Бехтерев отмечал в определении коллектива, в качестве доминирующего или системообразующего признака выделяется объединение людей вокруг общей цели для осуществления совместной деятельности [4].
Организационное единство группы - оптимальная организация членов группы, обеспечивающая высокий уровень их взаимодействия, способность к взаимозаменяемости, самоуправляемость и эффективность управления.
Организационное единство
Направленность групповой
В русле
системного подхода
Поступательное движение
Потенциальная сфера коллектива - это своеобразная «кладовая» жизненных ресурсов общности, обеспечивающих развитие коллектива как социальной системы. Потенциалы коллектива представляют собой его возможности в настоящем и будущем. «Коллективная прибавка», «эффект коллектива» есть функция его потенциалов. Содержательная сторона потенциальной сферы, ее богатство составляют основную характеристику уровня развития коллектива [33].
В качестве потенциалов могут
выступать и выступают
Непосредственная деятельность коллектива может протекать какое-то время и без подключения дополнительных ресурсов, так как часто в этом просто нeт необходимости. Однако если коллектив длительное время обеспечивает свою жизнедеятельность только за счет энергии, получаемой на «входе» (указания, распоряжения, требования формальной дисциплины, технологического процесса, производства и др.,) и сам не становится источником собственной активности, он останавливается в развитии, теряет свои социальные возможности[33].
Актуальная сфера коллектива
обеспечивает не только «трату»
Коллективное эмоциональное
которые проявляются в момент, когда актуализируется «потребность человека в людях, в человеческих связях» [32].
Самочувствие
личности в коллективе - сложное
социально-психологическое
В то же время импульсивность, динамичность эмоциональной жизни активных членов коллектива нередко приводят к понижению настроения, ухудшению их самочувствия. Но за этим отсутствием внешнего эмоционального комфорта кроется правильная нравственная позиция. Поэтому, интерпретируя результаты исследования психологического климата, необходимо принимать во внимание совокупность всех явлений окружающей жизни, их нравственно ценное содержание. Ведущими показателями эмоционального единства являются особенности взаимных отношений (уровень психологической близости – отдаленности людей); стремление к совместности переживаний, к эмоциональному контакту.
Важнейшая особенность
Феномен социально-психологического климата уже давно привлекает внимание ученых и практиков. Его первые исследования проводились в сфере труда. В 20-30 годах, в период становления отечественной социальной психологии, перед исследователями возникла задача – оценить роль социальных условий и факторов в жизнедеятельности людей, групп, коллективов. Непосредственно о социально-психологическом климате речь еще не шла [14], но уже в то время целый ряд своих работ А.С. Макаренко посвятил анализу отношений, стиля и тона в коллективе. Он писал: «И все мы по мере того, как живем … растем как члены коллектива, т.е. как люди, находимся в определенной системе зависимостей … [27,стр.43].
В конце 50-х – начале 60-х годов огромная волна исследований была направлена на выяснение характеристик социально-психологического климата, хотя сам термин еще не употреблялся. Так, на первом симпозиуме по социальной психологии в рамках II съезда Общества психологов на обсуждение был представлен доклад Е.В. Шороховой, Н.С. Мансурова и К.К. Платонова «О проблемах общественной психологии» [45]. На этом симпозиуме были сделаны сообщения об одних из первых социометрических исследованиях взаимоотношений в различных коллективах, осуществленных под руководством К.К. Платонова. Тогда же впервые в отечественной социальной психологии Н.С. Мансуровым был введен термин «психологический климат» [29]. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характера, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон [29].
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи общества, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности приняты в данном коллективе.
Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом[29].
Одной из первых работ, в которой
было дано определение «Социально-
Информация о работе Психологический климат коллектива и эффективность труда