Психологические условия развития воображения в период раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Раннее детство - особый период становление органов и систем детского организма и прежде всего функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксировано наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшие развитие организма ребенка. Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей включая в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Задачи умственного воспитания являются: развитие действий с предметами,

Файлы: 1 файл

воображение.docx

— 54.87 Кб (Скачать)

Особое значение творческая деятельность имеет для  одаренных и талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и  талант тесно связаны с опережающим  развитием. Такие дети отличаются более  высокими результатами по сравнению  со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция ( например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.

Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости  развивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей. Программы эстетического  воспитания должны учитывать сензитивные  периоды.

 Развитая  способность воображения, типичная  для детей младшего школьного  возраста, постепенно теряет свою  активность по мере увеличения  возраста. Вместе с тем теряется  живость и свежесть впечатлений,  оригинальность ассоциаций, остроумие  сравнений и многое другое. Таким  образом, очевидно, что воображение  тесно связано с личностью,  ее развитием. В предыдущих  главах мы уже отмечали, что  воображение обогащает интересы  и личный опыт ребенка, через  стимулирование эмоций формирует  осознание нравственных норм. Все  это составляющие личности. Личность  ребенка формируется постоянно  под влиянием всех обстоятельств  жизни. Однако есть особая сфера  жизни ребенка, которая обеспечивает  специфические возможности для  личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые  ситуации и реализуя их, ребенок  формирует у себя целый ряд  личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка  преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального  взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует  у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение  включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения  часто связана с развитием  такой важной личностной черты, как  оптимизм.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Ребенок мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах ребенок строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе любого возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане перебрать разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности ребенка.

Воображение значимо  в личностном плане и для взрослого.

Люди, которые  во взрослом возрасте сохранили яркое  воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

       Почему  большинство из нас теряет способность  фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую  сказку для своего ребенка). Как сохранить  ее, а, еще лучше, развить?

       Особенности воображения в раннем возрасте

       Характеризуя  детское воображение как богатое  или бедное, следует иметь в  виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение  детей значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.

       Деятельность  воображения оказывается очень  сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В  общих чертах воображение можно  определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.

       Примерно  ту же позицию продолжает и развивает  Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм  есть переходная ступень от воображения  к реалистическому мышлению. Чем  младше ребенок, тем более его  мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем  возрасте ребенок начинает учитывать  реальность и приспосабливаться  к ней.

      Мощный  шаг в развитии воображения, как  подчеркивал Выготский, вершается  в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.

        Воображение играет в жизни  ребенка значительно большую  роль, чем в жизни взрослого.  Оно проявляется гораздо чаще  и допускает значительно более  легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в  то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательный соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство ребенка. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

      Повышенная  эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Формы проявления воображения у детей раннего  возраста 

       Истоки  воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка с взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображаемый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает «покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!» позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет «провала в яму». Множество других игр и забав с маленькими детьми («Коза», «Сорока-ворона»), заимствованы из народной педагогики, включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, чего он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают стимулировать изображающие действия ребенка – просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе «Покажи как…», способствует созданию мнимой ситуации, где все «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н.Н. Палагиной, является исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими 2-3 лет. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интересно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.

       На  протяжении часа предмет может приобретать  до 10 разных значений. Так, обычный носовой  платок может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы  и пр. Необыкновенную изобретательность  дети проявляют и в создании игровой  обстановки. Одна и та же комната  превращается в океан, поле сражения, магазин, дремучий лес и пр.

       Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает  образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в  план ролевого действия, как оно  сразу же охотно выполняется ребенком. Палагина описывает следующие ситуации.

       Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры  взрослых не помогали. Но стоило дедушке  предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка  и отнесла их «покупателю». Дошкольники  придумывают и  принимают на себя самые невероятные роли:

       -Давай  я буду шайба, а ты клюшка, и мы будем сами играть в  хоккей.

       -Я  буду пианино, ты на мне будешь  играть, а я буду так: ля-ля-ля!

       Из  этих примеров ясно, что роли возникают  не только из желания занять позицию  взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого  предмета. Роль при этом выступает  как опора образа.

       Очень ярко воображение ребенка в режиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.

       С возрастом в игровых сюжетах  все большее место отводится  речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится  в речевой план. А поскольку  внутренняя речь еще не сложилась, ребенку  необходим партнер, который в  основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться  в игру, но он все-таки нужен как  опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики  как своего, так и чужого персонажа.

       Начинаясь и формируясь в игре, воображение  переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется  в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. Многие дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.

Информация о работе Психологические условия развития воображения в период раннего детства