Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа
Раннее детство - особый период становление органов и систем детского организма и прежде всего функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксировано наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшие развитие организма ребенка. Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей включая в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Задачи умственного воспитания являются: развитие действий с предметами,
Открытый
юридический институт
Курсовая
работа
На тему:
Психологические условия развития воображения
в период раннего детства
Выполнил студент: Родина Людмила Григорьевна
Номер студента: 30360
Москва
Введение
Раннее детство - особый период становление органов и систем детского организма и прежде всего функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксировано наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшие развитие организма ребенка. Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей включая в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Задачи умственного воспитания являются: развитие действий с предметами, сенсорное развитие, развитие речи, развитие игровой и других видов деятельности; формирование психических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий); развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений); формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего). Ребенок умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, стремится выделить главное, проявляет способность к творчеству. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители беспокоятся, а не врушка ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Это заблуждение о детской фантазии, которая тесно связана с воображении. Закономерен вопрос что такое детские фантазии и воображение, нужно ли их корректировать родителям, педагогам, воспитателям?
Научится отличать
фантазию от реальности – это одна
из наиболее трудных задач, с которыми
сталкивается малыш. Не секрет, что
педагогикой и психологией
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность
данной формы психического процесса
заключается в том, что воображение,
вероятно, характерно только для человека
и странным образом связано с
деятельностью организма, будучи в
то же самое время самым "психическим"
из всех психических процессов и
состояний. Последнее означает, что
ни в чем другом, кроме воображения,
не проявляется идеальный и
Однако феномен
воображения остается загадочным и
в наши дни. Человечеству до сих пор
почти ничего не известно именно о
механизме воображения, в том
числе о его анатомо-
Воображение представляет
собой особую форму отражения, которая
заключается в создании новых
образов и идей путем переработки
имеющихся представлений и
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует математику», — услышал он в ответ.
Действительно,
возможность создавать что-либо
новое, необычное, закладывается в
детстве, через развитие высших психических
функций, таких, как мышление и воображение.
Именно их развитию необходимо уделить
наибольшее внимание в воспитании ребенка
в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Этот период ученые называют сензитивным,
т. е. Наиболее благоприятным для развития
образного мышления и воображения. Таким
образом, значение функций воображения
в психическом развитие велико. Однако
фантазия, как и любая форма психического
отражения, должна иметь позитивное направление
развития. Она должна способствовать
лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию
и самосовершенствованию личности, а не
перерастать в пассивную мечтательность,
замену реальной жизни грёзами. Для выполнения
этой задачи воспитателям и родителям
необходимо помогать ребенку использовать
свои возможности воображения в направлении
прогрессивного саморазвития.
Виды воображения
Воображение
характеризуется активностью,
Воображение может
быть воссоздающим (создание образа предмета
по его описанию) и творческим (создание
новых образов, требующих отбора
материалов, в соответствии с замыслом).
Создание образов воображения
Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: карлик нос, гуливер, мальчик спальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым
способом является типизация.
Для него характерно выделение
существенного, повторяющегося
Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С процессом воображения в практической деятельности людей, прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например ботаники, могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины xix века и. Крамского, и. Репина, в. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.
В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. С акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Информация о работе Психологические условия развития воображения в период раннего детства