Психологические условия развития воображения в период раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Раннее детство - особый период становление органов и систем детского организма и прежде всего функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксировано наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшие развитие организма ребенка. Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей включая в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Задачи умственного воспитания являются: развитие действий с предметами,

Файлы: 1 файл

воображение.docx

— 54.87 Кб (Скачать)

       Словесное творчество открывает более богатые  возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные  истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.

Заключение

Итак, мы познакомились  с самыми общими аспектами развития воображения детей раннего возраста. Мы увидели, как важна эта функция  для общего развития ребенка, для  становления его личности, для  формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения  для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации  учебной деятельности.

Формирование  воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение с взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

    Развитие  воображения не является результатом  прямого обучения. Оно обусловлено  растущей преобразующей активностью  ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью  варьирования и моделирования элементов  опыта, схематизации и детализации  образов. В своей работе я осветила самые общие аспекты развития воображения детей. Не подлежит сомнению то, что эта функция играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В силу этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.

    Решая любую мысленную задачу, ребенок  использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся  информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

    При детальном знакомстве с данным вопросом становится понятным, почему так интенсивна функция воображения у детей.

    Их  собственный опыт и возможность  объективно оценить окружающий мир, недостаточны. «Поле неопределенности»  в восприятии жизни так высоко, что решать постоянно возникающие  перед ним проблемы ребенок может  только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном  и изменчивом мире.

    В процессе восприятия ребенок постоянно  обогащается впечатлениями о  предметах, явлениях и связях между  ними. Но так как жизненный «багаж»  ребенка очень мал и возможность  оценки «Что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает  множество сочетаний, рождаются  новые связи между явлениями  и предметами.

    Фантазия, как и другие психические функции, претерпевают изменения с возрастом  ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с  большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как  реально существующие явления. То есть воображение, некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического  мышления имплантированием описанных  сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед  Мороз или Баба Яга, боится злого  волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.

    Старший дошкольный и младший школьный возраст  характеризуется активизацией функции  воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а  затем и творческого (благодаря  которому создается принципиально  новый образ). Младшие школьники  большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью  воображения.

    Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуется аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

    Таким образом, значение функции воображения  в психическом развитие велико. Однако фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна иметь  позитивное направление развития. Она  должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами.

    Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности  воображения в направлении прогрессивного саморазвития. 

Список  литературы

  1. Венгер Л.А. Психолог в детском саду М., 1995.
  2. Веранса Н.С., Дьяченко О.М. Еще не поздно… М., 1992.
  3. Выготский Л.С. Психология. М., 2002. 
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1992.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
  6. Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1998.
  7. Давыдов В.В. Новые исследования по психологии. №2 1995.
  8. Детская практическая психология: Учебник \ Под ред. проф. Т.Д.                         Марцинковской. М., 2003.
  9. Дьяченко О.М. воображение дошкольника. М., 1986.
  10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
  12. ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
  13. Практикум по возрастной психологии: Под ред. Л.А. Головей,

            Е.Ф. Рыбалко. М., 2001.

  1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990.
  2. Рыбинский Е.М. Актуальные проблемы современного детства. М., 1992.
  3. Словарь психолога-практика\ сост. Головин С.Ю. Мн., 2001.
  4. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
  5. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1997.
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей 1996.
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
  8. Цукарь А.Я. уроки развития воображения. М., 2000.

Информация о работе Психологические условия развития воображения в период раннего детства