Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа
Раннее детство - особый период становление органов и систем детского организма и прежде всего функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксировано наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшие развитие организма ребенка. Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей включая в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Задачи умственного воспитания являются: развитие действий с предметами,
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грезы
отличается тем, что она несколько более
реалистична и в большей степени связана
с действительностью, то есть в принципе
осуществима. Грезы и мечты у человека
занимают довольно большую часть времени,
особенно в юности. Для большинства людей
мечты являются приятными думами о будущем.
У некоторых встречаются и тревожные видения,
порождающие чувства беспокойства, вины,
агрессивности.
Фантазия и игра
В раннем детстве ведущей деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображение.
Необходимый элемент
игры - воображаемая ситуация, вводимая
при помощи слов “как будто”, - представляет
свободное, не стесняемое правилами логики
и требованиями правдоподобия преобразование
накопленного ребенком запаса представлений.
Образ фантазии здесь выступает как
программа игровой деятельности – воображая
себя космонавтом, малыш строит соответственно
своё поведение и поведение играющих с
ним сверстников: прощается с “близкими”,
отдаёт рапорт ”главному конструктору”,
изображает ракету на старте и одновременно
себя в ракете и т.д. Дающие богатую пищу
воображению ролевые игры позволяют ребенку
углублять и закрепить ценные качества
личности (смелость, решительность, организованность,
находчивость); сопоставлять своё и чужое
поведение в воображаемой ситуации с поведением
представляемого реального персонажа,
ребенок учится
Игры для развития воображения
Игра «Круги на воде»
Эта игра со словами
модифицирована из упражнения, предложенного
в своей педагогической практике
Дж. Родари. Она направлена на развитие
творческого воображения и одновременно
филологических способностей ребенка
и словарного запаса. Она подходит для
детей любого возраста. Когда в воду бросишь
камень, от него по воде идут круги, чем
дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее
в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций,
вызвать разные сравнения, воспоминания,
представления, образы.
Игра «Домашние животные»
Детям показывают картинки с изображением домашних животных и диких животных. Картинки очень похожи, но при внимательном рассмотрение можно найти отличительные признаки. По каждой картинки ребенок должен дать правильный ответ о принадлежности животного к домашним или другим видам.
Материал для картинок:
Свинья-кабан, собака-волк,
кошка-тигр, индюк-павлин, коза-лань.
После игры попросить детей рассказать
о своих домашних животных, описать своих
любимцев. Если у ребенка нет домашнего
животного, предложите ему вообразить,
какое животное он хотел бы иметь дома,
и описать его.
Мечта
В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.
Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществленная, осуществлённая человеческая мечта.
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности человека. В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала каждое
новое достижение производственной
деятельности, новая вещь кажется
совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются
недостатки, и люди начинают мечтать
о лучших вещах, стимулируя этим процесс
их предметного воплощения. Четыре
века назад обычное оконное стекло
было неосуществимой мечтой. В те времена
можно было только мечтать о прозрачном
материале, который пропускал бы свет,
как воздух. Такой прозрачный материал
удалось получить, усовершенствовав технологию
изготовления стекла. Но со временем были
обнаружены и недостатки стекла. Так, стекло
не пропускает ультрафиолетовых лучей:
у детей находящихся в помещении с такими
стёклами, не крепнут кости, солнечные
лучи, профильтрованные стеклом, почти
безопасны для вредных микробов. Небольшая
прочность стекла особенно опасна при
автомобильных катастрофах. Новые достижения
в производстве стекла порождают новые
потребности, которые принимают форму
мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые
лучи, о стекле, прочном, как сталь. И эти
мечты осуществляются, давая начала новым.
Воображение и эмоции
Воображение тесно
связано с эмоциями. Активная работа
фантазии вызывает богатую эмоциональную
картину состояния детей. Общеизвестно,
как дети воспринимают сказки. Они
переполнены эмоциями, по силе не уступающими
эмоциональной картине взрослых
в самые значимые моменты жизни.
А детская игра? Она просто теряет
смысл для ребенка, если у нее
отсутствует яркий
Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выгодский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выгодским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.
Итак, мы можем
сделать следующий вывод: используя
богатство эмоциональных
Воображение и интересы
Воображение тесно
связано с интересами. Интерес
можно определить как эмоциональное
проявление познавательной потребности.
Он выражается в направленности человека
на определенную деятельность, имеющую
особое значение для личности. Началом
формирования интереса является эмоциональная
привлекательность объекта
Интересы имеют
большое значение в жизни человека.
Поскольку интересы проявляются
в положительных эмоциях
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.
Ему «интересно
все». Такая любопытствующая
Воображение и талантливость
Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.
Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность
развивает чувства детей. Осуществляя
процесс творчества, ребенок испытывает
целую гамму положительных
Все дети, особенно
старшие дошкольники и
Информация о работе Психологические условия развития воображения в период раннего детства