Психологические условия развития воображения в период раннего детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Раннее детство - особый период становление органов и систем детского организма и прежде всего функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксировано наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшие развитие организма ребенка. Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей включая в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Задачи умственного воспитания являются: развитие действий с предметами,

Файлы: 1 файл

воображение.docx

— 54.87 Кб (Скачать)

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. 

Фантазия  и игра

В раннем детстве ведущей деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображение.

Необходимый элемент  игры - воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов “как будто”, - представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Образ фантазии здесь  выступает как программа игровой деятельности – воображая себя космонавтом,  малыш строит соответственно своё поведение и поведение играющих с ним сверстников: прощается с “близкими”, отдаёт рапорт ”главному конструктору”, изображает ракету на старте и одновременно себя в ракете и т.д. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закрепить ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставлять своё и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится                                   производить необходимые оценки и сравнения. Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении раннего детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую элементарное словесное и художественное творчество. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения с взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитие воображения и ведут к его отставанию, обеднению. Фантазия- важное условие нормального развития личности ребенка она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. В раннем детстве фантазия выступает как одно из важнейших усвоения общественного опыта. Правильные, адекватные представления об окружающем утверждаются в сознании ребенка, будучи пропущены сквозь призму воображения. В этом отношении весьма показательны так называемые перевертыши, к которым испытывают тяготения все дети. Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки элементов, из которых складывается привычный образ, под влиянием потребности в эмоциональном комическом эффекте. Важно что с этим заведомым искажением действительности, которое представляет собой перевертыши, существует как эталон правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы и с их помощью еще прочнее утверждающие.  Неправильная фантастическая координация вещей (Красная шапочка скушала волка) способствует  осознанию закономерных связей между предметами и становится надежным подспорьем в познавательной деятельности ребенка.

Игры  для развития воображения

Игра «Круги на воде»

Эта игра со словами  модифицирована из упражнения, предложенного  в своей педагогической практике Дж. Родари. Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка  и словарного запаса. Она подходит для детей любого возраста. Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.                                                                                                     Предложите ребенку любое слово, например «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает?                                                             Например, оно связывается со словами на букву «л»: лиса, луна, ложка, лента.                                                                                                                  Предложите  ребенку подобрать за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву или начинающихся на слог «ли».  Например: ливень, лилипут, лицо.    

                                             

Игра «Домашние  животные»

Детям показывают картинки с изображением домашних животных и диких животных. Картинки очень похожи, но при внимательном рассмотрение можно найти отличительные признаки. По каждой картинки ребенок должен дать правильный ответ о принадлежности животного к домашним или другим видам.

Материал для  картинок:

Свинья-кабан, собака-волк, кошка-тигр, индюк-павлин, коза-лань.          После игры попросить детей рассказать о своих домашних животных, описать своих любимцев. Если у ребенка нет домашнего животного, предложите ему вообразить, какое животное он хотел бы иметь дома, и описать его. 

Мечта

В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях  человека. Нередко этот процесс принимает  форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.

Мечта - необходимое  условие претворения в жизнь  творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной  причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой  по тем или иным причинам оказалось  отсроченным. Именно поэтому любой  предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществленная, осуществлённая человеческая мечта.

Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности человека. В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь кажется  совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать  о лучших вещах, стимулируя этим процесс  их предметного воплощения. Четыре века назад обычное оконное стекло было неосуществимой мечтой. В те времена можно было только мечтать о прозрачном материале, который пропускал бы свет, как воздух. Такой прозрачный материал удалось получить, усовершенствовав технологию изготовления стекла. Но со временем были обнаружены и недостатки стекла. Так, стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей: у детей находящихся в помещении с такими стёклами, не крепнут кости, солнечные лучи, профильтрованные стеклом, почти безопасны для вредных микробов. Небольшая прочность стекла особенно опасна при автомобильных катастрофах. Новые достижения в производстве стекла порождают новые потребности, которые принимают форму мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые лучи, о стекле, прочном, как сталь. И эти мечты осуществляются, давая начала новым. 

Воображение и эмоции

Воображение тесно  связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную  картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они  переполнены эмоциями, по силе не уступающими  эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее  отсутствует яркий эмоциональный  фон и, одновременно, игра целиком  зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется  и у взрослых. Все мы хоть раз  в жизни получали высокое эмоциональное  удовлетворение от мечты. Человек мечтает  о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные  желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.

Воображение и  чувство (эмоции) в жизни ребенка  нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно  было замечено учеными. Еще в прошлом  веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выгодский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выгодским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем  сделать следующий вывод: используя  богатство эмоциональных состояний  ребенка можно успешно развивать  его воображение и, наоборот, целенаправленно  организуя его фантазию, можно  формировать у ребенка культуру чувств.  

Воображение и интересы

Воображение тесно  связано с интересами. Интерес  можно определить как эмоциональное  проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую  особое значение для личности. Началом  формирования интереса является эмоциональная  привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы имеют  большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются  в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко  сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как  то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что  любой учебный процесс идет тем  успешнее, чем больше интерес к  учебе у ученика.

Для развития ребенка  очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что  для дошкольника и школьника  вообще характерно познавательное отношение  к миру.

Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный  опыт ребенка, знакомит его с разными  деятельностями, активизирует его различные  способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно  обогащает опыт ребенка, вводит его  в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых  интересов. С помощью фантазии ребенок  попадает в такие ситуации и пробует  такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это  дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В  конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается  с интересом в игре. Именно поэтому  многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно  значительно улучшить успехи ребенка  в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких  методик. 

Воображение и талантливость

 Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет  знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя  процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники  младшего и среднего возраста, любят  заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством  не только независимо от места и  времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием  выступают на сцене, участвуют в  концертах, конкурсах, выставках и  викторинах.

Информация о работе Психологические условия развития воображения в период раннего детства