Психологические особенности различных представителей религиозных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является выделение и рассмотрение психологических особенностей людей, принадлежащих к разным религиозным сообществам. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Рассмотреть само понятие религия, его составляющие и степень влияния на человека с точек зрения различных исследователей.
Определить и сформулировать психологические особенности представителей трёх мировых религий: буддизма, христианства и ислама.
Методы, используемые в работе: анализ, синтез, работа с научной литературой.

Оглавление

Введение 3
Глава I. О религии с точки зрения различных направлений в психологии. 5
Глава II. Социально-психологические особенности религиозной личности. 14
1.1 Исследования и теории.. 14
1.2. Три мировые религии. 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 84.30 Кб (Скачать)

     Ценностные  ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, — бога, спасение в загробной жизни и т.п.

     Этим пронизаны и православные проповеди. Правда, на страницах современных богословских изданий, в том числе и в нашей стране, появляются рассуждения о том, что христианство никогда не пренебрегало земной жизнью, что современный христианин должен думать не только о спасении своей души, но и об улучшении и совершенствовании жизни общества и т.п. Однако пропаганда религиозными модернистами активного участия христианина в земной жизни не может изменить сути всякой религии, которая главные ценности обязательно видит в сверхъестественном, т.е. иллюзорном, реально не существующем мире.

     Итак, направленность религиозной личности (как и вообще личности) реализуется в ее потребностях, мотивах поведения, социальных установках и ценностных ориентациях. Основа религиозных потребностей - потребность в совершении религиозных обрядов, молитв и т.д., посредством которых осуществляется воображаемый контакт с потусторонним миром. В том числе религия по-своему удовлетворяет и многие нерелигиозные потребности людей.

     Мотивы религиозности включают, с одной стороны, мотивы религиозной веры личности (т.е. факторы необходимости веры, с точки зрения данной личности) и, с другой стороны, мотивы культового поведения, т.е. совершения необходимых обрядов и т.п.

     Социальные установки религиозной личности диспозиционно разделены на три высших уровня:

    • по отношению к отдельным объектам и социальным ситуациям;
    • базовые, ориентирующие на активное участие в религиозном культе и жизни общины;
    • ценностные ориентации, определяющие мировоззрение и общую модель поведения в обществе.

     При этом для их носителей все они  выполняют функцию своеобразного  информационного фильтра.

     Ценностные  ориентации верующих людей направлены, прежде всего, на главные ценности, проповедуемые вероучением, в которых главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из веры в существование потустороннего мира. Причём, устанавливается такая иерархия ценностей, при которой все реальные ценности (земные запросы и потребности), рассматриваются как второстепенные.

     1.2. Три мировые религии. С учётом вышеизложенного давайте рассмотрим ценностные ориентации, мотивы и установки приверженцев трёх мировых религий: христианства, буддизма и ислама.

     В.И.Даль в своём знаменитом толковом словаре  даёт следующее определение понятию благочестия: "Благочестие - истинное почитание, благоговейное признание Божественных истин и исполнение их на деле". Исходя из предложенного определения, христианское благочестие, есть истинное почитание Божественных истин и их исполнение, а именно десяти заповедей, данных согласно Пятикнижию, самим Богом Моисею на горе Сенай:

     1. Бог один и нет других богов,  кроме него.

     2. Не сотвори себе кумиров, не  поклоняйся и не служи им.

     3. Не упоминай имени Бога всуе (т.е. впустую).

     4. Шесть дней работай, а седьмой  день - Богу.

     5. Чти отца своего и мать свою.

     6. Не убий.

     7. Не прелюбодействуй.

     8. Не укради.

     9. Не лжесвидетельствуй.

     10. Не пожелай того, что принадлежит  ближнему твоему.

     Таким образом, настоящий христианин имеет  определённые жизненные установки, которые сформированы именно религиозными предписаниями. К примеру: жить в  неустанном труде шесть дней в неделю, посвящая лишь один (не себе) Богу, почитать родителей и вообще старших, любить к ближнего (в глобально смысле, ибо все мы – братья и сестры) и др. Кроме соблюдения вышеперечисленных заповедей совершенно необходимо упомянуть о единственном истинном достоинстве верующего, ожидающего нового неба и новой земли, т.к. христианство рассматривает историю, как однонаправленный, неповторимый, "разовый" процесс, направляемый Богом: от начала (сотворения мира) к завершению, концу (приход мессии, страшный суд). И это достоинство - святость. «Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1:16).

     В буддизме благочестие аскетический характер, во многом благодаря тому, что в его лежит учение о Четырёх Благородных Истинах, выведенных Сиддхартхой Гаутамой (Буддой):

    1. Вся жизнь – страдание;
    2. Все страдания исходят от желаний;
    3. Избавившись от желаний, избавишься от страданий;
    4. Срединный (или Восьмеричный) путь достижения нирваны (состояния умиротворённости).

Конечной  целью приверженности «правильного» пути должен быть разрыв гибельной цепи перерождений – сансары. И как следствие – умиротворение и полное растворение души в универсальном целом.

     Срединный путь напрямую связан с тремя разновидностями  взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью, и  состоит из следующих частей:

  • правильное понимание;
  • правильное стремление;
  • правильная мысль;
  • правильная речь;
  • правильное действие;
  • правильный образ жизни;
  • правильные усилия;
  • правильная концентрация.

     Следовательно, истинный буддист обязан постоянно  развивать в себе такие важные для общественной жизни качества, как нравственность, умиротворённость и др. Но всё же суть сводится больше к достижению собственного счастья, и буддизм, на мой взгляд, одна из наименее соционаправленных религий.

     В жизни мусульман центральное  место занимает вера в существование и единство Аллаха, Всевышнего. Что является первым столпом ислама. В Коране особо подчеркивается роль Аллаха как реально существующего и любящего Бога, к которому должны будут, вернуться все его человеческие дети и перед которым мы все в ответе за наши поступки. Путь к Аллаху — это путь ко Всевышнему, подойти к Нему можно, лишь поднявшись над самими собой.

     Молитва, будучи вторым из пяти столпов ислама, не может рассматриваться отдельно от остальных базовых элементов, поскольку ее подлинная ценность проявляется лишь в сочетании с ними. Ключевыми идеями Корана выступают необходимость непосредственного общения с Аллахом (через молитву), поиск Его благоволения, полная отдача себя в Его руки. Поиск лично значимых и социально адекватных путей преображения обычного человека в истинного мусульманина, его стремление достичь единства с Аллахом на первый план неизбежно выводит молитвенную практику.

     Третий  столп - пост. главный – «рамазан», он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные не имеют права ни есть, ни пить.

     Обязательная  милостыня – «закят» – четвёртый столп. Воспринимается как очистительный ритуал для имущих (несколько процентов годового дохода) и дополнительная – «саадака» (добровольное даяние).

     Пятым столпом ислама является паломничетво – «Хадж», исполнение коего для многих трудноосуществимо. Считается, что каждый здоровый мусульманин по возможности должен раз в жизни посетить святые места в Мекке.

     К этим пяти нередко добавляют еще  один столп веры, шестой - священную  войну против неверных (джихад, или  газават). В годы военных действий война против неверных рассматривалась как священная заповедь, участие в войне освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному, павшему на поле боя, место в раю.

     Идея  подлинного самообновления «ислах» включает в себя понятие свободы выбора обновить свою жизнь. Необходимо принять идею свободы (возможности) изменить свою личную и социальную жизнь. Существует четыре условия для подлинного развития:

    1. Уверенность в истинности данной свободы и ответственность за ведение сознательной жизни;
    2. Критическая и честная оценка самого себя и своих социальных ролей.
    3. Необходимость уважать себя;
    4. Оставаться верными самим себе.

     Величайшим  грехом в Коране является «куфр» — неблагодарность по отношению к великим дарам Аллаха. Щедрость Его по отношению к нам возрастает по мере того, как человек начинаем проявлять свою благодарность за уже дарованное (К. 14:07).

     На  основе вышеизложенных фактов видно  многообразие черт, особенностей, ценностей  представителей различных конфессий, строго придерживающихся установок и предписаний, заложенных в основе их вероучений. Так в христианстве важнейшей чертой верующего является его святость. В буддизме - фактически отказ от суетной земной жизни, ибо страсти, творящиеся в ней, и желания, ей порождаемые, ведут, по мнению представителей этой религии, к страданиям, к новому перерождению, а значит – к новым мучениям. Образ же истинного мусульманина: строгий в соблюдении всех правил, установленных Кораном, и славящий Аллаха во всём, чрезвычайно силён духом и достаточно враждебен к представителям другой веры - неверным.

 

     Заключение 

     В работе был проанализирован психологический  феномен религии. Были изучены и рассмотрены различные психологические концепции и теории по этому вопросу. Автор работы пришёл к следующим выводам.

     Важнейшим источником религии является религиозный опыт. Он лежит за пределами различий между разными религиями и одинаков у всех верующих людей, этот опыт универсален, хотя разные люди в разной степени обладают религиозной одарённостью. В зависимости от конкретных условий, от социальной принадлежности у разных людей этот универсальный опыт облекается в различные конфессиональные формы, и человек становится либо католиком, либо мусульманином, либо буддистом и т. д. Фактически, у каждого человека своя религия. Но люди, объединённые каким-либо определённым вероучением, благодаря согласию в соблюдении предписанных им правил и установок, имеют набор определённых психологических особенностей и качеств, либо сформированных самой верой, либо существовавшим до вступления в общину (возможно, послуживших причиной вступления).

     Направленность религиозной личности (как и вообще личности) реализуется в ее потребностях, мотивах поведения, социальных установках и ценностных ориентациях. Основа религиозных потребностей - потребность в совершении религиозных обрядов, молитв и т.д., посредством которых осуществляется воображаемый контакт с потусторонним миром. В том числе религия по-своему удовлетворяет и многие нерелигиозные потребности людей.

     Мотивы религиозности включают, с одной стороны, мотивы религиозной веры личности (т.е. факторы необходимости веры, с точки зрения данной личности) и, с другой стороны, мотивы культового поведения, т.е. совершения необходимых обрядов и т.п.

     Социальные установки религиозной личности разделены на три высших уровня:

    • по отношению к отдельным объектам и социальным ситуациям;
    • базовые, ориентирующие на активное участие в религиозном культе и жизни общины;
    • ценностные ориентации, определяющие мировоззрение и общую модель поведения в обществе.

     При этом для их носителей все они  выполняют функцию своеобразного  информационного фильтра.

     Ценностные  ориентации верующих людей направлены, прежде всего, на главные ценности, проповедуемые вероучением, в которых главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из веры в существование потустороннего мира. Причём, устанавливается такая иерархия ценностей, при которой все реальные ценности (земные запросы и потребности), рассматриваются как второстепенные.

     На  основе вышеизложенных фактов очевиден факт многообразия черт, особенностей, ценностей представителей различных конфессий, строго придерживающихся установок и предписаний, заложенных в основе их вероучений.

Информация о работе Психологические особенности различных представителей религиозных групп