Психологические особенности различных представителей религиозных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является выделение и рассмотрение психологических особенностей людей, принадлежащих к разным религиозным сообществам. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Рассмотреть само понятие религия, его составляющие и степень влияния на человека с точек зрения различных исследователей.
Определить и сформулировать психологические особенности представителей трёх мировых религий: буддизма, христианства и ислама.
Методы, используемые в работе: анализ, синтез, работа с научной литературой.

Оглавление

Введение 3
Глава I. О религии с точки зрения различных направлений в психологии. 5
Глава II. Социально-психологические особенности религиозной личности. 14
1.1 Исследования и теории.. 14
1.2. Три мировые религии. 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 84.30 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Психологические особенности различных представителей религиозных групп. 

по  курсу «Социальная  психология»

                                      
 
 

                                                 Выполнил студент

                                                  группы СПД-ДС-2-1

                                                                    Давыдов Константин Юрьевич 

                                                                          Научный руководитель

                                                                         Белякова Наталья Владимировна,

                                                                         кандидат психологических наук,

                                                                          доцент 

Москва  2010  

Оглавление

Введение 3

Глава I. О религии с точки зрения различных направлений в психологии. 5

Глава II. Социально-психологические особенности религиозной личности. 14

1.1 Исследования и  теории.. 14

    1.2. Три мировые религии. 26

Заключение 30

Список  использованных источников и литературы 32 
 

 

Введение

 

     Различия между людьми по множеству аспектов существовали и будут существовать всегда. Но в первую очередь это касается различий психологических. Какие бы материальные, классовые и т.п. разделения не существовали, силу им даёт лишь различное восприятие людей. В этом отношении высказывание Протагора актуально как никогда: «Человек есть мера всех вещей». Но это уже устоявшаяся и общеизвестная формулировка. А полностью его слова непосредственно касаются рассматриваемой мною темы: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Однако в отличие от протагоровского «человека» как биологического вида, я говорю о человеке-индивиде, т.е. о личностном восприятии каждого. Именно: суть восприятия человеком окружающего мира сводится к его убеждениям, принципам, вере. Вера – такое, казалось бы, абстрактное и весьма неопределённое понятие, но именно вера зачастую даёт человеку силы  двигаться в том направлении, в котором он движется, независимо от внешних преград. Обладая немыслимой силой – как разрушительной, так и созидательной – вера как раз и является первопричиной различия людей. Но вера как система, вера как совокупность взглядов и установок, вера как стиль жизни не одного, а многих, а именно: вера как религия, способна объединять под своим началом людей с похожими интересами, взглядами и особенностями. Хоть религий буквально столько, сколько верующих, исходя из верного замечания Г.У.Оллпорта о том, что эмоциональная жизнь каждого индивида своеобразна и неповторима, а значит и уникальна религия, свойственная каждому1, но всё же сходств между большими группами людей находится ничуть не меньше. Кроме того они гораздо существеннее различий, что и помогает людям реализовывать объединение в крупные и не очень религиозные общины, дабы утолить извечную жажду в наличии единомышленников, солидарных с вашим мироощущением.

     Именно  многогранность психологических различий, которая влияет на существование людей, на постановку их жизненных целей и ориентиров, даёт сей курсовой работе актуальность, причём, не только в настоящее время, но и в дальнейшем.

     Учёные, работавшие над проблемой: Рудольф Отто, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Уильям Джеймс.

     Объект  курсовой работы: религия, что она из себя представляет, её характеристики.

     Предмет работы: психологические особенности различных представителей религиозных групп.

     Основной  целью курсовой работы является выделение и рассмотрение психологических особенностей людей, принадлежащих к разным  религиозным сообществам. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть само понятие религия, его составляющие и степень влияния на человека с точек зрения различных исследователей.
  2. Определить и сформулировать психологические особенности представителей трёх мировых религий: буддизма, христианства и ислама.

    Методы, используемые в работе: анализ, синтез, работа с научной литературой.

 

    Глава I. О религии с точки зрения различных направлений в психологии. 

     Для начала необходимо дать определение понятию религии. Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)2. Нет нужды доказывать, что в сфере религии психические процессы, состояния и свойства личности играют огромную роль. Уже само понятие «верующий» характеризует религиозного человека психологически. Что не удивительно. Религия воздействует прежде всего на психический мир личности. Она создает определенную систему образов, понятий и норм поведения, в центре которых находится идея сверхъестественного; последняя определяет направленность эмоциональных и волевых процессов и выступает как мотив человеческого поведения, реализуемого как в религиозном культе, так и за его пределами. Вне изучения психологического аспекта религии нельзя раскрыть ее воздействие на личность, ее важные корни и функции, поэтому изучение психических особенностей верующих имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

     Роль  психологического фактора в сфере  религии признают почти все исследователи, но далеко не все одинаково понимают и объясняют источники религиозной  веры и ее природу. В решении этого  вопроса отчетливо прослеживается зависимость позиций автора от общих  идеологических и философских.

     Теологи и психологи непосредственно связанные с теологией, рассматривают субъективную религиозность как результат встречи человека с трансцендентным, сверхъестественным, т.е. с Богом. Их точка зрения такова: наличие религиозных людей свидетельствует о реальном существовании «потустороннего» источника религиозного «Откровения». «За сферой “проявления” религиозной жизни, – пишет православный богослов В.В. Зеньковский, – мы должны признать наличность “чего-то”, что создает во всем человечестве, даже на самых низших ступенях культуры религиозную жизнь. Религиозная жизнь может быть груба, примитивна, целиком соскальзывать в магию, и все же человек неутомимо ищет “чему поклониться”, как выразился однажды Достоевский. Это “что-то”, что стоит позади всякой религиозной “феноменологии”, что “тянет” душу ввысь, – может быть понято лишь так, что в самых своих глубинах душа уже сопряжена с Абсолютом, связана с Богом»3.

     По  мнению немецкого протестантского  теолога Рудольфа Отто, чья книга  «Священное» оказала большое  влияние на буржуазную психологию религии, глубочайшим источником религии является то чувство священного ужаса и восхищения, которое возникает у человека при его встрече со «святым», «сверхъестественным»4.

     В буржуазной психологии религии такая  теологическая концепция часто сочетается и своеобразно переплетается с субъективистской концепцией, рассматривающей сознание отдельного индивида как основной источник религии.

     Одним из наиболее ярких представителей этой концепции в психологии был американский психолог и философ Уильям Джемс. В работе "Многообразие религиозного опыта" он утверждал, что религия имеет эмоциональную, а не интеллектуальную природу. Религиозность является результатом особенностей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений. Одним из нас присущ, необходим и полезен "научный опыт", а другим - "религиозный опыт". С этой точки зрения религия - дело глубоко личное: у каждого своя религия, сформировавшаяся в рамках его индивидуальной психики. Социальные проявления религии вторичны и малосущественны, производны по отношению к религиозному опыту индивида. Решающее значение имеет опыт немногих: "первичный религиозный опыт" дан исключительным личностям, "религиозным гениям", способным ощутить, воспринять присутствие божества, мистически слиться с ним. От них религиозные чувства воспринимаются и воспроизводятся обычными людьми.

     У. Джемс изучает самосвидетельства таких "религиозных гениев". Он анализировал автобиографическую литературу, письма, собрал огромный материал из таких "психологических документов", в которых запечатлены попытки людей, живших в разных странах и в разные исторические эпохи, выразить свои религиозные переживания. Они оказались довольно единообразными. Первый вывод Джемса относительно этого опыта: религиозное переживание есть именно религиозное переживание, оно отлично от всех других переживаний и чувств - эстетических, этических и т.д. Это - ощущение соприкосновения, встречи с иным миром, оно ближе всего приближается к чувству благоговения. Это может быть ощущение красоты и одухотворенности природы, какой-то тайны, чуда.

     Отличительная особенность религиозных чувств: религиозной любви, религиозного страха или радости и т.п., согласно Джемсу, заключается не в их психологическом содержании, а в направленности на религиозный объект. Религиозная любовь, например, это общее всем людям чувство любви, только обращенное к богу, так же как и страх, связанный в религии с опасением божественного наказания. И еще один вывод Джемса, имеющий существенное значение: религиозный опыт лежит за пределами различий между разными религиями. Он одинаков у христиан, мусульман, синтоистов, у всех верующих людей. Этот опыт универсален, хотя разные люди в разной степени обладают религиозной одарённостью. Одни мистически восприимчивы, и им "открывается" запредельное, другие остаются глухи и "не слышат". В зависимости от конкретных условий, от социальной принадлежности у разных людей этот универсальный опыт облекается в различные конфессиональные формы, и человек становится либо католиком, либо мусульманином, либо буддистом и т. д. Так Джеймс рассматривал чувства отдельного человека как «глубочайший источник религии»5.

     Большинство же буржуазных психологов склоняется к некоей «золотой середине», пытающейся соединить признание конечного, трансцендентного источника религии и подчеркивание ее субъективных корней в индивидуальном сознании. По такому пути шел, например, американский психолог У. Кларк, определявший религию как «внутренний опыт индивида, чувствующего трансцендентное»6. Кларк выделял религиозный мистицизм как наиболее «глубокое» постижение трансцендентного, свойственное отдельным избранным личностям, религиозной элите. Он заявлял: «Важнейшие формы религиозной жизни скорее индивидуальны, нежели социальны, носят более личный, чем церковный, характер»7.

Информация о работе Психологические особенности различных представителей религиозных групп