Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей межгруппового взаимодействия. В связи с поставленной целью, мы поставили перед собой три задачи:
1) рассмотреть сущность и виды межгруппового взаимодействия;
2) охарактеризовать способы оптимизации межгруппового взаимодействия;
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. Сущность и виды межгруппового взаимодействия......................................4
1.2. Способы оптимизации межгруппового взаимодействия............................12
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………...27
2. АНАЛИЗ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Обоснование методов исследования............................................................28
2.2. Результаты исследования межгруппового взаимодействия в коллективах предприятий ООО «Стиль» и «Диваныч»..........................................................30
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ .................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..................................................................36
Третье ограничение связано со способами измерения отношения респондентов или участников программ к членам аутгруппы. Проверка гипотезы контакта происходила в основном с помощью опросных методов (анкетирование, социометрия), которые подразумевают индивидуальную оценку респондентом своего отношения к членам другой социальной группы, благоприятности условий контакта и т.д. Однако проведенные еще в 30-х гг. XX в. Исследования показали, что высказываемые человеком социальные установки в ряде ситуаций не соответствуют поведению. Так что даже проверяя эффективность программ по оптимизации межгруппового взаимодействия, используемых в американских школах, исследователи чаще всего измеряли межрасовые оценки, представления, самооценку участников обследования, а не стиль поведения детей по отношению друг к другу.
Четвертое ограничение касается возможности переноса положительного отношения к членам аутгруппы из одной ситуации в другую, например, позитивного отношения, сформированного в ходе взаимодействия «лицом к лицу», проходящего, как правило, в рамках малых групп, на ситуации непродолжительного взаимодействия, например, в магазине, на улице и т.д., с малознакомыми людьми.
Пятое ограничение гипотезы контакта связано с умеренной эффективностью коррекционных программ, построенных с ее учетом. Выше уже были приведены примеры программ по оптимизации межрасовых отношений, использующихся в американских школах. Примечательно, что метаанализ результатов этих программ продемонстрировал их неэффективность в ряде случаев.
Аналогично, применение информационной программы, предложенной израильскими исследователями, продемонстрировало ее умеренную эффективность. В частности, результаты этого исследования показали, что те туристы, которые не получали рекламного проспекта, после поездки в Египет изменили свое мнение об интеллектуальных особенностях его жителей в худшую сторону. Такое же изменение произошло и у туристов, получивших проспект, однако оно было менее выражено. С другой стороны, обе группы туристов изменили свое мнение о дружелюбии египтян в положительную сторону, вне зависимости от того, получали ли они рекламные проспекты. Таким образом, предварительное ознакомление одной из сторон взаимодействия с информацией о другой стороне привело к меньшей выраженности негативной оценки другой стороны после взаимодействия, но не к возникновению позитивной.
Одной из причин низкой эффективности подобного рода программ является их нацеленность на изменение представлений о личностных особенностях, а не о ценностях членов аутгруппы. Вместе с тем эти представления лежат в основе аттитюдов к аутгруппе, сформированных неавторитарными людьми. Аттитюды авторитарных людей основаны на приписывании членам аутгруппы иных ценностей, а не негативных личностных черт. Таким образом, подобные образовательные программы эффективны, в основном, при работе с людьми, характеризующимися низкой степенью авторитаризма.
И, наконец, шестое ограничение гипотезы контакта связано с возможностью использования коррекционных программ, построенных на ее основе. Главная проблема их использования связана с трудностью их применения на уровне больших групп. Работу школьного класса, группы в детском лагере или отдела на предприятии можно организовать таким образом, чтобы она отвечала выделенным выше условиям выполнения гипотезы контакта. Однако построение необходимой ситуации контакта на уровне больших групп (этносов, классов) выходит за рамки компетентности не только психолога или социолога, но и экономиста или политика. Если члены группы меньшинства работают на низкооплачиваемых должностях (неравенство статусов), живут отдельно от членов большинства (непостоянный и близкий контакт) и негативно оцениваются членами группы большинства, усилия небольшого числа людей, которые строят коррекционные программы, ориентированные на работу в малых группах, недостаточно, чтобы сделать условия контакта оптимальными. Непосредственный контакт между членами группы большинства и меньшинства в таких условиях приводит к возрастанию напряженности в межгрупповых отношениях. В этих случаях практически единственным способом оптимизации межгруппового взаимодействия является информирование членов групп-участниц, воссоздание позитивного образа аутгруппы перед непосредственным контактом с ее членами.
Проблема создания позитивного образа аутгруппы неразрывно связана с изучением условий изменения стереотипов. Под стереотипом понимается набор индивидуальных особенностей, приписываемых членам определенной социальной группы, Таким образом, стереотип является когнитивным компонентом аттитюда (социальной установки) по отношению к членам стереотипизированной группы. Проведенные на протяжении последних 30 лет в Западной Европе, США и Канаде исследования демонстрируют наличие трех групп факторов, которые способствуют изменению сложившихся гетеростереотипов с помощью ознакомления их носителей с новой контрстереотипной информацией о поведении членов аутгруппы:
1) особенности вновь поступившей информации о поведении членов аутгруппы;
2) характеристики носителей стереотипов;
3) характеристики самих стереотипов.
Рассмотрим эти группы факторов по порядку. Стереотипы изменяются в том случае, если:
• контрстереотипная (т.е. противоречащая стереотипам) информация о поведении объекта восприятия соотносится с типичным по остальным параметрам членом стереотипизированной группы. Например, типичный по внешнему виду и образу жизни член аутгруппы демонстрирует дружелюбие, противоречащее стереотипному представлению о нем. Если демонстрирующий контрстереотипное поведение человек будет нетипичен сразу по нескольким параметрам, носитель стереотипа не будет рассматривать его как члена стереотипизированной группы и переносить продемонстрированные им контрстереотипные качества на других ее членов;
• противоречащая стереотипам информация о поведении соотносится не с одним, а с несколькими типичными представителями стереотипизированной группы. В противном случае демонстрирующий контрстереотипное поведение член аутгруппы будет рассматриваться как исключение из правила, не имеющее отношения к группе в целом;
• из сообщения следует, что причиной контрстереотипного поведения члена аутгруппы являются его индивидуальные характеристики, а не особенности ситуации. В противном случае носитель стереотипа объяснит его поведение воздействием внешних сил,не имеющих отношения к особенностям членов аутгруппы;
• информация связана с событиями, которые носят экстремальный характер, сказываются на жизни носителей стереотипов и интенсивно описываются в СМИ;
• носитель стереотипов не уверен в их правильности;
• носитель стереотипов когнитивно лабилен;
• изменение стереотипов созвучно целям их носителя;
• носитель стереотипов идентифицирует себя с определенной группой. В этом случае общение с другими членами ингруппы способствует тому, что он изменяет свои стереотипы в сторону их соответствия представлениям одногруппников;
• носитель стереотипов знает, что его мнение противоречит мнению других людей;
• стереотипные черты соответствуют определенному поведению. Для изменения стереотипа необходимо, чтобы его носитель мог сопоставить данные особенности с определенным поведением, например, экстравертированность с разговорчивостью. В этом случае указание на то, что большинство типичных членов группы — объекта стереотипа — не отличаются разговорчивостью, действительно приведет к изменению существующих представлений об их экстравертированности;
• количество контрстереотипных поступков, требующихся для изменения стереотипа, относительно невелико. Если для опровержения наличия у объекта стереотипа той или иной черты необходимо много примеров, оно может не произойти из-за их недостатка;
• ситуации, в которых объект стереотипа может совершить контрстереотипное поведение, встречаются часто. В противном случае изменение стереотипов станет невозможным из-за недостатка соответствующих примеров.
Основной проблемой данного направления исследования является отсутствие жесткой связи между характером стереотипов и поведением их носителей. В некоторых случаях человек, обладающий негативными стереотипами аутгруппы, ведет себя в отношении ее членов вполне миролюбиво, например, опасаясь мести или не желая выглядеть предубежденным. Возможна и противоположная ситуация,в которой поведение человека определяется не позитивными стереотипами, а, например, нежеланием выделяться среди окружающих. Однако знание условий изменения стереотипов позволяет работать с теми ситуациями межгруппового взаимодействия, в которых конфликтное поведение участников определяется их негативными ожиданиями от оппонентов.
Гипотеза контакта и результаты изучения условий изменения стереотипов говорят о том, как сформировать позитивные или изменить негативные гетеростереотипы. Однако они оставляют неясным вопрос о позиции самого носителя стереотипов. Как должен воспринимать себя и окружающих потенциальный участник контакта: как членов определенных социальных групп (межгрупповой уровень) или как людей, наделенных индивидуальными особенностями вне зависимости от той группы, к которой они принадлежат (межличностный уровень)?
Для ответа на этой вопрос в последнее время были сформулированы три когнитивные модели. Их проверка проводится, в основном, с помощью лабораторного эксперимента с участием групп, сформированных на время экспериментальной сессии из ранее не знакомых людей, которые взаимодействуют между собой, или с использованием методики, задействованной в эксперименте Г. Тешфела и Дж. Тернера, в которой респонденты распределяют вознаграждение между членами разных экспериментальных групп при условии, что они лично не знакомы ни с теми, ни с другими и не взаимодействуют с ними.
Согласно модели декатегоризации, цель контакта между членами разных социальных групп — спровоцировать межличностное взаимодействие, не основанное на групповой принадлежности участников. Чтобы добиться этого, необходимо сделать границы между группами более подвижными, разделить однородные группы на смешанные по составу участников подгруппы и ввести в межгрупповой контакт информацию об индивидуальных особенностях членов групп-участниц. Участники межличностного контакта практически не используют социальные категории, позволяющие им классифицировать окружающих на основе групповой принадлежности, и, следовательно, не опираются при их оценке на существующие негативные стереотипы аутгруппы и позитивные — ингруппы. Предполагается, что тенденция формировать впечатление о человеке на основе его индивидуальных особенностей, а не на принадлежности к определенной группе, сохраняется и в дальнейшем. Таким образом, в основу этой модели положено представление о существовании у человека двух видов идентичности — личной и социальной — при условии, что актуализация одной из них ведет к подавлению другой. Модель подразумевает, что для того, чтобы межгрупповой контакт был позитивен, его участники должны принять личную идентичность, т.е. воспринимать себя прежде всего как индивидуальность, а не как члена определенной группы.
В основу моделей рекатегоризации и категоризации положена иная идея. Она заключается в том, что межгрупповое взаимодействие должно быть организовано на групповом уровне, т.е. участники взаимодействия должны осознавать свою принадлежность к определенной социальной группе.
Согласно модели рекатегориазции, основой позитивного межгруппового контакта является не отрицание его участниками своего группового членства вообще, а принятие членами ингруппы общего группового членства и общей социальной идентичности с членами аутгруппы. Принятие общей социальной идентичности приводит к уменьшению выраженности ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации со стороны всех участников взаимодействия. Кроме того, повышается вероятность того, что эта тенденция сохранится в дальнейшем.
Сторонники этой модели полагают, что основным механизмом восприятия окружающих является социальная категоризация, в ходе которой субъект восприятия «распределяет» их по социальным группам. Деление окружающих на группы порождает, в свою очередь, самокатегоризацию субъекта восприятия в одну из выделенных групп и его ингрупповую идентификацию. Их итогом является межгрупповая дифференциация. Неизбежность этих процессов делает борьбу с ними неэффективной.
Лучший выход в данной ситуации — помочь субъекту восприятия найти у представителей разных групп общие особенности, благодаря чему он сможет рассматривать членов ингруппы и аутгруппы как членов единой общности, что уменьшит межгрупповую дифференцицию. Это и является целью межгруппового контакта.
Наиболее яркими свидетельствами, говорящими в пользу этой модели, являются результаты изучения феномена кросскатегоризации, т.е. одновременной самокатегоризации и категоризации человеком окружающих по нескольким основаниям. Наиболее простая ситуация кросскатегоризации включает два параметра: дифференцирующий параметр позволяет человеку отнести себя и окружающих к разным социальным группам, а интегрирующий — объединить их. Категоризация по дифференцирующему основанию вызывает у человека ощущение своего подобия членам ингруппы и отличия от членов аутгруппы.
Введение интегрирующего параметра приводит к уменьшению межгрупповой дифференциации между членами групп, различающихся по дифференцирующему основанию, поскольку подчеркивает сходство их членов.
В целом логика результатов, полученных в исследованиях кросскатегоризации такова:
• введение позитивного основания (например, членства в спортивном клубе, хорошего выполнения теста и т.д.), которое объединяет представителей двух групп, различающихся по другому основанию (например, возрасту полу и т.д.), приводит к уменьшению межгрупповой дифференциации, по крайней мере, со стороны членов низкостатусной группы Этот эффект объясняется возможностью для членов низкостатусной группы повысить свою групповую самооценку;
• в некоторых случаях для того, чтобы позитивное интегрирующее основание оказало свое воздействие, необходимы дополнительные условия. Это происходит, когда люди воспринимают членов ингруппы как более ярких представителей общей группы, чем членов аутгруппы. Члены аутгруппы в данном случае рассматриваются как не обладающие качествами, важными с точки зрения общей групповой идентичности. Например, поляки рассматриваются немцами как «в меньшей степени европейцы, чем немцы». Условия, подавляющие этот эффект, действительно приводят к уменьшению межгрупповой дифференциации. К числу таких условий относится неопределенность и сложность интегрирующего основания кросскатегоризации,в данном случае отсутствие единого образа европейцев;
Информация о работе Психологические особенности межгруппового взаимодействия