Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать нравственно–эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………...…..3
1. Личность и роль физкультуры в ее развитии…………………………….5
2. Психолого–педагогические принципы формирования личности в спорте..............................................................................................................8
3. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности........................................................................................................10
4. Методы и формы воспитания личности в спорте……………….……..22
5. Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных источников……………….……………….............29

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ 1.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

Если человек оценивает  себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении  к труду. У человека с низкой самооценкой  скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству  в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности  и других подобных черт характера.

        Спорт  для человека, им увлеченного,  – дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определенных успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества [18].

Совершенствование системы  физического воспитания оказывает  прогрессивное воздействие на усилия спортивных педагогов по воспитанию полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Появляется возможность  таким образом построить систему  физического воспитания, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно с психическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценного развития личности в образовательном процессе, а физическую культуру сделать действенным фактором ее развития и формирования.

Применение метода сопряженного психофизического воздействия на учащихся в процессе физического воспитания основано на знании и активном использовании  достижений современной психологии. При этом возникает реальная возможность  осуществлять в процессе занятий  физической культурой профилактику вредных привычек, в том числе  зависимости от психоактивных веществ, а также обучение учащихся различным социальным, в том числе коммуникативным, навыкам.

В процессе физического воспитания человек  учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно–вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции. Учет этих факторов в процессе разработки методических рекомендаций по построению учебного процесса с учащимися позволяет сделать этот процесс более эффективным. В свою очередь, повторимся, осуществлять подобный учет возможно, только овладев достаточно прочными основами психологии [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы и формы воспитания личности в спорте

 

Объективная сторона влияния  занятий спортом на интеллект  состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает  в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках  движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности  выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординационными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.) [7].

Занятия физической культурой  и спортом способствуют улучшению  умственной работоспособности в  результате положительного влияния  чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, оказывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

В процессе учебно–тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера – нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно–тренировочного процесс возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств  спортсмена [16].

Волевые качества  на учебно–тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой.

Занятия спортом способствуют формированию положительных эмоций. Причины этого явления объясняются  тем фактом, что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений. Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, – главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно–тренировочного процесса этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно–тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

Результаты, которые достигаются  в формировании личности  на учебно–тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них – сочетание занятий спортом с другими видами деятельности, имеющими воспитательную направленность и осуществляемыми в семье, школе средствами искусства, печати, телевидения и т.д.

Другое важное условие  – постоянный контроль за определенными морально–этическими основами поведения. Согласно мнению многих авторов здесь могут быть выделены три близкие, но несходные стороны:

1) морально–этические положения, характерные для людей, живущих в определенных социально–экономических условиях;

2) мотивы, которыми руководствуется  молодой человек в занятиях  спортом;

3) этические основы поведения  спортсмена [9].

Кроме названных условий  достижения положительных результатов  в формировании личности  следует  указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально–этические положения, которыми руководствуются занимающиеся, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней.

Воспитательная работа как  важнейшая функция педагога приобретает  особое значение на учебно–тренировочных занятиях. В первую очередь это обусловлено тем, что популярные спортсмены часто являются образцом для подражания. Поэтому личностные качества тренера, его идейная убежденность, честность и дисциплинированность будут играть немаловажную роль в формировании личности. Весь стиль поведения педагога должен способствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бодрости и неистощимой энергии.

Глубокое влияние на процесс  формирования личности  оказывает  коллектив, в котором молодой  человек тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность – все это способствует воспитанию членов коллектива.

Совместная коллективная практическая деятельность создает  благоприятные возможности и  для интеллектуального взаимообогащения. Перенимая знания внутри спортивного  коллектива, лучше познается специфика  и назначение физического воспитания как в личной, так и в общественной жизни.

Таким образом, важнейшая  задача занятий физической культурой  и спортом – формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности в ходе учебно–тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно–тренировочных занятиях и, особенно в спортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер занимающихся [2].

Следовательно, решая задачи физического воспитания, преподавателю  необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как  формирование ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование  личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим  занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых  качеств, формирование гуманистических  отношений, приобретение опыта общения. При этом необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Методы воспитания проявляют  свое содержание через:

• непосредственное влияние  воспитателя на воспитанника (посредством  убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного  примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных  условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения и самообразования  и передачи информации, социального  опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального  общения и др [4].

Выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

1) ориентированные на  формирование положительного опыта  поведения воспитанников в общении  и деятельности;

2) направленные на достижение  единства сознания и поведения  воспитанников;

3) использующие поощрения  и наказания [12].

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

– педагог способствует восприятию мира;

– педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;

– педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка [5].

Согласно более или  менее разделяемой всеми учеными  классификации методы воспитания  объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает  их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят  от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой  индивидуально неповторимы. Тем  не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные  типы форм воспитательной работы по количеству участников:

• индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

Информация о работе Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания