Национальные игры - как основа воспитания личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:52, доклад

Краткое описание

Народная педагогика функционирует как педагогика семьи, быта, межличностных отношений. Главным источником физического воспитания детей в семье была трудовая деятельность, т.е. ребенок обучался тому, что и взрослые делали руками. Это развивало у ребят физические способности, тренировало тело, способствовало активной деятельности мыслительных операций: анализа, сравнения и обобщения.

Файлы: 1 файл

Национальные игры-как основа воспитания личности.docx

— 17.58 Кб (Скачать)

                    Национальные  игры  -   как основа   воспитания  личности

 

Народная  педагогика как  самостоятельная область культуры развивается  в соответствии с  многомерным течением. В последние  годы  большой популярностью пользуются исследования Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, К.С. Чиряева,  Д.А. Данилова, Б.Н. Попова, А.П. Оконешниковой,  А.А. Григорьевой и многих других.

Эффективность использования  идей, положений народной педагогики в семейном воспитании в современных  условиях в значительной мере  обеспечивается соблюдением общих закономерностей  воспитания. Личность как социальное   явление формируется под влиянием различных отношений, социальных связей.

Народная педагогика функционирует  как педагогика семьи, быта, межличностных  отношений.  Главным источником физического  воспитания детей в семье была трудовая деятельность, т.е. ребенок  обучался тому, что и взрослые делали руками. Это развивало у ребят  физические способности, тренировало  тело, способствовало активной деятельности  мыслительных операций: анализа, сравнения  и обобщения. В народном воспитании, становлении личности важное место  занимает возрождение национальной культуры, национальные игры, национальные виды спорта, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти.

Физическое воспитание детей  и подростков  находило свое выражение  в народных играх, национальных видах  борьбы, спортивных соревнованиях. В  представлении народа Саха  идеал  физического воспитания – здоровая, жизнерадостная, сильная и отважная молодая смена.За  долгий период развития, северные народы придумали достаточно много различных подвижных игр, которые могут служить действенным, эффективным средством физического развития, подготовки и совершенствования детей и подростков.

Педагогический коллектив  находится в постоянном творческом поиске, совершенствует  учебно-воспитательный  процесс, возрождает народные традиции, его нравственные устои и обычаи.

Учителя, воспитатели, тренеры  Чурапчинской республиканской спортивной средней общеобразовательной школы - интернат им. Д.П. Коркина в своей работе  используют основы многовековой народно-педагогической мудрости. В последние годы    часто обращаются к народной педагогике. Постоянно применяют на уроках и внеклассных мероприятиях  народные изречения, образцы фольклорных произведений в трудовом, физическом и эстетическом воспитании школьников. Ежегодно  по окончании учебного  года  проводится якутский национальный праздник «Ысыах». На этот праздник  весь педагогический коллектив и школьники приходят в национальных  костюмах, исполняют  народные песни, танцы, осуохай, фольклорные фестивали разных жанров, спортивные  национальные игры, состязания.

Центральное место в системе  физического воспитания занимают  подвижные игры. В народном представлении  игры не только развлечение, но и средство физического, нравственного и эстетического  воспитания детей. Учителя физической культуры и тренеры  придают особое значение  национальным играм –  как важному средству физического  развития и воспитания  школьников.

В игровой деятельности северных народов традиционно можно обнаружить попытку подражания поведению различных  зверей, птиц, что также свидетельствует  о духовном единении с природой. В начальных классах  рекомендуют  игры, которые по своей силовой  нагрузке и содержанию более подходят малышам: «Сокол и утки» (мохсо5ол уонна кус), «Волк и жеребята» ( боро уонна кулуннар), «Невод» ( мунха), и.т.д. А на уроках физкультуры в 5-6 классах преобладают игры соревновательного характера с элементами единоборства, прыжковых упражнений  (чохчохой, атах тэпсии), упражнение в равновесии (халбас харата, котох ына5ы туруоруу).

Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей   подвижные игры.  Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом. Они направляются на преодоление различных трудностей, поставленных на пути достижения цели.

Игровая деятельность является не только элементом культуры, она  является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется  многообразием целевых установок  и мотивированных действий.  Игры отличались своим содержанием, но многие из них преследовали цель воспитания, развития различных физических качеств  детей.  Игры «Скачки» (Ат буолан курэхтэhии), «Былаатынан таhыйсыы» (Гонка с платком)  способствуют развитию скоростных способностей, скоростной выносливости.

Коллективная  игра «Хомуур мас тардыhыы» (групповое перетягивание палки) организовывается с целью воспитания чувства коллективизма, взаимовыручки, развивает силовые способности, ловкость. Также интерес вызывает коллективное единоборство в игре «Бэчимэ тардыhыы» (Перетягивание бечевки). Посредством игры воспитывается у детей упорство, умение преодолевать трудности, терпимость, развиваются силовые способности, укрепляется опорно-двигательный аппарат, крепнут руки. Высокой эмоциональностью отличались всегда народные состязания. Игра-состязание «Ким тургэний?» (Кто быстрее?) также позволяет получить огромное удовольствие занимающимся. Издревле в народе всегда ценились люди-охотники быстрые и ловкие, которые могли наравне тягаться с хищными зверями.

Детские народно-национальные игры являются прямым отражением реальной действительности, жизненного уклада, особенностей среды и условий  проживания, специфику трудовой деятельности родителей, старших. Дети всегда стараются  подражать хозяйственно-промысловую  деятельность взрослых.  Через игровую  деятельность идет подготовка молодого поколения к жизненной практике, освоение определенных трудовых навыков, развитие необходимых физических, нравственных, психологических качеств. Из исторического  опыта традиционного физического  воспитания народа Саха и других коренных народов республики,  такие подвижные  игры как «Мунха» (Невод), «Дул5аларынан ыстаныы» (Прыжки по кочкам), которые способствуют гармоничному развитию двигательных способностей детей.

Во время занятий традиционными, исконно народными играми дети получают моральное, духовное удовлетворение в котором   они осваивают опыт взрослых. Игровые коллизии вызывают у школьников стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Игры вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать, уметь. В современных условиях как нельзя остра необходимость проведения физкультурных занятий на свежем воздухе, в спортивных площадках, полянах, лужайках, в лесу. И здесь могут применяться такие игры как «Онхойдорго суурдуу». (Игра в лунки). Игра развивает реакцию, быстроту, ловкость, координацию движений; «Суосканы тэбии» (Игра в жостки). Это очень хорошее подготовительное упражнение для будущих футболистов; «Сахалыы хаарга мээчик тэбии» (Игра в якутский снежный футбол).

Формирование полноценной  личности достигается в результате взаимодействия всех сторон воспитания, коренные народы севера учили детей  не только труду, поднимали не только уровень физической подготовленности, прививали другие жизненно важные физические качества,  стремились развивать  умственные способности. В практике традиционного физического воспитания имели место различные настольные игры, развивающие у детей творческое мышление, сообразительность, сноровку, мелкую моторику, быстроту двигательной реакции, ловкость рук.  Могут применяться  на уроках физической культуры, во внеклассных  и неурочных формах занятий: «Игра  в палочки» (Тырыынка), «Игра в лучинки» (Хабылык), «Игра в камешки» (Хаамыска), «Битье фишек» (Тыксаан).

Традиции физического  воспитания и духовная культура должны рассматриваться как гармонично слившееся единство и как одно из важнейших и эффективных средств  физического воспитания современного подрастающего поколения. Положительное  влияние народно-национальных средств  и методов физического воспитания на гармоничное, всестороннее физическое и духовное становление личности неоценимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Национальные игры - как основа воспитания личности