Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать нравственно–эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………...…..3
1. Личность и роль физкультуры в ее развитии…………………………….5
2. Психолого–педагогические принципы формирования личности в спорте..............................................................................................................8
3. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности........................................................................................................10
4. Методы и формы воспитания личности в спорте……………….……..22
5. Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных источников……………….……………….............29

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ 1.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

•  групповые – несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

•   массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия [9].

Выделены также формы  работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно  полезной, эстетической, физкультурно–оздоровительной, ценностно–ориентационной.

В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного  воздействия: словесные, практические, наглядные [16].

К специфическим методам  физкультуры и спорта относят: методы строго регламентированного упражнения, использование упражнений в игровой  форме, соревновательный метод.

В педагогике спорта, в основном, применяют как индивидуальную, так  и групповую, массовую формы, и методы стимулирования поведения. При этом вовсе не отвергаются иные методы воспитания личности в спорте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

         На основе изученного научного и специального  материала выявили, что в личностном аспекте физическая культура представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека. Физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание – важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно–оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой – формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, эстетических представлений и потребностей.

        Исследуя проблемы влияния физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности, нами установлено, что   физические нагрузки  имеют огромное значение в формировании  психической сферы. Занятия спортом и физкультурой способствуют положительному изменению свойств личности, служат барьером на пути возникновения вредных привычек. Благодаря физическим нагрузкам у человека развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции  психических состояний. Не потеряла своего значения формула «в здоровом теле – здоровый дух», которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современной наукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервную систему осуществляется непрерывно и многообразно. Однако возможно и отрицательное влияние учебно–тренировочных занятий на интеллект, которое обычно вызвано односторонним увлечением спортом или утомлением, наступающим вследствие занятий со слишком большими нагрузками.

       Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности в ходе учебно–тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания.    Формирование двигательных навыков и развитие физических качеств зависит от содержательного (учебный материал программы, способы, методы обучения, материальная база, техническое оснащение), деятельностного (активность учителя и учеников) и временного компонентов обучения. Одним из основных условий успеха в учебно–тренировочных занятиях и, особенно в спортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер занимающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Алейникова, Т.В. Психоанализ: Учеб. пособие / Т.В. Алейникова. – М. : Академия, 2000. – 352 с.
  2. Алешков, И.А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности / И.А. Алешков.  – М. : Академия, 1978. – 123 с.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. – М. : МГУ, 1990. – 367 с.
  4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК / Б.А. Ашмарин. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
  5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
  6. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры / В.К. Бальсевич. – М. : Физкультура и спорт, 1990 – №1 – С. 22–26
  7. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М. : Медгиз, 1947. – 255 с.
  8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Академия, 1998. – 336 с.
  9. Демин,  В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности / В.А. Демин. – М. : Физкультура и спорт, – 1975. – 354 с.
  10. Ильин,  Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин.  – М. : Просвещение, 1987. – 654 с.
  11. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М. : Академия, 2007. – 352 с.
  12. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М. : Радуга, 1982. – 400 с.
  13. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М. : Педагогика, 1990. – 112 с.
  14. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 358 с.
  15. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М. : Педагогика, 1991. – 174 с.
  16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  17. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М. : Педагогика, 1990. – 112 с.
  18. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2001. – 130 с. 
  19. Физиология человека: в 11 т. / Гурфинкель В.С. – М. : Просвещение, 1975–1985. Т–11: О связи между восприятием положения звеньев тела и движением / В.С. Гурфинкель, Е.Е Дебрева, Ю.С. Левик. – 1985. – С. 7–11.
  20. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – 2–е изд., перераб. – М. : Высш. шк., 2007. – 639 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания