Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать нравственно–эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………...…..3
1. Личность и роль физкультуры в ее развитии…………………………….5
2. Психолого–педагогические принципы формирования личности в спорте..............................................................................................................8
3. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности........................................................................................................10
4. Методы и формы воспитания личности в спорте……………….……..22
5. Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных источников……………….……………….............29

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ 1.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных наук, философии и права

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

        Студентка

        ФОЗОЖ, 4курс ФР и Э                                 Макаревич С. С.                                                  

 

                                                                                                       

 Руководитель     

 кандидат пед.    

 наук, доцент                                                           Вечорко Г. Ф.

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2011

 

Содержание

 

  Введение…..………………………………………………………………...…..3

3

  1. Личность и роль физкультуры в ее развитии…………………………….5

5

  1. Психолого–педагогические принципы формирования личности в спорте..............................................................................................................8

8

   3. Влияние физической культуры и спорта на  гармоничное развитие               личности........................................................................................................10

1

   4.  Методы и формы воспитания личности в спорте……………….……..22

   5.  Заключение……………………………………………………………….27

Список использованных источников……………….……………….............29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Физическая культура и  спорт все больше проникают в  повседневную жизнедеятельность всех слоев населения. Появляется насущная необходимость проведения специальных  научных исследований с целью  изучения эффективности влияния  физкультурно–спортивной деятельности на процесс формирования физкультурных потребностей, мотивационно–ценностных ориентаций как отдельной личности, так и различных социальных групп, среди которых наибольший интерес для нас представляет  молодежь.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т. е. человек, в котором гармонически сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство. При построении гуманистического общества формирование всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей. Какие бы задачи не стояли перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением  жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти на компромиссы  в решении конфликтных ситуаций. В решении всех этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе [1].

В настоящее время интерес  к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически  все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и психология, и педагогика, и  генетика.

Цель  нашей работы – показать нравственно–эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности.

изучить понятие, структуру  и формирование личности с точки  зрения различных подходов; выявить  социально–психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность; 

Предмет исследования – личность человека в совокупности всех его психологических свойств и качеств.

Объектом данного исследования, на наш взгляд, могут выступать характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, ролей личности в различных общностях.

 

 

 

Задачи:

         1. Изучить научную и специальную литературу, отражающую значение психологических основ формирования личности посредством физического воспитания и осуществить сравнительно–сопоставительный анализ.

2. Выявить особенности влияния физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности.

3. Разработать элементы  методики применения физической  культуры и спорта  для эффективного  решения задач физического воспитания.

 

При выполнении работы использованы методы:

– теоретические (сравнительно–сопоставительный  анализ основных положений, представленных в психолого–педагогической литературе по теме исследования, структурно–функциональный  анализ содержания процесса обучения и воспитания в сфере физической культуры на уровне дошкольной организации);

– эмпирические – систематизация и обобщение существующего опыта проявления индивидуально–психологических свойств личности  в спортивной деятельности, а также их качественный анализ, самоанализ личного опыта преподавания, психодиагностические методы;

– статистические – качественный и количественный анализ продуктов  спортивной деятельности.

Направленность на целостный  подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных  психологов: Б.Г. Ананьева; Б.Ф. Ломова; А.В. Петровского; А.Г. Ковалёва; С.Л. Рубинштейна; Е.В. Шорохова; К.Л. Абульханова; В.Н. Мясищева; Д.Н. Узнадзе; Б.В. Зейгарник; И.М. Палей; Б.С. Братусь.

Также проблемой личности занимались такие психологи как: Бодалёв Л.А.; Брушлинский  А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.

 Важное значение имеют педагогические, культурологические и социологические работы, анализирующие сферу физической культуры как общественное явление, как фактор воспитания физической культуры личности: В.У.Агеевец, И.М.Быховская, М.В.Выдрин, Н.Н.Визитей, Л.И.Лубышева, В.П.Лукьяненко, В.А.Магии, Л.П.Матвеев, Н.А.Пономарев, М.И.Пономарев, В.И.Столяров, и другие [9].

 

 

1. Личность и роль физической культуры в ее развитии

 

« Между умственным и физическим

развитием человека существует

тесная связь, вполне выясняющаяся

при изучении человеческого

организма и его отправлений.

Умственный рост и развитие

требуют соответствующего

развития физического».

П. Ф. Лесгафт [14].

 

Процесс развития культуры состоит в том, что человек  одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания – значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

В личностном аспекте она  представляет собой ту часть общей  культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности  и жизнеспособности человека и состояния  его здоровья. Она позволяет с  помощью своих специфических  средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека [8].

Личность – одна из базовых  категорий психологической науки. Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования) [15].

Включение человека в социальный мир основано на его понимании  и освоении системы существующих в этом мире субъект–объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности. Бытие личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно «работать» лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях.

Воспитание – комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения, решения задач трудового и патриотического воспитания. Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего, на нравственное. Укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг каждого человека.

Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять  и совершенствовать свое телесное «Я». А для этого необходим определенный объем знаний: о морфофункциональных  особенностях различных органов  и систем организма, о влиянии  физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств.

Другое необходимое условие  формирования физической культуры личности – это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие способностей. И, пожалуй, самое основное требование – практическое применение знаний и умений в своей жизни.

Методологические подходы  к организации физкультурно–спортивного образования рассматриваются как совокупность идей и концептуальных положений построения педагогических технологий, взглядов, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения. Содержательную основу их реализации составляют: планирование, подготовка преподавателей, качественное проведение ими учебных занятий, материально–техническое, финансовое и медицинское обеспечение учебного процесса, контроль, проверка и оценка эффективности учебной и научно–исследовательской работы [20].

Функции физической культуры и спорта представляют целенаправленный педагогический процесс и выступают  одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающим психологический  и биологический потенциал жизнедеятельности  обучаемых. Физическое состояние студентов зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит здоровому образу жизни. Основными компонентами являются повседневная учеба, систематические занятия физическими упражнениями и правильная организация отдыха [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психолого–педагогические принципы формирования личности в спорте

 

Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет  спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью  для участвующих в данном процессе:

1. Анализ социально–психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние национальных особенностей и традиций на развитие спорта, межличностные отношения и психологический климат спортивных команд, профессионализм в спорте).

2. Исследование особенностей  развития и формирования личности  в условиях спортивной деятельности (изучение механизмов формирования  и динамики личности, мотивов,  двигательных способностей в  спорте).

3. Изучение психологических  основ формирования двигательных  навыков и качеств (специализированные  восприятия, психологические особенности  различных видов спорта и видов  тренировки, методы управления психическими  состояниями).

4. Обоснование факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов в соревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности).

5. Определение основ психологического  обеспечения спортивной деятельности (психоспортграммы и психологические типологии видов спорта, методы управления психическим состояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование и психокоррекция) [4].

Основополагающим принципом  физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно–практическую направленность воспитательного процесса.

Информация о работе Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания