Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа
Цель нашей работы – показать нравственно–эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности.
Введение…..………………………………………………………………...…..3
1. Личность и роль физкультуры в ее развитии…………………………….5
2. Психолого–педагогические принципы формирования личности в спорте..............................................................................................................8
3. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности........................................................................................................10
4. Методы и формы воспитания личности в спорте……………….……..22
5. Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных источников……………….……………….............29
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра гуманитарных наук, философии и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания
Студентка
ФОЗОЖ,
4курс ФР и Э
Руководитель
кандидат пед.
наук, доцент
ПИНСК 2011
Содержание
Введение…..………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
8 |
3. Влияние физической
культуры и спорта на гармоничное
развитие
личности...................... |
1 |
4. Методы и формы воспитания личности в спорте……………….……..22 5. Заключение…………………………………………………… Список использованных источников……………….………………....... |
Введение
Физическая культура и спорт все больше проникают в повседневную жизнедеятельность всех слоев населения. Появляется насущная необходимость проведения специальных научных исследований с целью изучения эффективности влияния физкультурно–спортивной деятельности на процесс формирования физкультурных потребностей, мотивационно–ценностных ориентаций как отдельной личности, так и различных социальных групп, среди которых наибольший интерес для нас представляет молодежь.
Идеалом человечества всегда
была всесторонне развитая личность,
т. е. человек, в котором гармонически
сочетается духовное богатство, интеллектуальное
и физическое совершенство. При построении
гуманистического общества формирование
всесторонне развитых людей становится
реально осуществимой практической
задачей. Какие бы задачи не стояли
перед человеком или обществом,
все они в значительной мере определяются
характером человеческих отношений, умением
жить вместе, разделять общие ценности,
нормы поведения, идти на компромиссы
в решении конфликтных
В настоящее время интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и психология, и педагогика, и генетика.
Цель нашей работы – показать нравственно–эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности.
изучить понятие, структуру и формирование личности с точки зрения различных подходов; выявить социально–психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность;
Предмет исследования – личность человека в совокупности всех его психологических свойств и качеств.
Объектом данного исследования, на наш взгляд, могут выступать характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, ролей личности в различных общностях.
Задачи:
1. Изучить научную и специальную литературу, отражающую значение психологических основ формирования личности посредством физического воспитания и осуществить сравнительно–сопоставительный анализ.
2. Выявить особенности влияния физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности.
3. Разработать элементы
методики применения
При выполнении работы использованы методы:
– теоретические (сравнительно–
– эмпирические – систематизация и обобщение существующего опыта проявления индивидуально–психологических свойств личности в спортивной деятельности, а также их качественный анализ, самоанализ личного опыта преподавания, психодиагностические методы;
– статистические – качественный и количественный анализ продуктов спортивной деятельности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г. Ананьева; Б.Ф. Ломова; А.В. Петровского; А.Г. Ковалёва; С.Л. Рубинштейна; Е.В. Шорохова; К.Л. Абульханова; В.Н. Мясищева; Д.Н. Узнадзе; Б.В. Зейгарник; И.М. Палей; Б.С. Братусь.
Также проблемой личности занимались такие психологи как: Бодалёв Л.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.
Важное значение имеют педагогические, культурологические и социологические работы, анализирующие сферу физической культуры как общественное явление, как фактор воспитания физической культуры личности: В.У.Агеевец, И.М.Быховская, М.В.Выдрин, Н.Н.Визитей, Л.И.Лубышева, В.П.Лукьяненко, В.А.Магии, Л.П.Матвеев, Н.А.Пономарев, М.И.Пономарев, В.И.Столяров, и другие [9].
1. Личность и роль физической культуры в ее развитии
« Между умственным и физическим
развитием человека существует
тесная связь, вполне выясняющаяся
при изучении человеческого
организма и его отправлений.
Умственный рост и развитие
требуют соответствующего
развития физического».
П. Ф. Лесгафт [14].
Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания – значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
В личностном аспекте она
представляет собой ту часть общей
культуры человека, которая является
внутренней мерой степени развития
физических сил и двигательных навыков,
а также уровня жизнедеятельности
и жизнеспособности человека и состояния
его здоровья. Она позволяет с
помощью своих специфических
средств и методов раскрывать
потенциальные возможности
Личность – одна из базовых
категорий психологической
Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект–объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности. Бытие личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно «работать» лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях.
Воспитание – комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения, решения задач трудового и патриотического воспитания. Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего, на нравственное. Укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг каждого человека.
Физическая культура личности
связана с желанием, потребностью
и умением человека сохранять
и совершенствовать свое телесное «Я».
А для этого необходим
Другое необходимое условие формирования физической культуры личности – это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие способностей. И, пожалуй, самое основное требование – практическое применение знаний и умений в своей жизни.
Методологические подходы
к организации физкультурно–
Функции физической культуры
и спорта представляют целенаправленный
педагогический процесс и выступают
одним из факторов социокультурного
бытия, обеспечивающим психологический
и биологический потенциал
2. Психолого–педагогические принципы формирования личности в спорте
Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе:
1. Анализ социально–психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние национальных особенностей и традиций на развитие спорта, межличностные отношения и психологический климат спортивных команд, профессионализм в спорте).
2. Исследование особенностей
развития и формирования
3. Изучение психологических
основ формирования
4. Обоснование факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов в соревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности).
5. Определение основ
Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно–практическую направленность воспитательного процесса.
Информация о работе Психологические основы формирования личности посредством физического воспитания