Содержание
Введение
Физическая культура является
частью передовой культуры, достоянием
всего народа.
Физическая культура – это
вид культуры, который представляет собой
специфический процесс и результат человеческой
деятельности, средство и способ физического
совершенствования людей для выполнения
ими своих социальных обязанностей.
Это мощное средство не только
физического совершенствования и оздоровления,
но также и воспитания социальной, трудовой
и творческой активности трудящихся. Физическая
культура не исчерпывается упражнениями,
спортом, гимнастикой, играми и туризмом,
она заключает в себе общественную и личную
гигиену труда, быта, использование естественных
сил природы для закаливания, правильный
режим труда, отдыха и питания.
Для сохранения и укрепления
здоровья, предупреждения болезней и преждевременной
старости необходимо сознательное, высококультурное
поведение людей, основанное на понимании
сложных закономерностей, формирующих
состояние здоровья и характер заболеваний.
Немало важным в
физической культуре, является физическое
воспитание и его естественнонаучная
основа.
Физическое воспитание – это
очень важная деталь образования. Без
него невозможно представить ни одну школьную
или вузовскую программу обучения.
Занятие физкультурой и спортом
восполняет потребности организма в физическом
труде. Поэтому физическое воспитание
так необходимо в школах и вузах. Но нельзя
забывать и о том, что бессистемное обучение
физической культуре может не помочь,
а, наоборот, навредить организму. Необходимо
помнить о том, что полезно только физическое
воспитание, основанное на строгой и понятной
системе.
В моей работе, я хочу рассмотреть естественнонаучные основы
физического воспитания, раскрыть понятие
физического воспитания и принципы системы
физического воспитания.
Задачами физического воспитания
являются:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития
- повышение сопротивляемости организма
- формирование двигательных навыков
- воспитание воли, дисциплинированности
- закаливание
Глава 1 Физическое
воспитание
Чтобы раскрыть тему своей контрольной
работы сначала я хочу раскрыть понятия
физического воспитания, которое играет
большую роль в моей теме.
Физическое воспитание
- это система мероприятий,
направленных на воспитание здоровой,
всесторонне развитой и морально стойкой
молодежи средствами физкультуры и спорта
и естественными силами природы.
Физическое воспитание - общественное
явление. Оно возникает вместе с обществом
и развивается по законам общественного
развития. Идеи, направляющие социальную
практику физического воспитания, и формы
ее организации всегда обусловлены конкретными
общественными отношениями, что находит
свое выражение в особенностях систем
физического воспитания, создаваемых
в условиях различных общественных формаций.
Социальная обусловленность
физического воспитания заключа6ется
в том, что в ходе его достигается социально
значимая цель, т.е. цель, которая является
существенно важной как для развития самого
человека, так и для прогресса общества
в целом. Кроме того, это означает, что
физическое воспитание протекает в рамках
определенной социальной организации,
которая располагает необходимыми возможностями
для обеспечения интересов общества в
этом направлении.
Такая социальная организация
носит название системы.
Система физического воспитания
представляет собой упорядоченную
относительно цели деятельности совокупность
элементов физической культуры.
Под понятием система имеют
в виду нечто целое, представляющее собой
единство закономерно расположенных и
находящихся во взаимной связи частей,
предназначенных для выполнения конкретных
функций и решения тех или иных задач.
Система физического воспитания
— это исторически обусловленный тип
социальной практики физического воспитания,
включающий мировоззренческие, теоретико-методические,
программно-нормативные и организационные
основы, обеспечивающие физическое совершенствование
людей и формирование здорового образа
жизни.
- Мировоззренческие основы.
Мировоззрение представляет собой совокупность
взглядов и идей, определяющих направленность
человеческой деятельности.
- Теоретико-методические основы.
Система физического воспитания опирается
на достижения многих наук.
- Программно-нормативные основы.
Физическое воспитание осуществляется
на основе обязательных государственных
программ по физической культуре и спорту
(программы для дошкольных учреждений,
общеобразовательной школы, средних и
высших учебных заведений, армии и т.д.).
- Организационные основы.
Цели и задачи физического
воспитания
Целью физического воспитания
является оптимизация физического развития
человека, всестороннего совершенствования
свойственных каждому физических качеств
и связанных с ними способностей в единстве
с воспитанием духовных и нравственных
качеств, характеризующих общественно
активную личность.
Для того чтобы цель
сделать реально достижимой в
физическом воспитании, решается
комплекс конкретных задач (специфических
и общепедагогических), которые отражают
многогранность процесса воспитания,
этапы возрастного развития воспитываемых,
уровень их подготовленности, условия
достижения намеченных результатов.
К специфическим задачам
физического воспитания относятся две
группы задач: задачи по оптимизации физического
развития человека и образовательные
задачи.
Решение задач по оптимизации
физического развития человека должно
обеспечить:
- оптимальное развитие физических
качеств, присущих человеку;
- укрепление и сохранение здоровья,
а также закаливание организма;
- совершенствование телосложения
и гармоничное развитие физиологических
функций;
- многолетнее сохранение высокого
уровня общей работоспособности.
Физическое воспитание обеспечивает
долголетнее сохранение высокого уровня
физических способностей, продлевая тем
самым работоспособность людей.
К специальным образовательным
задачам относят:
- формирование различных жизненно
важных двигательных умений и навыков;
- формирование спортивных двигательных
умений и навыков.
- приобретение базовых знаний
научно-практического характера.
Принципы физического
воспитания
предполагает активное и комплексное
использование всех органов чувств (а
не только опору на зрительно воспринимаемую
информацию).
означает соблюдение меры между
возможностями занимающихся и объективными
трудностями выполнения ФУ (координационной
сложности, интенсивности, длительности
и др.) или оптимальное сочетание задач,
средств и методов физического воспитания
с возможностями занимающихся.
Доступность - это не легкость,
а посильная трудность. Методика определения
доступности складывается из определения
меры индивидуальной и групповой доступности.
рассматривается в качестве
отправных (исходных) установок, регламентирующих
системное построение учебно-воспитательного
процесса. Бессистемность, неупорядоченность
недопустимы, они приводят к резкому снижению
эффекта занятий и всего процесса воспитания.
- Специфические принципы.
- Сознательность и активность
- Динамичность
Глава 2 Естественнонаучные
основы физического воспитания
Естественнонаучные основы
физического воспитания – это комплекс
медико-биологических наук. Человек подчиняется
биологическим закономерностям, присущим
всем живым существам. Однако от представителей
животного мира он отличается не только
строением, но развитым мышлением, интеллектом,
речью, особенностями социально-бытовых
условий жизни и общественных взаимоотношений.
Физическое развитие может
идти как стихийным путем (естественное
физическое развитие человека), так и целенаправленно,
под влиянием специально подобранных
физических упражнений в процессе физического
воспитания и спортивной тренировки.
Знания о строении
человеческого тела, о закономерностях
функционирования отдельных органов
и систем организма позволяют
организовать процесс формирования
здорового образа жизни и физической
подготовки учащейся молодежи.
Достижения медико-биологических
наук (анатомии, физиологии, биологии,
биохимии, гигиены и др.) лежат в основе
организации и проведения занятий по физическому
воспитанию, на них же должны основываться
и самостоятельные занятия.
Основные сведения
из некоторых учебных дисциплин
студенты вуза получают в школе.
Так как в процессе физического
воспитания решаются задачи формирования
специальных знаний, умений и
навыков, а также развития разносторонних
физических способностей человека,
основное внимание уделим особенностям
обучения двигательным действиям,
закономерностям повышения функциональных
возможностей органов и систем
организма.
При изучении органов и функциональных
систем человека необходимо придерживаться
принципа целостности и единства организма
с внешней природной и социальной средой.
2.1 Организм человека
как единая биологическая система
Все органы человеческого организма
тесно связаны между собой, находятся
в постоянном взаимодействии и являются
сложной единой саморегулирующейся и
саморазвивающейся системой. Деятельность
организма как единого целого включает
взаимодействие психики человека, его
двигательных и вегетативных функций
с различными условиями окружающей среды.
Внешние природные и социальные
условия существования, с которыми человеческий
организм находится в постоянном взаимодействии,
могут оказывать на него как положительные,
так и вредные воздействия. Отличительной
особенностью человека является возможность
сознательно и активно изменять как внешние
природные, так и социально-бытовые условия
для укрепления здоровья, повышения умственной
и физической работоспособности и продления
жизни.
Единство организма человека
с внешней средой проявляется, прежде
всего, в непрерывно протекающих сложных
процессах обмена веществ.
Обмен веществ или метаболизм,
это совокупность всех химических изменений
и всех видов превращений веществ и энергии,
обеспечивающих развитие, жизнедеятельность
и самовоспроизведение организмов, их
связь с окружающей средой и адаптацию
к изменениям внешних условий.
Основу обмена веществ составляют
процессы катаболизма и анаболизма.
Катаболизм (от греч. katabole –
сбрасывание, разрушение) – совокупность
протекающих в живом организме ферментативных
реакций расщепления сложных органических
веществ, включая и пищевые. В процессе
катаболизма, который называют также диссимиляцией,
происходит освобождение энергии, заключенной
в химических связях крупных органических
молекул, и запасание ее в форме богатых
энергией связей АТФ. К катаболическим
процессам относятся клеточное дыхание,
гликолиз, брожение. Основные конечные
продукты катаболизма – вода, углекислый
газ, аммиак, мочевина, молочная кислота,
которые выводятся из организма через
кожу, легкие и почки.
Анаболизм (от греч. anabole – подъем)
– совокупность химических процессов
в живом организме, направленных на образование
и обновление структурных частей клеток
и тканей. Процессы анаболизма, которые
называют также ассимиляцией, составляют
противоположную катаболизму сторону
обмена веществ, и заключаются в синтезе
сложных молекул из более простых с использованием
энергии, высвободившейся в первой фазе
метаболизма.
Посредником между организмом
и внешней средой является кровь, которая
принимает продукты распада, а также несет
к тканям вещества, необходимые для осуществления
процессов ассимиляции.
Процессы ассимиляции и диссимиляции
тесно связаны между собой и составляют
сущность жизни. Однако между ними далеко
не всегда наблюдается равновесие. Так,
при процессах роста преобладают процессы
ассимиляции; при голодании, тяжелых заболеваниях,
интенсивном физическом и умственном
труде процессы диссимиляции могут быть
значительно выше процессов ассимиляции.
При правильном соотношении процессов
ассимиляции и диссимиляции в организме
взрослого человека наблюдается относительное
равновесие в обмене веществ, что выражается
в постоянстве веса. Снижение веса свидетельствует
о недостатке веществ в организме и, наоборот,
прибавка в весе говорит о преобладании
процессов синтеза над процессами распада.
В процессе обмена веществ различают
три этапа:
1-й этап – поступление
в организм питательных веществ
и кислорода;
2-й этап – усвоение
питательных веществ и кислорода
тканями и протекание окислительных
биохимических реакций с поглощением
и освобождением энергии;