Естественнонаучные основы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

В моей работе, я хочу рассмотреть естественнонаучные основы физического воспитания, раскрыть понятие физического воспитания и принципы системы физического воспитания. Задачами физического воспитания являются:
укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение сопротивляемости организма
формирование двигательных навыков, воспитание воли, дисциплинированности, закаливание.

Оглавление

Введение 2
Глава 1 Физическое воспитание 4
1.1 Цели и задачи физического воспитания 5
1.2 Принципы физического воспитания 6
Глава 2 Естественнонаучные основы физического воспитания 8
2.1 Организм человека как единая биологическая система 9
2.2 Мышечная деятельность – необходимое условие развития организма и улучшения здоровья 14
2.3. Основы овладения двигательными действиями 15
2.4. Физиологические механизмы развития двигательных качеств 18
Заключение 23
Литература 24

Файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Физическая культура является частью передовой культуры, достоянием всего народа.

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Это мощное средство не только физического совершенствования и оздоровления, но также и воспитания социальной, трудовой и творческой активности трудящихся. Физическая культура не исчерпывается упражнениями, спортом, гимнастикой, играми и туризмом, она заключает в себе общественную и личную гигиену труда, быта, использование естественных сил природы для закаливания, правильный режим труда, отдыха и питания.

Для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения болезней и преждевременной старости необходимо сознательное, высококультурное поведение людей, основанное на понимании сложных закономерностей, формирующих состояние здоровья и характер заболеваний.

 Немало важным в  физической культуре, является физическое воспитание и его естественнонаучная основа.

Физическое воспитание – это очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения.

Занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.

В моей работе, я хочу рассмотреть естественнонаучные основы физического воспитания, раскрыть понятие физического воспитания и принципы системы физического воспитания. 

Задачами физического воспитания являются:

    • укрепление здоровья, улучшение физического развития
    • повышение сопротивляемости организма
    • формирование         двигательных        навыков     
    •   воспитание воли, дисциплинированности
    • закаливание

 

 

Глава 1 Физическое воспитание

 

Чтобы раскрыть тему своей контрольной работы сначала я хочу раскрыть понятия физического воспитания, которое играет большую роль в моей теме.

Физическое  воспитание  -   это  система мероприятий,  направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы.

Физическое воспитание - общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития. Идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях различных общественных формаций.

Социальная обусловленность  физического воспитания заключа6ется в том, что в ходе его достигается  социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения интересов общества в этом направлении.

Такая социальная организация  носит название системы.

Система физического  воспитания представляет собой упорядоченную  относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры.

Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического  воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

  1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
  2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук.
  3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.).
  4. Организационные основы.
    1. Цели и задачи физического воспитания

 

Целью физического  воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.

 Для того чтобы цель  сделать реально достижимой в  физическом воспитании, решается  комплекс конкретных задач (специфических  и общепедагогических), которые отражают  многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия  достижения намеченных результатов.

К специфическим  задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

    • оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
    • укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание  организма;
    • совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
    • многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность  людей.

К специальным образовательным  задачам относят:

      • формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
      • формирование спортивных двигательных умений и навыков.
      • приобретение базовых  знаний научно-практического характера.
    1. Принципы физического воспитания

 

  • Принцип наглядности:

предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию).

  • Принцип доступности

означает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения ФУ (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся.

Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности.

  • Принцип систематичности

рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания.

  • Специфические принципы.
  • Сознательность и активность
  • Динамичность

 

 

Глава 2 Естественнонаучные основы физического воспитания

 

Естественнонаучные основы физического воспитания – это комплекс медико-биологических наук. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений.

Физическое развитие может идти как стихийным путем (естественное физическое развитие человека), так и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

 Знания о строении  человеческого тела, о закономерностях  функционирования отдельных органов  и систем организма позволяют  организовать процесс формирования  здорового образа жизни и физической  подготовки учащейся молодежи.

Достижения медико-биологических наук (анатомии, физиологии, биологии, биохимии, гигиены и др.) лежат в основе организации и проведения занятий по физическому воспитанию, на них же должны основываться и самостоятельные занятия.

 Основные сведения  из некоторых учебных дисциплин  студенты вуза получают в школе. Так как в процессе физического  воспитания решаются задачи формирования  специальных знаний, умений и  навыков, а также развития разносторонних  физических способностей человека, основное внимание уделим особенностям  обучения двигательным действиям, закономерностям повышения функциональных  возможностей органов и систем  организма.

При изучении органов и функциональных систем человека необходимо придерживаться принципа целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.

2.1 Организм человека  как единая биологическая система

 

Все органы человеческого организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются сложной единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

Внешние природные и социальные условия существования, с которыми человеческий организм находится в постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как положительные, так и вредные воздействия. Отличительной особенностью человека является возможность сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности и продления жизни.

Единство организма человека с внешней средой проявляется, прежде всего, в непрерывно протекающих сложных процессах обмена веществ.

Обмен веществ или метаболизм, это совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии, обеспечивающих развитие, жизнедеятельность и самовоспроизведение организмов, их связь с окружающей средой и адаптацию к изменениям внешних условий.

Основу обмена веществ составляют процессы катаболизма и анаболизма.

Катаболизм (от греч. katabole – сбрасывание, разрушение) – совокупность протекающих в живом организме ферментативных реакций расщепления сложных органических веществ, включая и пищевые. В процессе катаболизма, который называют также диссимиляцией, происходит освобождение энергии, заключенной в химических связях крупных органических молекул, и запасание ее в форме богатых энергией связей АТФ. К катаболическим процессам относятся клеточное дыхание, гликолиз, брожение. Основные конечные продукты катаболизма – вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, молочная кислота, которые выводятся из организма через кожу, легкие и почки.

Анаболизм (от греч. anabole – подъем) – совокупность химических процессов в живом организме, направленных на образование и обновление структурных частей клеток и тканей. Процессы анаболизма, которые называют также ассимиляцией, составляют противоположную катаболизму сторону обмена веществ, и заключаются в синтезе сложных молекул из более простых с использованием энергии, высвободившейся в первой фазе метаболизма.

Посредником между организмом и внешней средой является кровь, которая принимает продукты распада, а также несет к тканям вещества, необходимые для осуществления процессов ассимиляции.

Процессы ассимиляции и диссимиляции тесно связаны между собой и составляют сущность жизни. Однако между ними далеко не всегда наблюдается равновесие. Так, при процессах роста преобладают процессы ассимиляции; при голодании, тяжелых заболеваниях, интенсивном физическом и умственном труде процессы диссимиляции могут быть значительно выше процессов ассимиляции. При правильном соотношении процессов ассимиляции и диссимиляции в организме взрослого человека наблюдается относительное равновесие в обмене веществ, что выражается в постоянстве веса. Снижение веса свидетельствует о недостатке веществ в организме и, наоборот, прибавка в весе говорит о преобладании процессов синтеза над процессами распада.

В процессе обмена веществ различают три этапа:

1-й этап – поступление  в организм питательных веществ  и кислорода;

2-й этап – усвоение  питательных веществ и кислорода  тканями и протекание окислительных  биохимических реакций с поглощением  и освобождением энергии;

Информация о работе Естественнонаучные основы физического воспитания