Воспитание как процесс формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

В широком социальном смысле воспитание включает в себя воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Файлы: 1 файл

Воспитание.docx

— 24.83 Кб (Скачать)

     Воспитание

     В широком социальном смысле воспитание включает в себя воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.[3].

     Взаимосвязь развития и воспитания личности

     Психическое развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

     В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определённые стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила название онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся осваивает знаковые и символические структуры; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становиться личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.

     В тоже время психика человека –  продукт культурно-исторического  развития всего человечества. Развитие психики как явления в эволюции органического мира является предметом филогенеза. В филогенезе различают следующие стадии (по А.Н.Леонтьеву); сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание. Эти же стадии наблюдаются в общем и сокращенном виде и в онтогенетическом развитии ребенка.

     Непрерывное психическое развитие ребенка можно  делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: ранее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др. они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста может соответствовать дошкольному уровню (в случае отставания), либо уровню подростка (в случае акселерации – опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

     Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

     1. От рождению до 2-3 лет – стадия развития природных психических функций. 2. От 2-3 лет до 12-14 лет – стадия развития простейших культурных психических функций. 3. От 12-14 лет до старости – стадия развития высших культурных психических функций. Основоположником данной классификации является Л. С. Выготский – автор культурно-исторической теории развития психики.

     Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция  появляется не сразу, а имеет некоторый  подготовительный период развития в  предшествующей стадии и свою базу – одну или несколько более элементарных функций. Высшие функции «наслаиваются» на предыдущие. При этом более простые функции, вплоть до инстинктов, продолжают действовать и управлять поведением человека. Психика воспитанного человека имеет слоистое строение. Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.

     Первая  стадия (0-2 года) начинается со дня рождения ребенка. Интенсивно развиваются: сенсорные функции (зрение, слух и др.), моторика (координация движений рук, ног, головы, туловища), эмоции (улыбка, удовольствие, удивление, ожидание, радость, любопытство, переживания, интерес, желания и т.д.), воля, сенсорный интеллект. Мышление малыша выражается в практическом анализе и синтезе связей между предмтами, непосредственно воспринимаемыми в обозреваемой ситуации. Появляются простейшие способы общения звуками и жестами. Ребёнок осваивает первые слова-предложения, но речь еще не связана с мышлением, нет знаковой деятельности. Основные факторы развития – мать и другие взрослые, общение с ними, игрушки и другие предметы, включенные в деятельность младенца. При отсутствии этих факторов психическое развитие прекращается и ребёнок на всю жизнь остается умственно отсталым. При систематическом действии этих факторов ребёнок постепенно переходит на следующую стадию развития.

     На  второй стадии (2-13 лет) на базе природных  психических функций появляются и развиваются простейшие, основные культурные психические функции: речь, прямая походка, умение читать, считать, писать, пользоваться различными культурными  средствами (столовыми приборами, орудиями ручного труда и др.), обогащаются  эмоции (уверенность, надежда, стыд, застенчивость, агрессия, враждебность и др.), воля; на основе сенсомоторного интеллекта образуются конкретные операции и дооператорный интеллект; мышление становится речевым, а речь – осмысленной. На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, учитель должен нравиться детям. При неблагоприятных условиях жизни учащийся может остаться на этой стадии на всю жизнь. Благоприятные условия развития – хорошая культурная среда, заботливые воспитатели, организация коллективной, совместной самостоятельной деятельности, разнообразие средств, интеллектуальное общение и др. – обуславливают переход учащихся на следующую стадию развития.

     На  третьей стадии (12-20 лет) учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение; основными стимулами и орудиями становятся знаки, реакции обусловлены логикой отношений между знаками; жизнь среди знаков и значений регулируется высшими психическими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память, восприятия и т.д.), высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы, чувство юмора, альтруизм и др.). воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как антиципация (умение предвидеть развитие событий, возможные результаты и последствия деятельности как своей, так и других людей) и рефлексия – новое качество личности, система, в составе которой интроспекция (самонаблюдение), самокритика и желание стать лучше, избавиться от недостатков предшествующего воспитания. Эти высшие психические функции сосуществуют с природными и простейшими культурными функциями, на базе которых они и появляются.

     Рассмотренные стадии психического развития существуют объективно и жестко следуют друг за другом. В зависимости от наследственности, биологических и культурных условий, характеристик учебно-воспитательного процесса, - стадии развития могут быть более или менее длительными, а переход учащихся с одной стадии на другую – более или менее успешным. Существенную роль здесь играют отношения между средой и воспитанием среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане её влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности.

     Условия воспитания для ребёнка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребёнок  осваивает культуру тремя путями.

     Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. в ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе. Это «стихийное воспитание» - освоение культуры народа под влиянием других людей без принуждения, без педагогической цели. Оно бывает, в частности, в некоторых семьях, если в них царит взаимная любовь и уважение, а родители пользуются авторитетом. В таких благополучных семьях родители говорят, что они не воспитывают детей, - дети сами, по собственному желанию впитывают новые духовные ценности под влиянием среды и обстоятельств жизни.

     Во-вторых, культура народа может осваиваться  по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным взрослым – воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. Воспитатель (не обязательно взрослый) – личность, владеющая некоторой системой духовных ценностей; воспитанник (не обязательно ребёнок) – индивид, которому предстоит освоить фрагмент культуры. Развивающее воспитание – целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

     В-третьих, ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание обусловлено тем, что воспитатели предлагают к освоению культурные ценности, утвердившиеся в обществе несколько десятков лет назад. Они кажутся воспитанникам несколько устаревшими, немодными. Появляется желание изучить новейшие модели поведения, познать современную культуру.[4].

 

 

Практическая  часть

     Как меня воспитывали? Трудно вспомнить  свое детство, когда родители контролировали все мои действии и пытались как то повлиять на формирование моей личности в процессе воспитания. Насколько я помню, особого давления с их стороны не было. Я делал что хотел, гулял там, где хотел, играл и общался с любыми друзьями. Во время обучения в школе мой дневник родители проверяли только в начальных классах. Позже им было достаточно просто спрашивать, как дела у меня в школе. Когда я учился в колледже, мои родители совсем перестали интересоваться моим образованием.

     Я не знаю почему они в детстве давали мне такую свободу действий, и почему их не интересовало мое образование. Я считаю, что родители, еще в начальных классах увидели во мне какое-то стремление к познанию, или может быть увидели, что я понимаю о том, что образование мне необходимо, что мне не все равно, какие оценки мне ставят в дневник, что я веду осознанную жизнь и начинаю думать о будущем.

     И ведь они все делали правильно. Я  не связался с какой-нибудь плохой компанией, у меня порядочные отзывчивые друзья. Школу я закончил лишь с одной  тройкой по математике, колледж –  без троек.

     Но  к каждому человеку нужен свой подход. Есть еще один пример. Одного моего знакомого, его зовут Егор, воспитывали примерно также, как и мнея. Но мы с ним совершенно разные люди. Ему было не интересно учиться, он общался «не с теми» людьми, на данный момент у него нет никаких целей в жизни. У него нет друзей, он не умеет общаться  с людьми, он живет с бабушкой, не думает об образовании, работе, карьере. Порой возникает мысль о том, что он вообще психически не развит для своих лет.

     Я не знаю, как правильно воспитывать  детей, нет общей методики, которая подошла бы ко всем. Но я уверен, что подход можно найти к любому человеку.

     Расчет темперамента по формуле:

     Х=27.8%

     С=41.7%

     Ф=25%

     Ф=5.5% 

     Список  использованной литературы

  1. Кволс, к. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания / К. Кволс. – СПб. : ИД «Весь», 204. – 288 с.
  2. Реан, А.А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2007. – 432 с.
  3. http://www.copy-spb.ru/bookinfo-la-trigorovich/la-trigorovich-pedagogika-i-psikhologiya-razdel-1.html?start=19
  4. http://uchebnikfree.com/page/uchpidkasistij/ist/ist-4--idz-ax235--nf-13.html

Информация о работе Воспитание как процесс формирования личности