Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:31, реферат
Само название психологии означает, что психология – это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии.
Психология – это многообразная и не изученная полностью наука.
Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью психических процессов. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому что являются средствами, инструментам всякого познания.
Введение
Ощущение
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Список используемой литературы.
План.
Введение
Список используемой литературы.
Введение.
Само название психологии означает, что психология – это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии.
Психология – это
Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью психических процессов. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому что являются средствами, инструментам всякого познания.
К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.
Познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности.
1. Ощущение.
Самыми простыми из всех психических явлений считаются ощущения, которые представляют собой осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды.
Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются только у тех живых организмов, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.
Ощущения как психические образы формируются в результате деятельности сенсорной системы.
Сенсорная система – часть нервной системы, воспринимающая внешнюю для мозга информацию, передающая ее в мозг и анализирующая ее.
Основные функции сенсорной системы таковы: обнаружение сигналов, их различение, передача, преобразование и кодирование, а также создание сенсорного образа и его опознание.
Сенсорные системы формируются на основе деятельности соответствующих органов чувств. В соответствии с ними выделяются и модальность, то есть качественная характеристика ощущений:
- Слуховые;
- Обонятельные;
- Тактильные;
- Вкусовые;
- Температурные;
- Кинестетические, регулирующие движения.
Классификация ощущений:
2. Восприятие.
Восприятие представляет
собой более сложный
Восприятие – целостный образ предметов и явлений, возникающих в результате синтеза ощущений. В процессе восприятия происходит выделение наиболее существенных и основных признаков предмета с одновременным отвлечением от несущественного для данной ситуации и сопоставление воспринятого с прежним опытом.
Восприятие может выступать в трех формах: сознательное восприятие в форме осмысленного и означенного (связанного с речью) синтеза ощущений, подпороговое восприятие, экстрасенсорное восприятие.
Психологи в основном занимались изучением сознательного восприятия, где психология базируется на результатах психофизиологии.
Подпороговое и экстрасенсорное восприятие до последнего времени было выведено за рамки научного исследования в область парапсихологии.
Принципы организации восприятия. Которые наиболее полно описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии в лице психологов, как М.Вертгеймер (1880 – 1943), В.Келле (1887 – 1967)
Первый принцип организации восприятия состоит в том, что любой предмет или образ воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг структурирует таким образом, что все, имеющее для нас какой-то смысл, расценивается как фигура, выступающая на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это, прежде всего, относится к зрению, но также к другим чувствам.
Второй принцип организации восприятия заключается в целостности, проявляющейся в том, что наш мозг старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.
Третий принцип организации восприятии – объединение (группировка) элементов. Элементы могут объединяться по разным признакам, например, таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия.
Основные характеристики образов восприятия.
Предметность восприятия характеризуется способностью воспринимать мир в форме предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Константность. Мир воспринимается не только как организованный, но также как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом зрения.
Осмысленность восприятия проявляется в том, что восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Швейцарский психолог Г. Роршарх установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное и только некоторые психические больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые.
Подпороговое восприятие.
Сигналы, поступающие из внешнего, для того чтобы быть воспринятыми, должны преодолеть физиологический порог. Не все сигналы, преодолевшие физиологический порог, воспринимаются на уровне сознания. Для того чтобы быть воспринятыми, сигналы должны затем превысить другой порог – порог восприятия. Это порог сознательного опознания. Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия, напротив, гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а также от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.
Подпороговое восприятие позволяет организму отвечать на поступающие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Именно эти особенности подпорогового восприятия используются в рекламе товаров и в воздействии на психику средств массовой информации..
Экстрасенсорное восприятие.
К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов:
Объяснения экстрасенсорному восприятию даются с разных несопоставимых позиций. Наличие многих объяснений экстрасенсорного восприятия свидетельствует о трудностях познания психических процессов.
Исследования сознания в трансперсональной показали, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему. Объяснение телепатии, ясновидения, с точки зрения трансперсональной психологии, заключаются не в том, как возможны эти явления, а в том, как описать барьер, не позволяющий им происходить в любое время.
3. Внимание.
Внимание в процессе
жизни человека выполняет много
различных функций. Оно активизирует
нужные и тормозит не нужные в данный
момент психологические и
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Виды внимания:
Свойства внимания:
4. Память
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведение – это не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его производства живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим или быстро меняемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не смог бы совершенствоваться дальше.
У животных организмов существует только два вида памяти: онтогенетическая и генетическая.
Онтогенетическая память выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохранится, не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.
Генетическая память проявляется в передаче генетическим путём из поколения в поколение жизненно необходимо биологических, психологических и поведенческих свойств.
Наиболее высокого уровня развитее памяти достигает у человека, обладающего таким мощным средством хранения информации, как язык. Без памяти невозможно нормально функционирование ни личности, ни общества. В человеческом обществе формируется социальная память как способ передачи социокультурной информаций от поколения к поколению.
Память – это способ существование психики во времени, способ удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психике, нашей психологической идентичности.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
По времени сохранения информация психологи выделяют, мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная или сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов, непосредственное отражение информации органами чувств.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд (без повторения).
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности. Оперативная память обслуживает конкретную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течении дня, а время ночного сна отводиться для очищения промежуточной памяти.
Долговременная память способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока. Она бывает 2-х типов:
Генетическая память передает и воспроизводит информацию по наследству, храня в генотипе. Генетическая память поддается влиянию через обучение и воспитание.