Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

0.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

 

Неполная  семья как фактор психологического неблагополучия ребенка 

(курсовая  работа)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социально-психологические особенности  адаптации ребенка из неполной семьи  в социуме.

    1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
    2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10

Глава 2. Организация социально-психологической  работы с детьми из неполных семей.

2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка

из неполной семьи …………………………………………………………………20

2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………….36

Список  литературы…………………………………………………………………39

Приложение…………………………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Актуальность. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность.

         На протяжении многих веков семья остается неотъемлемым элементом структуры общества. В семье происходит первичная социализация личности. Семья – это основанная на браке или кровном родстве молодая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями, помощью, эмоциональной и моральной ответственностью. Брачный союз является основной ячейкой государства, от положения которой зависит его развитие. Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности отражаются на семье, ее образе жизни.

         Важной проблемой современной  семьи является отсутствие одного из родителей. В таких семьях возникают проблемы разного характера. В семье отсутствие отца оказывает влияние и на ребенка, и на экономическом статусе семьи, поведение матери ее взгляды и психическое здоровье.

         Причины возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода вообще нет, и семья вынуждена жить на пособия по безработице, либо на детское пособие). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчин в силу ее отставания по социальной лестнице вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получает их, как правило, покрывают не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям: во всяком случае, их разрешить проще, чем социально- психологические, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполной семей, прежде всего детей. 

         Это, во-первых, обида, угнетенность  и чувство собственной неполноценности,  которые могут испытывать дети  после развода их родителей.  Нередко дети винят себя в  распаде семьи. Во-вторых, чувство  вины перед детьми, нередко у  женщин, что является причиной их гиперопеки. Стремясь понизить жизненные стандарты своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки такие случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность – затруднение в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь, родители. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. В неполной семье ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение: это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, к распаду семьи.

         Хотя неполных семей, в которых  отец один воспитывает детей,  гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

         Также, стала распространенной новая категория неполных семей – неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы; гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на воспитание и содержание. Такие семьи, как правило, имеют низкий уровень доходов, ряд сложностей, вызванных плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, поэтому часто эти дети демонстрируют девиантные формы поведения.

         Таким образом, неполная семья является  одной из важных проблем современного общества.

         Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения по вопросам проблемы неполной семьи, психологических особенностей ребенка из неполной семьи, адаптации его в социуме, нашедшие отражение в трудах психологов Л. Анзорг, Н. Башкирова, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, М.В. Лысогорская, З. Марова, З. Матейчек, О.В. Некрасова, Я. Николаева, С. Радванова, Г.Фигдор, Хетерингтон.

         Объект исследования: дети из неполных семей.

         Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с детьми из неполных семей.

        Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.

         Задачи:

      1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.

      2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.

      3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.

     4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

         Гипотеза: мы предполагаем, что социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей позволит снизить уровень психологического неблагополучия ребенка.

         Методы исследования: 1) наблюдение

                                                    2) диагностика 

                                                    3) анализ литературы

         База исследования: исследование проводилось в средней общеобразовательной школе. В эксперименте принимали участие    ученики 7 класса, средний возраст которых 12-13 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме

    1. Неполная семья и ее социально-психологические категории
 

         Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях.

         Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.

         Факт развода вызывает такие  тяжелые последствия, как неврозы,  депрессивные состояния и различные  нарушения в поведении: озлобленность, агрессивность ребенка и пр. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить, имеет ли воспитание ребенка без отца устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.

         Неполная семья образуется вследствие  расторжения брака, внебрачного  рождения ребёнка, смерти одного  из родителей  или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей:

  • осиротевшая
  • внебрачная
  • разведенная
  • распавшаяся

         В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

         По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребёнком или с несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

         В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приёмными или опекунами. Соответственно этому, такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

         Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся её члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.

         Семейные отношения с родственниками  и друзьями умершего родителя  будут продолжаться и впредь, когда овдовевший вновь вступит  в брак, так как общественное  мнение принимает второй брак  после вдовства как само собой  разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают такие трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребёнка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребёнка об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребёнку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно даже идеализируя его. Например, отец умер, ребёнок его не помнит, но гордится им как самым замечательным на свете. Умерший отец всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, что не может не сказаться на формировании личности ребёнка. Всё зависит от того, какую позицию по отношению к ребёнку займёт овдовевший родитель, который учиться жить и заботится о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это  всегда нелегко. Однако с точки зрения воспитания ребёнка здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, где также остался один из супругов, но в связи с распадом семьи из–за развода супругов. 

Информация о работе Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка