Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа
Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42
Неполная
семья как фактор
психологического неблагополучия
ребенка
(курсовая работа)
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Социально-психологические
Глава
2. Организация социально-
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные
направления социально-педагогической
работы с ребенком из неполной семьи…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность.
На протяжении многих веков семья остается неотъемлемым элементом структуры общества. В семье происходит первичная социализация личности. Семья – это основанная на браке или кровном родстве молодая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями, помощью, эмоциональной и моральной ответственностью. Брачный союз является основной ячейкой государства, от положения которой зависит его развитие. Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности отражаются на семье, ее образе жизни.
Важной проблемой современной семьи является отсутствие одного из родителей. В таких семьях возникают проблемы разного характера. В семье отсутствие отца оказывает влияние и на ребенка, и на экономическом статусе семьи, поведение матери ее взгляды и психическое здоровье.
Причины возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода вообще нет, и семья вынуждена жить на пособия по безработице, либо на детское пособие). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчин в силу ее отставания по социальной лестнице вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получает их, как правило, покрывают не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям: во всяком случае, их разрешить проще, чем социально- психологические, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполной семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность
и чувство собственной
Хотя неполных семей, в
Также, стала распространенной новая категория неполных семей – неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы; гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на воспитание и содержание. Такие семьи, как правило, имеют низкий уровень доходов, ряд сложностей, вызванных плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, поэтому часто эти дети демонстрируют девиантные формы поведения.
Таким образом, неполная семья является одной из важных проблем современного общества.
Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения по вопросам проблемы неполной семьи, психологических особенностей ребенка из неполной семьи, адаптации его в социуме, нашедшие отражение в трудах психологов Л. Анзорг, Н. Башкирова, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, М.В. Лысогорская, З. Марова, З. Матейчек, О.В. Некрасова, Я. Николаева, С. Радванова, Г.Фигдор, Хетерингтон.
Объект исследования: дети из неполных семей.
Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с детьми из неполных семей.
Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.
Гипотеза: мы предполагаем, что социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей позволит снизить уровень психологического неблагополучия ребенка.
Методы исследования: 1) наблюдение
База исследования: исследование проводилось
в средней общеобразовательной школе.
В эксперименте принимали участие
ученики 7 класса, средний возраст которых
12-13 лет.
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме
Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.
Факт развода вызывает такие
тяжелые последствия, как
Неполная семья образуется
В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.
По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребёнком или с несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приёмными или опекунами. Соответственно этому, такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.
Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся её члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.
Семейные отношения с
Информация о работе Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка