Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

0.doc

— 223.50 Кб (Скачать)
 

    Результаты  проведенной коррекционной работы показали, что наметились тенденции улучшения эмоционального состояния детей. Следует отметить, что дети стали более открыты, общительны, снизилась тревожность детей. Видны положительные результаты упражнений, направленных на коррекцию агрессивности.

    Таким образом, проведенная экспериментальная  работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу о том, что социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей позволит снизить уровень психологического неблагополучия ребенка.

    Безусловно,   окончательно дети еще не избавились от отрицательных, негативных проявлений,   так как отведенного на коррекционную работу времени не достаточно для серьезных изменений психики детей. Мы лишь наметили пути коррекционной работы, при дальнейшем использовании которой возможно получение еще более положительных результатов. 

 

Рекомендации социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи

     Первое, что социальному педагогу необходимо сделать, начиная свою работу, - это получить от администрации, учителей, классных руководителей, психолога наиболее полную информацию об уровне социального развития детей и подростков. На этом этапе важно выявить учащихся, которые являются систематическими нарушителями установленных в школе норм и правил (частый пропуск уроков, вызывающее поведение во время уроков и на переменах, курение в недозволенных местах, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы жизнедеятельности школы (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение, порча мебели). Возможно, выявится и группа учащихся, которые уже совершали правонарушения, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Социальный педагог составляет картотеку, в которой фиксирует внешние, основанные на отзывах педагогов и психолога проявления тех или иных поступков, социальный состав семьи, сведения о контактах за пределами школы.

         Следующий очень важный этап  – непосредственное общение с  детьми. Задача этого этапа – установление контакта с каждым из них. Очень важно найти время и место проведения первого знакомства, суметь вызвать подростка на разговор, не связанный с отрицательным поведением его в школе или за ее пределами. Предмет разговора может быть самым простым: какую любит погоду, фильмы, музыку, какие ребята или взрослые нравятся, что делал(а) в ближайшее воскресенье, и пр. Все зависит от собеседника и от сложившейся ситуации. Желательно, чтобы у подростка появилось желание продолжить общение. Если этого не произойдет, не следует торопить события.

         Далее социальный педагог собирает  более полную информацию о  ребенке из неполной семьи. Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания первоначальной стратегии работы с тем или иным ребенком. Она зависит от того, какие из проблем (внутришкольные или внешкольные) на данный момент вызывают повышенную тревогу у педагогов, родителей и общественности. Если мы имеем дело с педагогической запущенностью, и большинство проблем носит внутришкольный характер: отношение к учебе, к педагогам, нормам коллективной жизнедеятельности, то необходимо привлечь к совместной работе педагогов школы, психолога и родителей, с тем чтобы создать в самой школьной жизни благоприятные условия для успешной самореализации подростка, поднять его статус как ученика и члена детского коллектива.

         В случае так называемой социальной запущенности основные проблемы ребенка связаны с внешними негативными влияниями. И работа социального педагога в большей степени направлена на изучение особенностей этих влияний, поиск путей их нейтрализации. С помощью работников учреждений правопорядка, здравоохранения, муниципальных служб обеспечивается сопровождение таких подростков, привлечение их к социально значимой деятельности, к участию в организованных формах проведения досуга, каникулярного времени.

         Первая стратегия строится в  большей степени на взаимодействии социального педагога с самим ребенком. Она имеет место в том случае, когда окружающая подростка среда довольно благополучна (полная и вполне материально обеспеченная семья, нормальные условия проживания, родители интересуются школьными успехами ребенка, в школе созданы хорошие условия обучения), но подросток по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог ориентируется на возможности личностного самодвижения ученика, стремится развить у него субъектную позицию. Проявляет повышенное внимание к достижениям и успехам учащегося, помогает ему самореализоваться и повысить свой статус в детском коллективе.

         Вторая стратегия предполагает работу с педагогическим и взрослым социальным окружением подростка. Данная стратегия выбирается в тех случаях, когда вокруг ребенка сформировалось довольно устойчивое негативное общественное мнение, которое еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. Основная задача социального педагога состоит в переориентации взрослых, в объединении усилий по поддержке ребенка, в создании благоприятных условий для его самореализации. Одновременно социальный педагог совместно с психологом работает с самим подростком, помогая ему осознать свои проблемы и сформировать стремление быть принятым своими одноклассниками и педагогами. А изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в самой личности.

         Третья стратегия необходима  в тех случаях, когда подросток оказывается в изоляции в своем классе, подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны одноклассников. В этом случае социальный педагог совместно с классным руководителем проводит работу по оздоровлению отношений в детском коллективе.

         И, наконец, четвертая стратегическая  линия направлена на нахождение  способов взаимодействия с детьми  в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее  сложная и недостаточно изученная  область педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому здесь возможно только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях.

         Выделенные направления, безусловно, не исчерпывают всех возможных  вариантов деятельности социального педагога. Ее содержание каждый раз зависит от конкретной ситуации и индивидуальности подростка.

 Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы:

- помощь  семье в проблемах, связанных  с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

- помощь  ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его  успеваемость и посещение учреждения;

- привлечение  детей, родителей, общественности  к организации и проведению  социально-педагогических мероприятий,  акций;

- распознавание,  диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка на ранних стадиях развития, с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное  и групповое консультирование  детей, родителей, педагогов, администрации  по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в неполной семье и т.п.;

- выявление  запросов, потребностей детей и  разработка мер помощи конкретным  учащимся с привлечением специалистов  из соответствующих учреждений  и организаций;

- помощь  педагогам в разрешении конфликтов  с детьми, в выявлении проблем  в учебно-воспитательной работе  и определении мер их преодоления;

- проектирование, разработка планов и программ  по различным направлениям деятельности  образовательного учреждения;

- пропаганда  и разъяснение прав детей, семьи,  педагогов;

- решение  практических вопросов обеспечения  учебно-воспитательной работы за  пределами расписания учебных  занятий.

         При работе с детьми из неполных семей необходимо составлять списки и картотеки неблагополучных детей и их семей, налаживать связи с различными социальными учреждениями.

         На каждую неполную семью составляется индивидуальная программа реабилитации, в которой ведется планирование и отслеживание проведенных мероприятий, их результативность и коррекция. Работа с детьми из неполных семьями требует активной, продолжительной поддержки и одним из основных ее методов является социальный патронат. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются неполные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка: отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом и т.д.       

         Отсутствие полноценного образца  для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.

         Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время количество одиноких матерей, к сожалению, неумолимо растет и поэтому очень важно знать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.

         Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

         Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.

         Статистические исследования свидетельствуют,  что в силу названных причин  дети из неполных семей, по  сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

         Все это не означает, однако, что  неполная семья обязательно является  неблагополучной в воспитательном  аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.

         Неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

         Для реализации неполными семьями функций социализации одинокие матери и их дети нуждаются не только в различных видах материальной помощи, но и в социальном содействии. Выявление и исследование характера и степени "нуждаемости", а не формальные признаки структуры и генезиса этих семей необходимы для обоснования и разработки программ и способов социальной и психологической помощи.

Информация о работе Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка