Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

0.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

         Отличительной  особенностью неполных разведенных семей является  то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Следует учесть и то, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу, тем более что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его попытках занимать независимую и доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом отношений в такой семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берёт на себя бабушка с авторитарными чертами характера и повышенной принципиальностью или дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакцию на неприятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому по отношению к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. К девочкам матери относятся более бережно. Тем не менее, оставшиеся с матерью дети становятся своеобразными факторами для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений.

         Свои особенности имеет и такая  разновидность неполной семьи,  как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребёнка вне брака. В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребёнка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребёнка в качестве напоминания о человеке, которого она любила. Иногда у одинокой женщины ребёнок появляется на свет незапланированным.

         Все проблемы, связанные с устройством  семейной жизни одинокой женщины,  начинаются ещё в период беременности. Во-первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принять внебрачного ребёнка в свою семью. В связи с этим одинокая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны и ей приходится одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребёнка. Во-вторых, родительские обязанности одинокой матери никто вроде бы не усложняет, но никто и не поправляет её, если она допускает ошибку. Если окружающие не вмешиваются в воспитание, значит, они и не помогают. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьёзные нарушения в развитии личности ребёнка. Поэтому дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания, так и не испытав семейного тепла (круглосуточные группы детского сада, интернаты, специализированные училища). Воспитание таких детей почти ничем не отличается от воспитания тех, кто вырос вообще без родителей и провёл первые годы в детском доме.

         Нередко одинокая мать дрожит  над ребёнком и воспитывает  его по своему образу и подобию. Он же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивая стандарты её поведения. Примечательно, что более половины женщин, решившихся на внебрачного ребёнка, сами родились вне брака, отмечают психологи.

         Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребёнка и формировании его личностных качеств. 

    1. Психологические особенности ребенка  из неполной семьи

         Психическая травма – это тяжелые индивидуальные психические переживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно – психических заболеваний.

         Семейная психиатрия развивает  и конкретизирует учение о психической травме. Это связано с тем, что семья может вызывать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы её членов. Психическая травма – это явление, возникающее на пересечении неблагоприятных воздействий нарушений семьи и психических расстройств личности. Нарушения семьи вызывают психическую травму; развитием этой травмы или реакцией на неё является нервно – психическое расстройство индивида – члена семьи.

         Например, по мнению специалистов, жизнь в неполной разведенной семье приводит к тому, что ребёнок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой – то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребёнка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается ребёнком как освобождение от кошмара.

         Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и чешскими психологами. Они считают, что, тяжело переживая развод родителей, дети с трудом привыкают к новой ориентации. Достаточно, например, пятилетнему ребёнку намекнуть на то, что папа может увести его из дома и никогда не вернуть его маме, а мама изведёт себя вечной тоской по нему, как ребёнок начнёт бояться отца, не захочет идти к нему в гости. Возможно, это выглядит несомненным успехом матери. Однако она платит за этот «успех» неустойчивым мироощущением ребёнка в течении долгого времени. Неуверенность ребёнка может серьёзно отразиться на его отношении к матери и на всей его взрослой жизни. И это будет вина матери, которая, казалось бы, победила. Все ситуации, которые продлевают конфликт между родителями, неизбежно усиливают и продлевают состояние неуверенности у ребёнка.

         О неблагоприятном  воздействии развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. В качестве доказательства он приводит пример из собственной врачебной практики. В маленьком городе жила семья. Дочь хорошо училась, занималась общественной работой. Родители вместе с девочкой радовались её успехам. Но вскоре отец ушел к другой женщине. Девочка очень тяжело переживала эту семейную трагедию, глубоко затаив обиду на предавшего её отца. Со временем она смирилась с тем, что родители развелись. Однако хрупкое душевное равновесие девочки было нарушено нетактичным поведением отца. В их семье была автомашина, которую при разводе отец оставил бывшей жене и дочери. Но со временем по настоянию новой жены он решил забрать машину и требовал её немедленно. Не пожелав ждать, в присутствии собравшихся из любопытства людей, среди которых были одноклассницы дочери, он грубо вытолкнул мать и дочь из машины. Когда отец стал вытаскивать дочь из машины, у нее из–за сильного нервного потрясения отнялись ноги. Истерическое нарушение деятельности органов движения длилось много лет и не поддавалось никакому лечению. Девочка стала жертвой семейных раздоров. И что самое страшное, как отмечает М.И. Буянов, психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной  семейной средой, почти всегда носят хронический характер.

         По поводу особенностей формирования  личности ребенка в неполной  семье существуют разные, зачастую  противоречивые точки зрения, но  почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины, является предпосылкой отклонений в психическом развитии ребёнка.

         Как считают психологи, дефицит  мужского влияния в неполных  семьях проявляется в следующем:

  • нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребёнка за счёт развития способностей вербальных;
  • менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;
  • затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
  • становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребёнка от матери, вывести его в более широкий мир.

         По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребёнка из неполной семьи наиболее отчётливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребёнка, его желания учиться, интереса к учёбе. Как связано участие мужчины в воспитании с формированием этих качеств с учётом того, что структуры мужского и женского мышления несколько различны? Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склонны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хотя и самые общие, но, тем не менее, реальные тенденции.

         Для полноценного развития интеллекта  ребёнка очень важно, чтобы  в его окружении начиная с  раннего детства встречались оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы это оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием, - отрицательно сказывается на развитии математических способностей как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии, - качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В её основе – отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Женщины, чьё детство прошло без мужского влияния, испытавшие в этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают страхом перед математикой, необходимость произвести самые простые математические действия приводит их в замешательство.

         Известно, что на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребёнка. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребёнок был лишён возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребёнок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимым в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребёнка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы.

         Общий интеллект, умственная одаренность  чаще связаны с наличием успешного,  сильного и активного отца, но  высокий уровень творческих способностей  нередко отмечается у детей, брошенных отцами. Есть также данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

         Другой важной психологической  проблемой, связанной с воспитанием ребёнка в неполной семье, является нарушение половой идентичности,  несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребёнка (в отличии от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.

         По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчиков  и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребёнку придётся жить без отца (из-за смерти или развода родителей), тем серьёзнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером.

         В развитии девочек отец играет  также важную роль. Для неё он мужчина № 1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становится образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами.

         Огромную роль  в судьбе девочки играет, прежде всего, общая оценка отцом её внешности – даже в самые ранние, дошкольные годы, а тем более в подростковом возрасте, когда внешняя привлекательность становится фактором самоуважения девочки.

Информация о работе Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка